Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон содержательности

1. Формулировка закона

Закон содержательности: обстоятельность, обширность представления информации дают объем.

2. Положительное понимание, которое способствует содержательности

«Содержательный рассказ лучше, чем поверхностный показ».

«Раскрытая подробно, со всех сторон тема лучше понимается и усваивается».

«Содержательное легче осмыслить, чем поверхностное».

«Содержательные материалы, выступления, мероприятия информативны, полезны, серьезны», и др.

3. Механизм формирования содержательности

Содержательными могут быть беседа людей, выступление человека, любой текст (инструкция, статья, художественное произведение, научно-исследовательская работа и т.д.), музыкальная постановка, спектакль, фильм – все, что содержит в себе информацию, которая представлена обстоятельно и обширно.

Человек может излагать информацию по-разному. Если стоит цель дать общее, поверхностное представление о чем-либо, то человек ограничивается малым количеством информации, излагая ее в общих чертах. А если необходимо, чтобы было более глубокое, широкое представление и понимание всей ситуации, происходящих событий, то изложение делают насыщенным информацией, обстоятельным, с присутствием всех важных подробностей, объемным, то есть содержательным.

Чтобы достичь содержательности и объема, необходимо:

1. В текст, сообщение или выступление вместить столько информации, чтобы она была представлена обширно. Конечно же, не любая информация повысит содержательность, а лишь та, которая соответствует теме, будет приведена, по существу. В противном случае, как бы человек много и подробно не рассказывал «и о том, и о сем», не по делу, содержательности не будет, потому что пропадает суть – изложенное не содержит ничего нужного по теме.

Вся дополнительная информация, которая привлекается, должна работать на основную тему, должна ее уточнять, расширять, раскрывать.

Рассмотрим на примере работы человека над статьей. Человек тему раскрывает широко, обстоятельно. В статье присутствуют все ее части (вступление, основная часть, заключительная – выводы), каждая из которых наполнена информацией, которая в ней должна быть непременно.

Человек в статье приводит жизненные примеры, научные факты для подтверждения своих слов; каждую важную, ключевую мысль делает наглядной (с помощью тех же примеров, использования ярких образов, сравнений, повышения осознания ее ценности и т.д.).

В зависимости от темы дает историческую справку или представляет статистические данные, мнения людей, описывает причины поднятой в статье проблемы, показывает ее распространенность, перечисляет существующие меры ее преодоления, предлагает новые, действенные выходы и т.д.

То есть человек задействует все возможные приемы, приводит все необходимые доводы, привлекают столько информации, чтобы статья стала содержательной, объемной и дала читателю понимание изложенной проблемы, читатель проникся темой статьи, сделал для себя определенные выводы и сформировал свою внутреннюю позицию по рассмотренной теме.

Или, в содержательной киноленте показывают несколько линий развития событий, происходящих либо в одно время, либо выстроенных в хронологической последовательности, раскрывающих жизненные перипетии разных героев, но каком-либо образом связанных с судьбой главного героя. Такой фильм наполнен большим количеством информации и чаще всего имеет такой объем, что демонстрируется в нескольких сериях, а иногда выпускается и в нескольких частях (дилогиях, трилогиях, тетралогиях, пенталогиях, гексалогиях и т.д.) в разные временные периоды. Главное, что все части объединены общей идей, героями и преемственностью сюжета.

Наполнить большим количеством информации можно и устное сообщение любого рода, и выступление, переданное неречевыми средствами. Даже простое объяснение человека может быть содержательным.

Так, если человеку необходимо дать содержательное объяснение своих поступков, своего решения, он рассказывает о начальных обстоятельствах дела, о причинах такого положения, о вариантах действий, которые у него были, о своем окончательном выборе, о мотивах этого выбора. Его объяснение будет уже другим, в отличие от объяснений, выраженных в двух-трех словах «так пошло», «не смог по-другому», «помешали обстоятельства» и т.п.

Или, показывая короткое выступление без речевого сопровождения, человек (например, фигурист или актер) насыщает свой номер таким количеством действий, разнообразных движений, элементов, чтобы зритель понял содержание номера, его смысл, окунулся в атмосферу действа и получил объемное представление.  При этом выступающий подбирает костюм, реквизиты, создает антураж, соответствующий теме. Такой номер становится содержательным, раскрывает насколько возможно полно в отведенное время тему выступления.

Количество вмещаемой информации будет зависеть от ситуации и формы ее подачи, которая задает свои требования к объему информации.

Например, если человек старается сделать свое резюме содержательным, то он указывает сведения об образовании, последовательно перечисляет все места своей трудовой деятельности, сроки работы, занимаемые должности, свои достижения, значимые детали. Пишет о профессиональных навыках и умениях, личностных качествах не путем стандартного набора слов, а описывая расширенно. Но соискатель ограничен в объеме самой формой – резюме не может быть романом.

2. Сделать изложение информации обстоятельным. Обстоятельность представления информации достигается за счет подробного, детального описания – со всеми мелкими частностями. Это не значит отразить любые мелкие несущественные детали, которые лишь уведут внимание от главного в сторону. Важно информацию развернуть – показать все «пункт за пунктом» (обстоятельно), именно так, чтобы раскрыть описываемый объект или явление со всех сторон.

Например, авторы известных литературных произведений так детально описывают героев (мельчайшие подробности внешности, особенности и нюансы характера), объекты (их расположение, вид, устройство), события (с чего начались, как развиваются – чуть ли не поминутный процесс), что через текст без какой-либо визуальной наглядности видишь четкие образы людей, видишь события, их масштабность со всеми действиями его участников, со всеми указанными автором нюансами, играющими важную роль в передаче настроения и атмосферы событий.

Или, на картинах художников, которые имеют высокую содержательность, можно отметить либо большое количество изображенных людей и различных объектов, которые делают картину наполненной информацией, либо детальную прорисовку человека (его внешности, одежды, обстановки вокруг него и т.п.) в сочетании с использованием большого количества цветовых решений. При рассмотрении полотна можно почерпнуть много интересной информации о запечатленном человеке, его характере, положении, об особенностях времени, в котором он жил (нравах, обычаях, предрассудках, традициях, тенденциях…).

Так и любой человек может, например, поделиться своим опытом, подробно написав о нем, или выступить перед аудиторией с детальным описанием эксперимента, который он провел. Обстоятельно изложенная информация, полученная читателями и слушателями, даст им в итоге содержательное и объемное представление.

Существуют разные приемы подробного раскрытия темы, изложения информации.

Например, чтобы детально, точно показать характер какого-либо человека, можно перечислить все его личностные качества (восприимчивый, сообразительный, толковый, пунктуальный и т.д. и т.п.), можно перечислить его дела и поступки, то есть дать ему полную характеристику. А можно это сделать, применив другие способы, например, подробно описав один из обычных дней человека, который покажет свойственные человеку действия и поступки; детально описав его жилище, которое отразит предпочтения человека, привычки, взгляды, его отношение к жизни, расскажет о его внутренних качествах. При этом могут быть использованы выразительные средства речи (эпитеты, сравнения, метафоры). С их помощью можно легко отметить важные детали.

Подобный прием нередко используется в современных видеосюжетах, где информация, детально и последовательно показанная зрителю, крупным и мелким планом, имеет такой объем, что дает телезрителю полное представление о поднятой в программе проблеме.

Деятельность человека, его труд, любое мероприятие, любой процесс могут быть как пустыми, так и содержательными.

Содержательность деятельности заключается в наполненности полезными делами, действиями; содержательность труда определяется разнообразием и объемом трудовых функций, которые выполняет человек, творческими элементами. Мероприятие и любой процесс содержательны в том случае, если они насыщены деятельностью, направленной на развитие.

Такая деятельность, такое мероприятие имеют совсем другой масштаб и степень полезности, а значит, они открывают людям больше понимания в единицу времени.

 

Что мешает содержательности?

Безынициативность. Незаинтересованность. Унылость. Когда у человека нет внутреннего «огонька», нет внутри «жизни», то это отражается и на его работах, его деятельности, в которых присутствует больше блеклости, пустоты, обыденности, вялости, ненасыщенности. Человеку наполнение не важно, разнообразие дел неинтересно, в них он не видит смысла, поэтому и нет содержательности.

Любопытство. Дотошность. Стремление вникнуть во все мелочи, излишний к ним интерес и желание сообщить о них делают рассказ человека настолько утомительным и нудным для слушателей, что вместо содержательной речи люди слышат рассказ «обо всем в ненужных подробностях».

Азартность, увлеченность. Не ощущая меры, можно дать слушателям столько информации, что вместо одной темы, которую нужно раскрыть, уже погрузиться в другую. Вместо содержательности появляется навороченность – запутанность.

Лень. Если человеку не хочется делать ничего «лишнего», как он считает («Как-нибудь рассказал, как-нибудь выступил, как-нибудь сделал, да и ладно»), то его тексты, выступления и т.п. будут настолько информативны, содержательны, насколько лень дала человеку потрудиться.

Предвзятость. Искажение. Когда человек относится с предубеждением к какой-либо теме, не пересматривая своего мнения о ней, то и наполнять он будет свое изложение теми фактами, которые он считает верными. Таким образом он искажает представление об изложенной теме, урезая наличие достоверных, объективных сведений. Такая подача информации уже не может быть содержательной, отражающей суть, а сама информация не может людьми пониматься правильно. Так, существуют попытки изложить историю нашей страны с подробностями «на свой лад». Такие «труды» не раскрывают правды, они не содержательны, а полны искажений и лжи.

Морализирование. Склоняясь к назидательности и нравоучениям, человек в изложении информации делает акцент на поучительность (его волнует, как исправить других «как следует») в ущерб содержательности темы.

Поспешность. В спешке человек много чего пропускает, забывает сообщить и таким образом снижает содержательность.

Невежество. Если человек владеет недостаточной информацией по теме, которую он хочет представить, и не желает в ней получше разобраться, то его изложение информации в стремлении создать ей объем становится вещанием «обо всем понемногу», далеко не по существу и явно несодержательным.

Примитивность. Бездумность. Если человек слишком упрощенно подходит, например, к своему выступлению, он либо даже «не берет в голову» возможность сделать его содержательным, либо в стремлении изложить как можно больше информации перечисляет все подряд, не подумав об уместности (вместо содержательного выступления – сумбур: слушатели путаются, что – по теме, а что – нет). А примитивный, бездумный подход к деятельности или организации мероприятий делает их формальными, пустыми, несодержательными (наполненными неактуальными делами и действиями, имеющими мало смысла), т.е. непонятными для людей («Зачем, спрашивается, приходили, участвовали?!»).

Возможны и другие причины.

4. Ошибочное представление о содержательности и положительное понимание термина
 

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Написать, рассказать содержательно – это значит написать или рассказать всего очень много, а по существу или нет – не важно».

 

Примечание. Каким бы количеством информации не была насыщена, например, беседа, она будет пустой (ее назовут болтовней), если разговора по делу будет мало.

Сделать содержательным – значит наполнить необходимой информацией, представив ее обстоятельно и обширно по теме, по существу.

«Мероприятие будет содержательным, если оно будет помпезным, с большим количеством громкой музыки, с наличием зрительных эффектов и т.п.»

Содержательность мероприятия заключена в наполненности полезной деятельностью, отражающей идею этого мероприятия.

 

5.1. Что дает человеку умение формировать содержательность

  • Возможность полно передать информацию другим людям.

  • Возможность быть понятым.

  • Возможность показать все нюансы, тонкости дела, проблемы, состояния, всего того, о чем человек хочет сказать.

  • Человек приобретает навыки быть детальным, точным, не упускать важного.

  • Человек повышает свою грамотность, осведомленность, расширяет кругозор, так как подбирает ту информацию, которая необходима для широты и глубины раскрытия темы, сюжета, главной мысли.

  • Насыщая свою деятельность полезными делами, человек делает свою жизнь осмысленной, интересной, яркой.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека содержательно излагать информацию, иметь содержательную деятельность

  • Высокую информативность услышанного, прочитанного, увиденного – того, что человек представил.

  • Ясное, широкое понимание и представление в подробностях.

  • Возможность получить интересную информацию, почерпнуть новые знания.

  • Возможность получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.

  • Понимание действий человека.