Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон методичности

  1. Формулировка закона

Закон методичности: следование системности и планомерности даёт постоянство.

 

  1. Положительное понимание, которое способствует методичности

«Без методичности – нет постоянства».

«Изучение предмета без методичности даёт только отрывочные знания».

«Если хочешь добиться результата – подойди к делу с методичностью».

«Методично отрабатывая упражнение – получишь навык».

«Методичный поиск – увеличивает шансы на успех».

«Капля камень точит» (пословица), и др.

 

  1. Механизм формирования методичности

Чем характеризуется человек, который что-то методично выполняет или делает? Это человек, который поставил перед собой какую-то конкретную цель (выучить английский язык, похудеть на 20 килограммов, избавиться от тяги, привычки (курения) или страха высоты и др. Далее он выбирает систему действий, способов достижения цели и планомерно (по заранее определённому плану, шаг за шагом, день за днём) её выполняет, что приводит его к постоянству.

Цели достигаются разными способами. Некоторые быстро, разовым напряжением физических сил или умственных способностей, рывком. А есть цели, которые требуют постоянства и времени. Вот в таких случаях и поможет методичность. Именно она обеспечит успех.

Методичность широко используется в образовательной сфере, где у учителя заранее сформирован методический план освоения дисциплины (предмета) – перечень тем и практических навыков, существует методика преподавания, которым следуют в течение года или нескольких лет. В системе обучения заложены принципы, которые помогают ученикам овладеть предметом:

  1. Двигаться от простого к более сложному.
  2. Сочетание теоретических занятий с практическими, для закрепления материала в навыках.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение дополнительной литературы для расширения кругозора.
  5. Периодический контроль уровня знаний для выявления пробелов знаний и оценки качества преподавания и усвоения.
  6. Использование творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся и другое.

Есть волонтёрские организации, которые помогают в поиске пропавших людей. Они используют методичный поиск и часто достигают цели. В своей работе они придерживаются системы: развешивают листовки в общественных местах, публикуют в сети Интернет объявления с ориентировками и фотографией пропавшего человека; собирают необходимое для поиска количество людей-добровольцев со снаряжением (фонарики, одежда, обувь, средства связи), определяют зону поиска (место, где пропал человек или где его видели последний раз и близлежащие области), делят эту зону на участки и распределяют их между поисковиками, и затем планомерно участок за участком обходят, осматривают эти места, информацию передают в центр, осуществляющий координацию поисков. Если поиски человека проводятся в городе, то специально осматриваются заброшенные места (дома, колодцы, сараи, овраги, коллекторы и т.п.). Если не следовать выбранной системе, отказаться от планомерности в поиске, то можно попросту пропустить (пройти мимо) место, где находится человек в бессознательном состоянии, раненый или погибший.

Обычно человек, решивший похудеть, стремится следовать определённой системе (то есть выполнять все её положения): изменение питания (вести подсчёт съедаемых калорий, изменить рацион питания – ограничить жирные, высококалорийные углеводные продукты, увеличить потребление овощей, проводить «разгрузочные» дни и др.), изменение физической активности (увеличить количество шагов, проходимых за день, заниматься тренировкой (пробежками) вместо просмотра телевизора на диване). Весь этот комплекс действий, следование системе, человек должен выполнять ежедневно, регулярно, планомерно. Тогда его ждёт хороший результат. Если не выдержит, бросит и вернётся к прежнему образу жизни, то может ещё и прибавить лишние килограммы.

Системность заключается в комплексе разнообразных действий, охватывающих разные области жизни. Система устанавливает определённые правила, этапы, даёт схему, последовательность и очерёдность шагов.

Так, методичность в сортировке овощей при уборке урожая помогает определить какие овощи (в каком состоянии) куда следует направлять: гнилую картошку на выброс, резаную нужно поскорее употребить в пищу, пока она не сгнила; размером с куриное яйцо от кустов с хорошей урожайностью на семена, остальные корнеплоды на хранение в погреб. Таким образом, нужно методично, планомерно проверить весь урожай, пока работа не будет завершена и вся картошка не будет отсортирована по назначению.

Для формирования методичности необходимы воля и упорство.

Если человек хочет устранить в своём характере отрицательные черты, ошибки, то он может подойти к решению этой задачи с помощью методичности. В работе над собой ему поможет следование пятиэтапной методике:

1) признание за собой ошибки (вспомнить конкретные случаи её совершения);

2) осознание вреда, нанесённого проступком себе, людям, окружающему миру;

3) нахождение положительного выхода из неправильного поведения (А как следует поступать по совести?);

4) выражение сожаления о причинённом вреде (это может быть просьба о прощении);

5) контроль выполнения принятого решения.

По сути это целая система конкретных шагов, которые планомерно выполняются, и если нарушить их последовательность или пропустить какой-то этап, то она не будет работать – человек останется с пороком, от которого хотел избавиться. Если же всё выполнять методично, то характер меняется в лучшую сторону, и постоянство помогает закрепиться изменению в жизненном опыте.

 

Что мешает методичности?

Лень, лодырничание. Человеку ленивому не захочется следовать системе, долго трудиться, планомерно действовать в одном направлении. Он отвергнет любую методичность «лишь бы не напрягаться лишний раз». Если родил детей, значит воспитывать их нужно методично, прививая полезные навыки.

Непостоянство. Если сегодня делаю, а завтра не делаю или сегодня так, а завтра совершенно по-другому, то нарушается система, план, методичность не достигается.

Непоследовательность. Человек в достижении цели перескакивает (пропускает) какие-то пункты плана, пытается делать то, к чему он ещё не готов. Так, спортсмен отступает от плана и значительно повышает нагрузку, когда мышцы ещё не натренировались. В результате отхода от методичности происходит срыв, травма, мешающая спортивным достижениям.

Небрежность, легкомыслие, пренебрежение. Отношение к выполняемой работе с такими ошибками приводит к исключению из системы важных составляющих, нарушается последовательность и теряется методичность.

Суета, поспешность, невнимательность. «Поспешил – людей насмешил» (пословица). Желание сделать «поскорее» приводит к внутреннему беспокойству, суете, путанице, человек ошибается, отходит от методичности.

Безволие. Чтобы выполнить всю методику, нужна воля и постоянство. Если человек «сдаётся» и бросает начатое при возникновении трудностей, то он не может методично научиться чему-то или избавиться от зависимости.

Страх перед объёмом предстоящей работы может привести к отказу от методичности и поиску «обходных», «лёгких» путей.

Возможны другие ошибки.

 

  1. Ошибочное представление о методичности и положительное понимание термина

 

Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Методичность – это занудство».Методичность – это следование системности и планомерности. Она не исключает творческого, неординарного подхода, интереса к самому процессу следования системе.
«Методичность – это проявление дотошности».Следование системности – это следование схеме, плану их ключевым частям, а мелочи могут меняться, быть необязательными.
«Если ритмически, однообразно что-то делать (стучать лопатой) – то это и будет методичность».Под методичностью понимается, прежде всего, системность, последовательность действий, а не цикличность.

 

5.1. Что дает человеку методичность

  • Постоянство в приложении усилий, труде.
  • Достижение цели, выполнение задач.
  • Освоение полезных навыков, избавление от вредных привычек.
  • Передачу положительного опыта другим людям.
  • Обстоятельный подход к делу, пониманию сложностей, нюансов, видению «подводных камней».
  • Пошаговость выполнения объёмной работы, распределение её во времени, что облегчает сам процесс и делает реальным достижение результатов.
  • Методичный подход человека говорит о его надёжности, основательности, серьёзности намерений, что вызывает уважение и доверие со стороны других людей.

 

5.2. Что дает окружающим людям методичность человека

  • Положительный образец в поведении, способа достижения поставленной цели.
  • Через методичность человека польза приносится другим людям, обществу в целом (например, найден пропавший человек).
  • Если объектом приложения методических усилий является другой человек (ребёнок), сообщество (жильцы дома), то польза заключается в приобретении другими положительных качеств (перестали мусорить в подъезде, возобновили регулярные уборки), ребёнок освоил химию или другие предметы в школе.