Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон доверия

 

  1. Формулировка закона

Закон доверия: убежденность в надежности информации дает уверенность.

 

  1. Положительное понимание, которое способствует доверию

«Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность» (Ливий).

«Нельзя прожить жизнь, никому и ничему не доверяя».

«Доверие – это фундамент любых взаимоотношений».

«Доверие помогает быть уверенным в том, кому или чему ты доверяешь».

«Где нет доверия, там и приязни настоящей быть не может» (Э. Ожешко).

«Доверие – главное условие дружбы» (Жан де Лабрюйер), и др.

 

  1. Механизм формирования доверия

Доверие – убежденность в надежности.  А значит – это такие взаимоотношения, которые позволяют человеку быть уверенным в порядочности, честности, открытости, проявлении других положительных качеств (в случае взаимодействия с людьми). А также надежности, безотказности, точности (в случае с эксплуатацией оборудования). Бесспорности, ясности, достоверности (в случае работы с информацией) и многом другом.

Очень сложно представить себе жизнь человека без доверия. Ведь доверие помогает решать многие вопросы, находиться в относительной безопасности. Например, как не доверять коллеге – хорошему специалисту по компьютерной технике, который не раз помогал, если перед человеком встал вопрос приобретения ноутбука для работы? Звонок этому коллеге по телефону помогает определиться с выбором.

Или, машинисту метро, трамвая, поезда. Мы убеждены в том, что он доставит нас до нужной нам станции, потому, что он имеет специальный допуск к таким видам работ, по графику выходит на рейс и перевозит сотни людей. И здесь будет работать доверие не только машинисту, как человеку, профессионалу, но и технике, которая сконструирована, собрана, выпущена с завода сотнями, тысячами людей – специалистов в своем деле. Хотя, в конечном счете, тоже людям. А если доверия нет, то человек просто побоится сесть в такой транспорт.

О некоторых формах доверия мы даже уже и не задумываемся, принимаем как данность, как само собой разумеющееся. Например, когда возникают чрезвычайные ситуации, что мы делаем? Звоним в соответствующие службы 01, 02, 03, 04. Звоним потому, что доверяем им и надеемся на помощь. И уверены в надежности того, что, не смотря на снег и холод, жару и дождь, выходной или праздничный день, на том конце провода придут к нам на помощь, вышлют пожарный расчет, наряд полиции, бригаду скорой помощи, группу газослесарей.

Можно еще долго и много перечислять, как доверие проявляется в жизни человека. Но все сводится к тому, что если человек убежден в надежности чего-либо или кого-либо, он и доверяет этому. Рассмотрим, как это проявляется в жизни.

Как человек обосновывает свое доверие? Как оно формируется? Из чего складывается?

Прежде всего (в своей основе) люди доверяют:

  • Тем, кого хорошо знают, давно знают. Например, друзьям, родным, коллегам, давним соседям. Они проверены временем. То же самое касается и организаций, компаний, предприятий, особенно в сфере услуг. Куда пойдет человек просить отремонтировать одежду: в ателье, которое хорошо знает и уверен, что работа будет выполнена в срок, с хорошим качеством, или в ателье, которое портит вещи, не выполняет заказ вовремя?
  • Тем, кто проявил себя с положительной стороны и обладает определенными качествами. Всем хочется иметь дело с порядочными, добросовестными, честными, пунктуальными и опытными людьми. При поручении таким людям выполнить какое-то дело есть уверенность, что они его выполнят. Потому, что не подводили. Потому, что они надежны. Потому, что опытны. Потому, что слушают и слышат нас. То же и с организациями. Разве что от безысходности человек пойдет работать в ту компанию, где не вовремя платят, обманывают, где плохие условия труда.
  • Тем, чей профессиональный уровень, допуск к работе не оставляет сомнений (и то всегда можно проверить, найти информацию о специалисте, его профпригодности и иных необходимых для принятия разумного решения данных): врачи, пилоты самолетов, те, кто управляет общественным транспортом, эксперты, спасатели и многие, многие другие. Почему человек доверяет им? Потому, что эти люди имеют специальное образование, и без подтверждения этого факта, как правило, им бы не доверили управлять самолетом или лечить людей. Хотя могут встретиться и неспециалисты (устроенные по блату), но таких уже проверят время и дело.
  • Тем, с кем сложились дружеские, деловые отношения на основе общности интересов, взаимоподдержки, взаимовыручки, совпадающих взглядов на дальнейшее развитие, сотрудничество. Если мы видим, что положительные намерения других совпадают с нашими и они не враждебны нам, то и оснований не доверять другим участникам у нас не возникнет. Вряд ли будут складываться доверительные отношения между государствами, иностранными компаниями, различными фондами, направленными на разные цели (одни – на разоружение, другие – на нагнетание вражды, одни – на помощь людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, другие – на воровство средств, отпущенных на эту помощь) и т.д.
  • И еще многому другому.

Убежденность в надежности информации и надежности его источника – основа формирования доверия. И это те источники, которые не позволяют, например, публиковать непроверенные сведения или слухи. Те, кто заботится о больше о честности, правде, репутации, а не о доходах. Те, кто сами были очевидцами событий (видели, наблюдали, лично общались, вместе работали и т.д.). Если нет надежности, то и доверия быть не может. Например, стоит изданию выпустить сомнительную информацию, и его надежность начинает таять. Стоит человеку солгать, и ему уже не будут верить, как раньше.

То есть информация, полученная из любого источника, должна быть подтверждена, проверена. Только в этом случает можно доверять ей.

Но как порой бывает, что хороший знакомый, которого знаешь «тысячу лет», говорит с уверенностью о чем-то, и ты веришь этому («Но не может же он обманывать?! Не буду же я его подозревать во лжи!»). И попадаешься! Полбеды, если на чем-то незначительном. А бывает и хуже: люди теряют квартиры, большие состояния, потому что «по совету друзей», например, отдали деньги в хороший банк, который через какое-то время «сгорел». Вот и «доверие»! Без подтверждения, собственного анализа оно пустое – это самая обыкновенная доверчивость и наивность. Хороший знакомый сам мог находиться в заблуждении и утверждать о чем-то по собственной наивности (зачастую не думая причинить кому-то вред). Наша бдительность при общении – это вовсе не подозрительность к нашим друзьям, как кто-то думает, наоборот, это норма, это уважение как к себе, так и к людям. Если поймешь, что друг был не прав, можешь его поправить, этим поможешь и ему.

В некоторых случаях человек использует дополнительные средства для того, чтобы быть убежденным в правильности чего-либо. Например, при проведении соревнований, человеческий глаз, в данном случае – глаз судьи, не всегда сможет до точности секунд или миллисекунд определить почти что одновременное финиширование спортсменов. В этом может помочь замедленная съемка финиша, которая безошибочно покажет, кто за кем финишировал. Таким образом доверие к информации и болельщиков, и спортсменов, и тренеров, и судей будет стопроцентным.

Немаловажную роль в формировании доверия играет рейтинг или отзывы других людей об оказании тех или иных услуг, качестве товаров, продукции. Высокий рейтинг, большое количество хороших отзывов, собственный анализ информации способствуют доверию и выбору.

Если человек услышал об информации и знал о ней заранее из надежного источника, то такая информация не вызовет у него подозрения. Например, о каком-то событии прочитал в энциклопедии давно и вдруг услышал о нем по радио или от кого-то из окружающих. Несомненной будет информация, если человек сам был участником каких-либо событий. Доверие возникнет и к коту, который ходит в лоток, потому что он делает это каждый раз – приучен.

На что опирается человек, когда доверяет?

  • На логику. Если человек взял за правило всегда рассуждать, анализировать, видеть закономерности, искать подтвержения, то ему проще отличить правду от лжи и доверять проверенному.
  • На имеющиеся знания. Чем больше знаний у человека в различных областях, тем больше он ими может пользоваться при анализе (проверке) информации на достоверность. И эти знания служат ему надёжной опорой, потому что они уже сами проверены на практике многими людьми, проверены жизнью.
  • На личный приобретенный опыт, умения, навыки, а так же на опыт другий людей. Потому что они давали положительный результат. Так было неоднократно. Поэтому при повторении этих действий и получении положительного результата возникло доверие.

Кто не умеет пользоваться этим инструментарием, либо часто проявляет доверчивость, либо уходит в другую крайность – подозрительность (вообще никому не доверяет просто потому, что не знает, как отличить правильное от ошибочного). И тогда как наивному тяжело жить, когда его обманывают и он обманывается, так и подозрительному непросто – во всем обязательно видит подвох.

Трудно переоценить доверие в жизни человека. Оно ценная и важная вещь. Без него мало, что получается. Не зря говорят: «Рыба, которая в каждом червяке видит крючок, долго не проживет». (З. Холодюк ).

 

Что мешает доверять?

Предательство. Нарушение обещанного слова, взятых на себя обязательств, верности – разрушают доверие между людьми.

Хитрость. Если человек скрывает свои истинные намерения, идет обманным путем, изворачивается, то он не сможет искренне ни с кем подружиться, расположить к себе людей, вызвать у них доверие.

Обман. Нечестные поступки, обман в расчете на чью-то доверчивость, введение в заблуждение с целью заполучить что-то от человека – могут далеко увести людей от доверия.

Замкнутость. Если человек не хочет общаться, взаимодействовать с людьми, не желает делиться опытом, обсуждать возникающие вопросы, то доверия на пустом месте возникнуть не может.

Доверчивость. Это крайнее состояние, когда любые размышления не нужны. Человек просто на пустом месте верит и все. Это отказ от здравомыслия. Стоит понять, что то, чему ты слепо доверял, вдруг оказалось неправдой, как сразу появляется другая крайность – скептицизм (полное недоверие).

Скептицизм, подозрительность, предвзятость. Если во всем и во всех всегда видеть подвох, без анализа ставить клеймо «не годен», то доверие хоть к чему-то или кому-то долго еще не зародится.

Возможны и другие ошибки.

 

  1. Ошибочное представление о доверии и положительное понимание термина

 

Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Доверять – значит принимать все  без размышлений, без анализа».Доверять – это значит принимать на основе надежности, на основе анализа и размышлений.
«Проявлять доверие –  это значит действовать неосмотрительно и легкомысленно».Проявлять доверие – это значит опираться на проверенный, надежный источник информации, знания, положительный опыт, на такие качества людей, как порядочность, добросовестность, честность и т.д.

 

5.1. Что дает человеку доверие

  • Спокойствие, определенность, уверенность в людях, в информации.
  • Возможность легче строить добрые отношения с окружающими.
  • Дружбу, хорошие отношения, искренность, открытость.
  • Возможность принять разумное решение, увидеть разумный выход в сложившихся обстоятельствах.
  • Отклик на помощь и участие в каких-то делах других людей.
  • Возможность сотрудничать, положиться на силу и способности других людей, задействовать их, а не делать все самому.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека выражать доверие

  • Возможность на доверие ответить доверием.
  • Надежду на помощь и поддержку.
  • Доверие другого человека поднимает настроение.
  • Появляется желание оправдать оказанное доверие и не подвести человека, повышается ответственность.