Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон декорирования

 

  1. Формулировка закона

Закон декорирования: использование элементов оформления дает улучшение.

 

  1. Положительное понимание, которое способствует декорированию

«Декор дает разнообразие».

«Декоративно оформленная вещь поднимает настроение».

«Яркую нарядную кружку хочется купить».

«Красиво оформленное блюдо вызывает аппетит.

«Особое убранство комнаты на день рождения радует гостей».

«На лоджии, декорированной комнатными цветами, приятно находиться», и др.

 

  1. Механизм декорирования

Декорировать – это значит оформить особым образом, украсить или выделить. И от этого что-то станет лучше.

В деревянной архитектуре резное узорное окошко и крылечко улучшает отношение человека к дому как к ценному месту. В новых районах строят дома с рисунками из облицовки на стенах: животные, птицы, корабль… — чтобы жители любили и ценили свой район (улучшение отношения к новому месту жительства). Ребенок манную кашу есть не хочет, а украсишь капельками малинового варенья («мухоморчик») — сразу аппетит улучшается.

Улучшение может быть не только с точки зрения внешнего облика, но и передачи смысла. В древнерусских книгах текст начинался с большой нарядной буквы, состоящей из узоров, зверей и растений. Эта буква была важным знаком для читателя, что сейчас будет рассказано что-то особенное.

Но только ли сама украшенная вещь становится лучше и привлекательнее? Может ли декорирование каким-то образом улучшать человека, его характер, образ жизни?

Декорирование напрямую направлено на активизацию системы зрения, которое считается главным нашим инструментом восприятия реальности. В норме 80 % воспринимаемой информации приходится на цветное зрение, за ним идет слух, осязание и т.д.

Система зрения необычна. Создается картинка мозгом, а передается электрическими сигналами по нервным волокнам от зрительных клеток на глазном дне. Когда на зрительную клетку падает фотон, его энергия переходит к молекуле ретиналя (альдегида витамина А), который хранится в клетке в изогнутой форме и от этого ретиналь выпрямляется, что дает начало нервному импульсу зрения. Длина волны упавшего фотона и будет тем цветом, который мы увидим (например, синий) и воспринимать его будут именно «синие» зрительные клетки (хотя по цвету они все розовые).

Если человек не видит в течение долгого времени основных ярких цветов, начинается цветовое голодание. Представим: человек не встречает зеленого цвета, и огромная часть «ответственных за зеленый» клеток и нервных волокон оказывается не при деле, бездействует. Ярко выражено это явление у людей, трудящихся в условиях бедной цветовой гаммы — моряки-подводники, шахтеры, полярники, а также многочисленные офисные работники. Симптомы цветового голодания — апатия, снижение внимательности и интереса к жизни, усталость, депрессия. В таких ситуациях человек может неосознанно ощущать недостаток какого-то зрительного элемента и пытаться компенсировать его с помощью декорирования.

Народы пустыни всюду видят желтый, коричневый да синий. Исторически в их культуре сложилась необычная форма компенсации этого цветового однообразия: украшение стен разноцветными переплетенными узорами, причем это преимущественно растительный орнамент (зеленые листья, пестрые цветы — то, чего не хватает в пустыне). Эта сложнейшая пестрота — не блажь, а жизненная необходимость.

Для компенсации зрительных ощущений окрашиваются в синий, зеленый, красный и желтый цвет домики в городах заполярья и создают декоративную радостную картинку. А вот в тропических странах (Мексика, Бразилия, Океания) народные узоры на одежде чаще всего простой угловатой формы (ромбики, полоски, квадратики), да еще и черного цвета. Эта простая устойчивая определённость успокаивает глаз среди подвижной пёстрой тропической природы.

Декорирование — палочка-выручалочка в сложных жизненных ситуациях, когда сам образ жизни человека сбивает с ног, уничтожает морально и физически.

В повести «Вернись из полета» военные летчицы нарисовали на своем самолете-истребителе большую розу. То есть добавили элемент, без которого конечно всё и так работает, но с ним – да просто так лучше!

Дети горюют в больнице после операции, что еще надо лежать в кровати, всё болит и будет болеть, и бегать нельзя. Медсестра стала вырезать с ними из бумаги узоры по трафарету и украшать окна, вместо того, чтобы грустить и бездельничать. А с хорошим настроением и вылечиваются быстрее.

Немало стресса переживают и офисные работники, длительно трудящиеся за компьютером (неприятный коллектив, злой начальник, авральные отчеты…), и у многих возникает желание украсить рабочий стол обоями радостного содержания: у кого — тропический остров с пальмочками, у кого — горы снежные, у кого — котята. Все эти декоративные элементы помогают поддержать себя в рабочем состоянии, несмотря на невзгоды.

Таким образом, основная задача декорирования — приведение в норму самого человека, компенсация недостающих цветов, добавление форм и образов для создания внутреннего благополучия и положительного состояния.

Это происходит за счет того, что зрительное восприятие декоративного элемента вызывает у человека какую-либо положительную реакцию (интерес, жизнерадостность, внимание и т.д.).

Но посмотрим вокруг: сейчас различными визуальными элементами оформляется всё подряд, что окружает человека — от очков и часов до мостов и автобусов. В каких случаях в результате оформления произойдёт положительная реакция и улучшение?

Первой определяющей является положительная мотивация: зачем наносится тот или иной рисунок? Какая задача решится с помощью украшения?

Издревле люди вкладывали в определённые узоры добрый смысл. Известный растительный орнамент «турецкий огурец» — пожелание хорошего урожая, завитушки на борту корабля – пожелание попутного ветра. Декорируя, человек вкладывал доброе пожелание и мысленную помощь тому, кто вещью пользуется.

И наоборот, отрицательная мотивация (когда хочется сделать что-то плохое, совершить отрицательный поступок) толкает человека к обезображиванию или красованию вместо декорирования. Тщеславие, показушничество, неуверенность в себе (доказать всем вокруг и себе самому, что я чего-то стою и вот что могу!) — разукрашивание себя драгоценностями (по перстню на каждый палец). Стремление привлекать к себе и соблазнять — яркий макияж «ночной бабочки», желание «показать себя» и поступить наперекор старшим — татуировки, пирсинг, разноцветные волосы. Граффити на заборах и гаражах — неуважение, цинизм: «главное — выразить себя, свои чувства, и плевали мы на культурный облик нашего города».

Мало того, что человек выражает через эти визуальные элементы свой отрицательный опыт, но и улучшения они не создают никакого. Есть и прямой вред окружающим (люди шокируются, осуждают, соблазняются, завидуют, берут плохой пример), создаются негативные ситуации. Для положительной мотивации определяющим является состояние человека (поскольку больное сознание продуцирует больные образы, а здоровое — наоборот).

Варианты положительной мотивации при декорировании:

1) Когда с помощью украшения передается важная информация. В детском саду на кабинки наклеиваются картинки: машинка, мишка, цветок – чтобы ребенок, не умеющий читать, нашел свою. На одежду в школах нашивается эмблема с рисунком из элементов (книга, сова, солнце – знаки знания) – напоминание о важности места, где ты учишься. В классе математики стену оформляют цитатами ученых с узорами, чтобы создать атмосферу мудрого и ценного знания.

2) Создание хорошего настроения. В домах декорируют кафельной плиткой с узорами ванную комнату. Оформляют окно шторой с кисточками. Расставляют на кровати цветные подушки. Чтобы купаться, находиться в комнате, сидеть на диване было радостнее. Декор улучшает настроение не только тому, кто пользуется украшенной вещью, но в первую очередь тому, кто украшает, вкладывает душу в оформление.

3) Решение материальных задач. Чтобы быстрее продать квартиру, хозяева её оформляют – делают ремонт, наклеивают красивые обои, плинтусы, таким образом улучшая товар. Вариант: отдавали на рынке щенка, завязали ему бантик. Щенка взяли с бантиком быстрее.

4) Выражение заботы или особого отношения. Внучка вышивает бабушке на день рождения подушку, любимой кошке украсили наклейками коробочку-переноску, на работе нарядили флажками и шариками кабинет ко дню рождения сотрудника. Человек выразил своё доброе отношение через что-то красивое.

5) Любые другие положительные цели. Например, декорации для оформления сцены в детском театре поручили создать самим детям вместе с родителями, как возможность решить целый ряд задач: дети шьют и рисуют, трудятся в команде, объединяются с родителями, подают пример младшим братьям и сестрам, не болтаются без дела, создают нечто прекрасное, что запомнится с детства, учатся ответственности и небезразличию к мелочам (поглажена ли штора-кулиса, прямо ли висит картонное окошко, видно ли с заднего ряда узоры на карете), заботятся о том, как сказка будет воспринята со стороны. Внимательный зритель оценит тщательно проработанные узоры, сложные детальные витражи, костюмы, в которых цвет подобран так, чтобы выделялся на фоне, и наряд подходил к персонажу и т. д.

Другой пример: подробно прорисованные мультфильмы и аниме («Тоторо» — прорисован каждый кустик, так что можно с интересом рассматривать виды растений, «Как приручить дракона» — драконы «как живые», узоры из чешуек, домики в деревне — можно остановить кино и порассматривать, что было у героев в доме, как устроено жилище… и т.д.), наряду с положительным сюжетом, заинтересовывают зрителей куда больше, чем примитивные вульгарные Симпсоны. Ответственный подход к изображениям в мультфильме решает задачу привлечения зрителей к стоящему сюжету и важным жизненным темам.

Одной только положительной мотивации, однако, недостаточно. Важно продумать, каким образом декорировать, то есть чем? Какие в данной ситуации для адекватного декорирования нужны элементы? Решится ли с помощью этих элементов положительная задача?

Не во всякой ситуации декорирования подойдёт всякий элемент. Нумерация списка в ворде в виде бантиков не подойдёт для дипломной работы (где лучше использовать простые точки или дефисы), зато хорошо будет смотреться в открытке на день рождения. Украшение сообщения смайликами и зверушками подходит для общения друзей. Ожидая гостей с маленькими детьми, не стоит оформлять стол эксклюзивными кружевными салфетками (которые лучше подойдут для юбилея бабушки), а лучше применить такие, которые легко вытереть и отстирать.

Сюда же относится степень достаточности декорирования. Оформляя к Новому году маленькую комнату, хозяева решили повесить на стену лампочки, а елку и вовсе не ставить. Космонавты на МКС достают к Новому году совсем маленькую елочку. Когда в большом городе в это же время всё украшается елками и светящимися узорами, достаточность в том, чтобы ёлок и огоньков хватило на все основные улицы.

Даже самые красивые картины на стене потеряются на фоне пёстрых обоев, картину вешают на однотонную стену. Также странно смотрится и обилие украшений на человеке.

Незнание меры в декорировании действует как засорение и обычно продиктовано какой-то негативной мотивацией или низким уровнем различения плохого и хорошего.

Оформляли детям праздничный стол в день рождения и среди всего поставили нарядный яркий торт в виде ёжика  — дети расстроились и отказались есть, а кто-то и заревел. Подарили друзьям на новоселье яркие шторы с подсолнухами (ну красиво же!), а они совсем к ним в новую квартиру не подходят ни по цвету, ни по сюжету.

Достаточность декорирования определяется ситуацией и состоянием человека. Есть те, кто работает с людьми в активной обстановке (воспитатель, учитель, мама трёх детей, менеджер большой компании, экскурсовод, актер — и множество других подобных профессий), где и так идет визуальная перегрузка, поэтому дома или в своем «уголке» человек может стремиться к отсутствию каких-либо декораций (на компьютере заставка —  черный экран, в мечтах — пустая бежевая комната и одноцветная рулонная штора на окне, вот и всё декорирование, чтобы отдохнуть от мелькания в глазах за весь день).

Таким образом, декорирование – не просто нанесение какого попало рисунка где захотелось, а привнесение нужных визуальных элементов в достаточной мере и таких, которые окажут помощь в этой конкретной ситуации, станут полезным дополнением и дадут улучшение – актуализацию информации, хорошее настроение, лучшее понимание, реализацию добродетелей, поддержку себя и других.

 

Ошибки, препятствующие декорированию

Лень, заурядность. В ситуации, когда нужно что-то украсить, человек ленится проявить творческий подход и не декорирует то, что нужно оформить. Например, все дети пошли на елку в костюмах, а мы своего нарядить не удосужились (да ладно, и так сойдёт, неважно, ребенок по остаточному принципу) — пошел в школьной форме и чувствовал себя хуже всех.

Красование, демонстративность – ложная красота, добавление ненужных элементов якобы для украшения. Такие элементы отражают заблуждения человека («женщина должна красить губы», «на стенах должны быть обои, иначе как в больнице», «надо носить много колец, чтобы показать, что ты не нищий», «одна сережка в ухе – убожество, надо три или лучше пять» и т.д.).

Осквернение, порча, запятнание – когда добавили элементы, напрямую ухудшающие облик. То есть некрасиво оформили, испортили, а не улучшили. Например, специально изрисовали забор неприятными аляпистыми каракулями (ухудшился облик и репутация района).

Бездумность, легкомыслие. В чувствах (на поводу у настроения) человек рисует что-то ненужное (но соответствующее его чувственному состоянию), а потом приходится только жалеть, что испортил. Девушка в старших классах наделала себе татуировок, а когда захотела стать стюардессой, не прошла отбор только по этой причине (татуировки рассматриваются как признак несерьезности и причуд).

Банальность, избитость. Когда за долгое время уже наскучил декор, и пора заменить его на что-то новое, но всё руки не доходят.

Соблазн, подстрекательство, корысть. С помощью «красивой картинки» человек привлекает других на плохое (чтобы купились на то, что не улучшит, а реально ухудшит жизнь).

Чрезмерность, фанатизм. Когда люди до болезненной дотошности подбирают цвет штор к цвету обоев и цвет тарелок к цвету стола, фанатично стремясь создать для себя какое-то идеальное цветовое решение, могут целый день проводить в магазине и сделать проблему из выбора цвета или рисунка, то есть оформление уже становится манией.

Возможны и другие ошибки.

 

  1. Ошибочное представление о декорировании и положительное понимание термина

 

Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Декорирование – это любые рисунки (неважно, где и что там по содержанию – например, надписи на заборе в городе или «украшение» своими рисунками школьного учебника)».Декорирование – это такое оформление, которое улучшает ситуацию, например, добавляет полезную информацию с помощью нужных элементов.
«Декорирование – это пустое красование, в современном технологичном мире это не нужно».

«Декорирование – это устаревшие пережитки обрядовых культур, современный человек должен жить без этого».

Декорирование – это оформление, вызванное жизненной необходимостью и потребностью в улучшении чего-либо.

Декорирование нужно и в современном мире там, где без дополнительных элементов оформления что-то будет недостаточно раскрыто, понятно, ярко показано и т.д.

«Декорировать – значит украшать (и только)».

«Декор – это нефункциональность, глупость, без которой и так прекрасно живется».

Декор – это совокупность элементов украшений, несущих определенный смысл.

Элементы оформления могут быть функциональны, а не просто красивы. Например, яркие разноцветные дома в северных городах как решение проблемы цветового голодания.

«Декор – это много красивых деталей и в целом – безвкусица».

 

Примечание. Безвкусно и бессмысленно то оформление, которое не улучшает, а только заполняет ненужным.

Декор – это улучшение объекта с помощью красивых функциональных элементов и деталей в нужном объеме.

 

5.1. Что дает человеку декорирование

  • Компенсацию недостатка красивых и ярких зрительных образов в жизни.
  • Активизацию нервной деятельности мозга.
  • Улучшение настроения, позитивное состояние.
  • Развитие способностей — видение, синтез, дивергентное мышление (когда что-то декорируешь).
  • Ощущение своей полезности от того, что смог что-то хорошо оформить.
  • Возможность находиться в творческой обстановке, радость.
  • Запоминание главного при оформлении чего-то важного (долго и тщательно работал над украшением презентации — запомнил ее содержание).
  • Радость от участия в создании прекрасного.

 

5.2. Что дает окружающим людям декорирование, сделанное кем-то другим

  • Внимание на важные вещи, выделенные с помощью декорирования.
  • Лучшее понимание ситуации благодаря элементам оформления.
  • Восприятие важной мысли через визуальный образ.
  • Интерес к улучшению своей обстановки на примере декорирования чего-то другими (увидел резное окошко у соседа — себе узорами крыльцо украсил).

 

(Использованные источники:

Островский М.,  Механизмы зрения // Журнал «Наука и Жизнь» №6, 2022;

http://www.aria-band.ru/articles/cvetovoe-golodanie.html;

Кравцова Н.Ф.  Вернись из полета. М., 1971)