Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3

Закон рейтинга

1. Формулировка закона

Закон рейтинга: оценка индивидуальных достижений показывает уровень.

 

2. Положительное понимание, которое помогает использовать рейтинг

«Рейтинг помогает определить уровень оцениваемого объекта и увидеть его положение среди других».

«Благодаря рейтингу уровень оценивается по реальным достижениям».

«Рейтинговая система даёт комплексную оценку параметров».

«Рейтинг помогает сделать правильный выбор».

«Рейтинг позволяет объективно оценить свои достижения (в спорте, обучении, профессии)».

«Знание рейтинга повышает мотивацию к улучшению достижений», и др.

3. Механизм составления и применения рейтинга

Каждый из нас ежедневно сталкивается с необходимостью оценивать уровень того или иного объекта или предмета: от бытовой техники, продукта, инструмента или материала до уровня учебного заведения или жизни в определенном городе. На этой основе принимаются разного рода решения: от выбора сорта хлеба на завтрак, профессии до жизненных ценностей. Не менее значимой для человека является и объективная оценка или самооценка его личностных достижений в любой деятельности: учебной, профессиональной, спортивной, творческой и др.

Существуют различные способы и методики оценивания уровня достижений.

Например, количественная – традиционная представлена числом, например, система школьных 5-балльных отметок. Несмотря на свою простоту и определенность, такая система имеет ряд недостатков: отсутствие информированности, так как балл не сообщает, за что поставлена та или иная отметка; субъективность, если оценка зависит от настроения учителя, его отношения к ученику, или «ярлыков», например, «слабому» ученику или «хулигану» могут не поставить «5» и, наоборот, отличнику – «2».

Для оценивания уровня индивидуальных достижений, который сложно оценить в баллах (например, в спорте, учёбе, творчестве, быту, на производстве или в личностном развитии), «применяются порядковые шкалы (отвечают на вопрос «который») такие, как: описательная (в форме характеристики), где с разных сторон описываются качества человека, ранговая (система воинских званий), рейтинговая» (источник: https://studme.org/255681).

Рейтинг (английское «rating» (оценка, оценивание)) – это индивидуальный числовой показатель объекта, характеризующий его уровень. При составлении рейтинга формируют список, в котором оцениваемые объекты выстраиваются в ряд по шкале от самого низкого до самого высокого балла и в результате чего сравниваются друг с другом.

Чтобы составить рейтинг, необходимо:

1. Учитывать такие свойства рейтинга, как

объективность. Оценивание производится не на субъективном мнении: «нравится – не нравится», а с применением критериев (выделяют и рассматривают разные стороны и характеристики объекта, по которым затем оценивают).

открытость и наглядность: критерии и показатели рейтинга известны, доступны, а значит и место в рейтинге понятно.

гибкость рейтинга в том, что он составляется на текущий момент, имеет временные рамки. Если оцениваем достижения человека, то гибкость означает, что рейтинговую позицию можно улучшить, поработав над собой в нужном направлении или изменив подход к делу.

полнота.  Применяется достаточное для оценки число критериев и показателей.

простота – использование несложной системы подсчета баллов, доступной любому.

2. Выбрать критерии, по которым затем будет проведено оценивание необходимого. Критерий – это «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация; мерило» (https://kartaslov.ru/). Другими словами, это индивидуальное достижение оцениваемого объекта, предмета, человека.

Критерии подбираются соответственно специфике объекта или предмета оценивания.

Например, при выборе бытовой и компьютерной техники оцениваются следующие критерии-характеристики: функциональность, мощность, особенности работы и обслуживания, стоимость, фирма-производитель и др.

При подборе работы учитываются такие критерии, как наличие необходимого образования, профессионального опыта или практики, величина зарплаты, удалённость от дома, условия труда, соответствие желаниям, интересам, планам человека и др.

Критериями для выбора учреждения общественного пользования (больницы, магазина, школы и т.д.) будут качество и скорость обслуживания, материальная база, квалификация работников, удобное месторасположение (локация), разнообразие ассортимента и оказываемых услуг и др.

Оценивать можно на основе всех имеющихся критериев или только одного, приоритетного. Если знаний о параметрах выбираемого предмета или объекта недостаточно, то стоит обратиться за пояснениями к эксперту, профессионалу в данной области. Информацию можно также получить через интернет-ресурсы: гиды товаров, данные официальных сайтов, компаний, вузов, магазинов.

Наглядным и понятным критерием для оценивания и выбора может стать также представленный на определенном сайте список отзывов в виде количества «звёзд»-баллов. Однако такой «звёздочный» критерий – лишь повод для размышления, дополнительная информация.

Что бы ни выбирал человек, имеются разнообразные критерии, но их количество и выбор индивидуален и зависит от предпочтений, потребностей, возможностей и опыта человека. Главное – продуманный подбор критериев определит и повлияет на объективность рейтинга.

Для оценивания индивидуальных достижений человека в учебе, на работе, в спорте, в личностном развитии (умения, навыки, способности) часто применяют такие критерии, как качество и количество выполненной работы за определенную единицу времени, работоспособность, точность выполнения действий, быстрота реакции, скорость адаптации к новым условиям, коммуникабельность, характер взаимодействия с окружающими и др.

3. Провести оценивание необходимого предмета, объекта, используя выбранные критерии. Например, после окончания школы, выбирая учебное заведение, молодой человек и его родители находят информацию о вузе, рассматривая такие критерии как качество обучения, интересы сына, его желания и потребности в виде будущей перспективы, вероятность поступления по итогам экзаменов, наличие бюджетных мест, удалённость вуза, наличие общежития.

Каждый критерий обсуждается и имеет свой вес в баллах (например, от одного до десяти), определяемый предпочтениями, приоритетностью для сына. Так, самыми важными для него могут оказаться «количество бюджетных мест» и «наличие общежития». Для другого поступающего значимее могут стать «величина проходного балла» или «востребованность работодателями студентов вуза».

Затем изучают положение вуза среди других учебных заведений, читают как размещённые на сайтах отзывы, так и узнают мнения тех, кто там учится или учился; в результате оценивают вуз – «стоит или нет туда подавать документы».

Рассматривая несколько вариантов учебных заведений, родители по критериям оценивают каждый вуз в баллах и расставляют вузы по шкале – от низкого до самого высокого балла, другими словами, ранжируют вузы, определяя их уровень, то есть наилучший вариант для поступления.

Размерность балльной шкалы может быть разной: пятибалльной, десятибалльной и, например, стобалльной. Она определяется человеком самостоятельно. Однако, известно, что пятибалльная шкала ограничивает тонкость оценивания, а десятибалльная наиболее оптимальна, так как не только проста в использовании, но и даёт возможность оценить точно и понятно.

Другой способ оценивания – использование «проверочного списка» или чек-листа (англ. check list), в котором все необходимые критерии, параметры, свойства заранее подобраны, и человеку остается лишь оценить каждый критерий не баллами, а оценочными комментариями, например, «устраивает» / «не устраивает», «подходит» / «не подходит» и др.

Допустим, если человеку необходимо получить водительские права или приобрести дополнительную профессию (парикмахера, кондитера, бухгалтера и др.), он подбирает обучающие курсы, в выборе которых может помочь проверочный список, включающий такие критерии, как количество человек в группе, постоянство её состава, срок и стоимость обучения, профессионализм преподавателя, условия для обучения и оплаты, территориальная доступность и др.

Необходимую информацию можно получить на сайтах курсов, в том числе узнать о профессионализме преподавателя, стаже и опыте его работы, материальной базе курсов и др. Заранее подобранные критерии помогут не упустить важную информацию, обратить внимание на детали, а, следовательно, подойти к выбору курса основательно.

В профессиональной сфере проверочные листы широко применяют для определения рейтинга учреждения или организации с помощью перечня вопросов (например, «имеется в наличии или нет», «соблюдается ли требование или нет»).

Например, определяя рейтинг магазина, эксперт указывает в перечне проверочного листа «плюс» / «минус» или «хорошо» / «плохо» по таким, например, критериям, как «чистота и порядок снаружи помещения», «парковка», «раскладка товара», «витрина», «презентация товара продавцом» и др. Чем больше «плюсов» или оценок «хорошо», тем выше рейтинг, а значит и уровень организации.

В повседневной жизни каждый человек может составить подобный проверочный список самостоятельно, перечислив, чтобы не забыть, характеристики или показатели качественного продукта, товара, услуги и при покупке оценить по списку, отмечая «+» или «–». Большее количество «плюсов» означает более высокое качество (уровень) товара, и ему отдается предпочтение.

Другим вариантом оценивания по рейтингу является метод исключения или вычёркивания из всего «длинного» списка тех объектов или предметов, которые не соответствуют критериям. В результате получается «короткий список» наиболее подходящих вариантов.

Например, семья решают определить по рейтингу, на что в первую очередь потратить имеющуюся сумму денег: совместно составляется список предлагаемых покупок, обсуждается их необходимость, в результате чего в списке остаются самые приоритетные потребности, а значит их уровень значимости выше и соответственно – рейтинг. Достоинства такого способа в том, что решения принимаются обоснованно, открыто, понятно, с учётом мнения каждого.

Для оценивания индивидуальных достижений в спорте рейтинг применяется как числовой показатель уровня мастерства спортсмена. В некоторых видах спорта используется только один критерий: соотношение побед и поражений в турнирных играх. «Если спортсмен выигрывает, рейтинг растет, если проигрывает – падает, причем, чем выше рейтинг соперника, тем больший прирост получается от победы над ним. А чем ниже, тем больше баллов теряется от поражения» (источник: https://tt-maximum.com/).

«В фигурном катании применяется более сложная система оценивания по многим критериям: судьи оценивают каждый выполненный элемент согласно его установленной ценности (весового коэффициента) и уровня сложности выполнения от базового до максимального четвертого. В итоге рейтинг фигуриста определяется суммой баллов, которые начисляются по результатам каждого крупного соревнования и умножаются на коэффициент сложности соревнования» (источник: https://sport.rambler.ru/).

При самооценке индивидуальных достижений человек может оценить уровень развития своих способностей, взяв за основу три универсальных показателя: качество, скорость и количество, которые проявляются в ходе выполнения любой деятельности.

Например, хозяйка делает уборку по дому очень аккуратно и тщательно (10 баллов), но медленно (5 баллов), за отведенное время успевает справиться с запланированной работой лишь на 20-30% (3 балла).

Такой простой анализ с помощью оценки в баллах позволит задуматься заинтересованному в своём развитии человеку: «Почему я медленно работаю, с чем это связано? На что я отвлекаюсь? Верно ли запланировал объем работы? Важно ли делать не только качественно, но и быстро? Возможно ли убирать и качественно, и быстро, и достаточно много? Как этого достичь, как это спланировать, какие способы работы применить?»

Для объективности человек может обратиться к тому, кто сможет непредвзято, без лицеприятия оценить его умения, сопоставить затем уровень самооценки с оценкой со стороны.

Таким образом, объективно определив уровень развития умений делать качественно, быстро и много, человек намечает направления работы над собой на ближайший период.

Итак, рейтинг, как источник информации для изучения, анализа, сравнения, выбора или изменения, является эффективным способом объективного оценивания индивидуальных достижений, что позволяет определить уровень.

Человеку это нужно, чтобы затем сделать верный выбор (согласиться, если все устраивает, или отказаться, если объект не отвечает необходимым требованиям); изменить отношение к текущей ситуации, увидев все «минусы» и «плюсы»; составить план на будущее; повысить мотивацию к улучшению достижений; поменять способы действий, если уровень не устраивает; сделать выводы, подвести итог, изменить мировоззрение.

 

Что мешает составлять и применять рейтинг?

Необъективность, лицеприятие. Пристрастное отношение не позволит правильно составить рейтинг, так как предпочитаемое, а не действительно оптимальное окажется на первом месте.

Самолюбие, обидчивость. Увидев себя в конце рейтингового списка, человек может болезненно это воспринять, подумать, что его оскорбили, обидели, вместо того, чтобы сделать разумные выводы и предпринять действия для изменения положения.

Голословность. Если человек отказывается от рассмотрения критериев, опираясь только на свои впечатления о внешней стороне объекта, то и оценивать он будет необоснованно, не подтверждая фактами. Например, мнение о специалисте (враче, учителе, продавце) человек может сформировать по первому впечатлению: внешнему виду, возрасту, не узнав о профессионализме человека.

Некомпетентность, безграмотность. Не обладая достаточной осведомлённостью в нужной сфере, человек, при составлении рейтинга, учитывает не все параметры или не самые веские показатели, в итоге рейтинг получается необъективным.

Формализм. Если рейтинг составляется лишь потому, что так положено или модно, человек не продумывает, зачем и как он будет его использовать.

Могут быть и другие ошибки.

4. Ошибочное представление о рейтинге и положительное понимание термина
 

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Рейтинговое оценивание – это способ унизить человека, выставить напоказ все его недостатки».

Рейтинг – это способ определения уровня, на который влияют как достижения, так и недостатки.

«Рейтинг – это стимул к конкуренции и противоборству».

 

Рейтинг – стимул улучшать позицию в рейтинге, а, следовательно, и повышать мотивацию, качество, активность, достигать соответствия современным параметрам.

«Рейтинг – это метод наказания».

Рейтинг – это объективный способ получить информацию об уровне достижений, критерий качества, инструмент для самооценки.

 

5.1. Что дает человеку умение составлять и применять рейтинг

  • Возможность правильно ранжировать достижения объектов и сравнивать их.

  • Позволяет развить такие качества, как объективность, синтез, анализ.

  • Умение адекватно реагировать на позицию в рейтинге достижений.

  • Возможность своевременно скорректировать подход к любой деятельности (учебной, спортивной, профессиональной) при низкой позиции в рейтинге.

  • Возможность быстро и правильно принимать решения, делать выбор.

  • Возможность использовать рейтинг как ключ для стимулирования и мотивирования.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека составлять и применять рейтинг

  • Выбор наилучшего варианта.

  • Оптимальное распределение поручений, обязанностей или должностей согласно оценке индивидуальных достижений.

  • Возможность основательно подойти к принятию коллективного решения, выбору, когда, например, при покупке строительных материалов или техники для коллективных нужд учитываются веские критерии, поясняются параметры и свойства.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс