Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон снисходительности

Первый признак высокого ума есть снисходительность.

Честерфилд

1. Формулировка закона

Закон снисходительности: терпимое отношение и проявление благосклонности дают понимание.

2. Положительное понимание, которое помогает быть снисходительным

«Кто нуждается в снисхождении, пусть и сам в нем не отказывает» (Сенека).

«Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор» (А. Шопенгауэр).

«Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — снисходительность» (Конфуций).

«Дать сдачи обидчику — не такая уж большая заслуга. Золотой заслугой останется в памяти людей снисходительность, проявленная по отношению к нему сильным человеком» (Тируваллувар), и др.

3. Механизм формирования снисходительности

«Снисходить – это «сходить со своего места» и «вставать на другое» (источник: https://spiritual_culture.academic.ru/).

Снисходительность – это отсутствие излишней требовательности по отношению к кому-либо, чему-либо, это великодушие.

Снисходительность проявляют по отношению к тому, у кого ещё недостаточно опыта, знаний, навыка, сил и т.д. Снисходительность – это значит требовать от человека соизмеримо его возможностям, по его силам и способностям.

Быть снисходительным — значит относиться к другим терпимо, проявлять благосклонность.

«Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу. Терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и к их жизненному пути» (Н. Бердяев).

«Главное правило поведения — это взаимная терпимость, понимание того, что люди не могут думать одинаково и что все мы видим фрагменты единой истины под разными углами зрения» (Махатма Ганди).

«Терпимость — очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв и даже последующий — это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы» (Ж. Леметр).

«Как только мы утратим право быть разными, мы утратим привилегию быть свободными» (Чарлз Эванс Хьюз).

«Любовь неотделима от терпимости, которая и придает ей силу» (Марк Леви, «Встретиться вновь»).

Терпимость – это признание права выбора за другим человеком, признание того, что люди разные, у них разный характер, внешность, качества, интересы и т.д.

Терпимое отношение – это принятие другого человека таким, какой он есть без желания его изменить, это понимание, что другой человек имеет право на ошибку.

Терпимый человек – это человек спокойный, дружелюбный, миролюбивый.

Нетерпимость же проявляется в следующем:

— претензия к другим, выражаемая в безосновательном мнении, что другие должны, обязаны;

— требовательность и ожидание: «Другой человек должен делать так, как считаю нужным, правильным, как мне комфортно и удобно»;

— излишнее внимание к другим людям, к их поступкам, словам, внешнему виду;

— раздражение, возмущение;

— болезненная реакция на другого человека, его действия, слова, внешний вид и т.д.;

— агрессия, жестокость по поводу того, что человек чем-то отличается, что он другой;

— обида на других, что они не соответствуют требованиям.

«Ах, если б у себя могли мы

Увидеть всё, что ближним зримо,

Что видит взор идущих мимо

Со стороны, —

О, как мы стали бы терпимы

И как скромны!»

(Роберт Бёрнс)

Человеку порой не хватает терпимости по отношению к другим, потому что он не видит собственных ошибок, считает: «Уж я точно не такой и так не делаю».

Например, опытный водитель торопится, а впереди на дороге неспешный новичок, который ему «мешает». Водитель начинает раздражаться и возмущаться, высказывать претензии: «Что он так медленно едет?! Не умеешь нормально ездить, не надо садиться за руль и мешать другим, создавать помехи!» Однако и сам водитель, когда никуда не спешит, любит поговорить за рулем, не особо волнуясь, мешает ли он другим участникам движения.

Отсутствие терпимости, терпимого отношения мешает человеку наладить взаимоотношения с окружающими, отталкивает от человека людей. Человек тратит очень много сил и нервов на излишнее внимание к окружающим, раздражение, возмущение, недовольство.

Терпимое отношение часто приравнивают к равнодушию, безразличию, слабохарактерности, потаканию. К примеру, наблюдая хамство, проявление невоспитанности, грубость, человек никак не реагирует, отворачивается. Он думает про хамов, грубиянов: «Ну, что с них взять? Незачем связываться». Связываться, конечно, не стоит, но это не от терпимости такие мысли, а от равнодушия и слабохарактерности.

Терпимое отношение подразумевает внимание к человеку. К примеру, инструктор выезжает с учеником в город первый раз, он понимает, что опыта вождения в таких условиях у него нет. И проявление терпимости в этой ситуации поможет как инструктору быть более внимательным, не отвлекаться на раздражение и возмущение, так и ученику не испытывать дополнительного волнения и давления.

Снисходительный человек не только терпимо относится, но и проявляет благосклонность.

Благосклонность – это доброжелательное отношение, отношение с симпатией, участием, умение понимать другого человека. Благосклонность – это расположение к кому-либо. Говорят – «отнесся благосклонно», то есть проявил доброе отношение.

Однако благосклонность воспринимается порой как проявление превосходства, покровительственно-высокомерного отношения, когда человек, находясь выше по статусу, по возрасту, по мастерству, делает некое одолжение своим «добрым, благосклонным» отношением, протежирует кого-либо. В основе таких проявлений чаще всего лежит корысть, желание выгоды. Руководитель начинает протежировать нового сотрудника, чтобы тот в последствии докладывал ему об обстановке в коллективе, разговорах, отношениях. Подобное «расположение» проявляется до тех пор, пока это выгодно, а если нет, то и вся «доброжелательность» быстро заканчивается.

Часто можно услышать словосочетание «заслужить благосклонность». То есть, чтобы её проявить по отношению к человеку, тот должен что-то сделать для этого, заслужить ее. Так и складывается ложное понимание благосклонности из корыстных побуждений.

Настоящая же благосклонность бескорыстна, она позволяет людям помогать друг другу, оказывать поддержку.

К примеру, одному нужна помощь, другой может подумать: «У меня своих дел полно, мне бы кто помог, некогда, неохота». А может проявить благосклонность, уделить время, внимание, оказать помощь, поддержать.

«Опора благосклонности – бескорыстие» (Анатолий Лень).

Снисходительность – это середина между излишней требовательностью и потаканием. В основе снисходительности доброта, понимание, принятие, отсутствие осуждения.

Существует отрицательное понимание снисходительности как некоего одолжения – «так и быть…», когда человек вынуждает себя, сдерживает неприязнь, скрипя сердцем снисходит. Внутри человека распирает, но он сдерживает и показывает изо всех сил «благожелательное» отношение: «Да что с него взять?! Приму его такого, так и быть». Но это неискренне, и другой человек ощущает и понимает, что это лицемерие.

К примеру, токарю дали ученика, который первый раз стоял у станка и опыта не имел, волновался, ошибался. Токарь, чтобы не испортить отношения с начальством, не стал возмущаться, но про себя думал: «Зачем мне такой бестолковый работник, обуза?!» Работник это понимал, расстраивался, обучение шло без энтузиазма. Токарь в итоге от очередной небольшой ошибки молодого ученика не сдержался и обругал его. Ситуация вышла неприятная, токаря в качестве наставника больше не рассматривали.

Быть снисходительным помогает осознание собственного несовершенства. Когда человек понимает, что и сам не идеален – делает ошибки, терпит неудачи в процессе поиска и обучения, то ему легче принять несовершенство другого человека.

«Чем глубже познаю себя, тем снисходительнее моё отношение к людям…» (Тагуи Семирджян).

Важно также учиться понимать особенности других людей. Порой предъявляются требования к тому, кто в силу своих особенностей, обстоятельств не может им соответствовать. К примеру, ребенок плохо учится, потому что дома у него нет условий для этого. Учительница может требовать от него хорошего результата, быть крайне строгой, но это не будет иметь положительного итога, а только усугубит ситуацию. Вникнуть в причины, найти способ помочь, не быть излишне требовательной – вот проявление снисходительности.

«Если бы мы знали других, как знаем себя, тогда даже самые предосудительные поступки показались бы нам достойными снисхождения» (Андре Моруа).

Или, к примеру, у человека сложный жизненный период, на работе ему тяжело поддерживать прежнюю трудоспособность и активность, то необходимо вникнуть в его ситуацию, проявить понимание, снисхождение и на время помочь с организацией работы.

«Приобщись к чужой боли и чужой ограниченности — тогда определишь и меру требовательности, и меру снисходительности…» (Владимир Леви).

Снисходительность имеет важное значение для тех, чья деятельность связана с широким взаимодействием с людьми. К примеру, врач-терапевт в течение рабочего дня общается с разными пациентами, разными по возрасту, внешности, состоянию и т.д. Если реагировать негативно на особенности каждого, то никаких сил и нервов не хватит на такую работу, да и репутация у такого доктора будет соответствующая. А если проявлять миролюбие и доброжелательность, терпимость, уделять основное внимание тому, как помочь человеку, то и работа такая будет приносить больше радости и удовлетворения, и отношение пациентов улучшится.

И в семейной жизни без снисходительности тоже не обойтись. Ведь каждый член семьи – это индивид, личность, и необходимо это учитывать. Например, один – любитель чистоты и порядка, а другой человек занятой и творческий, о порядке имеет совсем иное представление. Чтобы вместе ужиться и не растерять мир, необходимо понимать, что люди разные, опыт жизненный тоже разный у всех, и необходимо снисхождение, понимание и принятие другого человека.

«Золотое правило брачной жизни — терпение и снисхождение» (Сэмюэл Смайлс).

Проявление снисходительности к детям выражается в понимании, что у них ещё нет опыта. «Снисходительность — это принятие факта, что детям свойственно вести себя по-детски» (Хаим Гинотт).

Например, ребенок пробует сам испечь печенье под присмотром матери. Конечно, он перепачкается в муке, наведёт беспорядок, да и результат может быть не совсем удачным. Одна реакция, когда мать раздражается, нервничает, что ей предстоит столько уборки, постоянно одергивает руки ребенка, ворчит, а в итоге вообще решает с этим больше не связываться и лишает ребёнка этого опыта. Другая реакция, когда мать понимает, что опыта и навыка у ребёнка ещё нет, что ещё не совсем развита моторика и руки двигаются неуверенно. Она концентрирует своё внимание на его старании, а не на беспорядке. Радуется результатам. Снисходительность матери помогает ей сохранить силы и нервы, а ребёнку приобрести опыт.

Проявление снисходительности к родителям выражается в понимании, что с возрастом их физические и умственные способности могут снижаться, и им нужна помощь.

Снисходительность — это одна из основ мирных взаимоотношений, а «понимание – это основа любви» (народная мудрость). Снисходительность помогает выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми, помогает не раздражаться, не проявлять агрессию, не возмущаться. Человеку самому спокойнее и спокойнее окружающим его людям.

Что мешает быть снисходительным?

Послабление, потакание, поблажка. Излишняя снисходительность, снижение требований, потворствование слабостям, лени. К примеру, руководитель не проявляет бдительности при опоздании сотрудников на работу: «Да ладно, главное, чтоб работу выполняли, а дисциплина не столь важна». Работники понимают, что руководство с них не требует пунктуальности, и начинают проявлять наглость, вседозволенность. В итоге рабочие процессы замедляются, возникают проблемы из-за отсутствия кого-то из сотрудников на рабочем месте. Вернуть дисциплину после такого расхолаживания уже очень трудно. Излишняя снисходительность приводит не к пониманию, а к вседозволенности.

«Ничто так не ободряет порока, как излишняя снисходительность к нему» (У. Шекспир).

Категоричность, нетерпимость, осуждение. Когда важен результат и только, а человек не важен, когда нужно делать так, как удобно и нужно одному, и не иначе. С таким отношением никто не думает о сохранении мирных взаимоотношений. Человек, который излишне требователен, тем самым отталкивает от себя людей, с ним не хотят работать, строить семью, дружить, взаимодействовать. К тому же нетерпимость и завышенная требовательность провоцируют раздражение, возмущение и агрессию.

Корысть. Если человек снисходителен из желания чего-либо добиться в своих корыстных целях, то настоящей доброжелательности и благосклонности в основе этих действий нет. Это уже не снисходительное отношение, а поблажка, послабление в той мере, в которой это выгодно человеку. Но такое отношение всё равно раскрывается, люди понимают, что их используют, что проявленное снисхождение совершенно неискренне.

Равнодушие, безразличие, бессердечие. Человеку просто всё равно, у него отсутствует желание и мотив понять другого человека: «Пусть делает, как делает, мне всё равно». Человек не анализирует и не думает, почему у другого не получается, считает: «У этого не получается, у другого получится, даже разбираться и вникать не стоит». Так, руководители, проявляя равнодушие к работникам, порой просто увольняют их при любом несоответствии без желания вникнуть, почему возникают трудности.

«Глупец избивает обессилевшего осла и тем творит лишь вред. Но разумный хозяин даст отдых ослу и накормит его, и тем получит пользу» (источник: https://books.google.ru/books).

Страх, слабохарактерность приводят к потаканию и попустительству, вседозволенности. Человек просто боится предъявить какие-либо требования, проявить твердость.

Лень. Когда неохота вникать и проявлять участие к другому человеку, тогда проще поддаться раздражительности, недовольству. Лень, к примеру, в семье проявлять снисходительность к партнеру, а проще «затюкать» другого человека за его несоответствие или вообще отказаться от семьи.

Упрямство, неуступчивость. Упорное нежелание принять другого человека, его недостатки, отсутствие опыта, принять то, что человек другой, проявить терпимость. «Не хочу вникать в причины, должно быть так и не иначе!».

Могут препятствовать и другие причины.

4. Ошибочное представление о снисходительности и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Снисходительность – это проявление слабости, слабохарактерности».

Снисходительность – это проявление таких качеств как терпимость, принятие, доброжелательность, благосклонность, которые характеризуют твёрдость, благородство и силу характера.

«Снисхождение – вежливое унижение» (А. Смирнов).

«Снисходительность унизительна для того, к кому она проявлена».

«Снисходительность – это недооценивание другого, пренебрежительное отношение, принижение возможностей другого, высокомерие».

Снисходительность – это проявление благосклонности, доброжелательности. Это требование, соизмеримое с возможностями человека, по его силам.

Снисходительное отношение – это бережное отношение к другому человека.

«Снисходительное отношение – это неуважение по отношению к другому, к его способностям, стараниям и т.д.».

Снисходительность – это проявление уважения, поиск и хороших качеств в каждом, стремление не осуждать другого, а понять.

5.1. Что даёт человеку умение быть снисходительным

  • Умение выстраивать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

  • Адекватную оценку возможностям других людей, отсутствие ложных ожиданий.

  • Спокойствие и радость общения с людьми.

5.2. Что даёт окружающим людям умение человека быть снисходительным

  • Возможность учиться без осуждения, недовольства, давления, расти и развиваться.

  • Благожелательную обстановку в коллективе.

  • Отсутствие со стороны человека завышенных требований и ожиданий, возможность двигаться в своём темпе и по своим возможностям.