Жизнь — как музыкальная импровизация:
ты не знаешь, какой будет следующая песня или мелодия,
ты живешь в той композиции, которая звучит в данный момент!
О. Рой
1. Формулировка закона
Закон импровизации: исполнение замысла без предварительной подготовки дает экспромт.
2. Положительное понимание, которое помогает импровизировать
«Импровизируя, можно выйти из неожиданной ситуации».
«Человек, умеющий импровизировать, не теряется при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации, быстро адаптируется».
«Импровизация – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы получить что-то новое» (С. Шаталова).
«Удачный экспромт – избыток остроумия при дефиците времени» (Е. Ханкин).
«Умение импровизировать нужно не только в творчестве. Оно очень помогает в работе, особенно, в публичных выступлениях. Да и в жизни, когда мы попадаем в незнакомые ситуации» (К. Кожевникова).
«Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать» (Роберт Макки).
«Чтобы преуспеть в делах, планировать мало. Нужно уметь импровизировать» (Айзек Азимов), и др.
3. Механизм импровизации
Импровизировать – создавать что-либо без предварительной подготовки.
В жизни каждого человека возникают ситуации, когда нет времени на подготовку. И здесь на помощь приходит импровизация.
Импровизация относится к творческим процессам, но это не обязательно связано с музыкой или театром. Это может быть общение, инженерный или технический креатив, строительство домика. Обычно это создание чего-то нового. В итоге на выходе получаем экспромт – само произведение, которое оформлялось и строилось в самом процессе его изготовления. Именно процесс изготовления – это импровизация. А экспромт – его результат.
Начало импровизации – вдохновение, а оно берет свои силы в осознании важности ситуации. Например, человека неожиданно для него попросили произнести речь на юбилее у коллеги. Момент важный, и отношения хорошие, поэтому нужные слова сами идут в голову – о хороших качествах, достижениях коллеги, о том, за что его ценят друзья, вспоминается забавный случай… Поздравление получается от души, веселое, интересное.
Далее, только имея устойчивый положительный опыт в определённом направлении, можно исполнить замысел без предварительной подготовки. Если его совсем нет, то не на что опереться. Лежат в холодильнике продукты: кукуруза, капуста, колбаса, укроп, морковь, картошка, яблоки. По идее, можно сделать салат, но если опыта готовки совсем никакого нет, не получится импровизация – придумать без рецепта, что с чем соединить и как порезать.
Вряд ли человек, который никогда не проводил занятие с детьми, сможет быстро включиться в процесс и без подготовки провести занятие. Даже импровизировать интересные уроки могут не все учителя, а только те, которые уже провели по две тысячи уроков. Не обязательно, чтобы все эти уроки (и вообще другие уроки нашей жизни) были успешными, чтобы дать нам положительный опыт (основу импровизации) – плохой урок тоже многому учит.
Бывает и так, что, например, срочно надо подменить заболевшую коллегу, а время на подготовку практически нет. Или экскурсоводу сообщают, что нужно срочно провести обзорную экскурсию по городу для группы, которая приехала на конференцию. И здесь сориентироваться в ситуации помогает опыт, наработанный годами. «Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок» (Джуди Фостер).
Смысл импровизации в том, что все решается и корректируется в процессе дела. По мере возникновения части произведения становится видно, что делать дальше.
Начали строить домик на садовом участке, запланировали одну большую комнату. Потом понадобилась мастерская – стали делать пристройку. Пристроили, потом оказалось, что с баней на участке будет лучше… И так далее.
Воспитание детей – зачастую экспромт. Например, родители до рождения ребенка планируют, как будут его воспитывать, на какие кружки он пойдёт. В итоге ребенок рождается совсем не тот, для которого всё это было придумано, а нужно ему совсем другое. И начинается импровизация.
«По большому счёту, вся наша жизнь – большая импровизация» (Р. Хорошев).
Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Ситуации, в которые попадает человек, каждый раз новые. Человек иногда говорит: «Я не знаю, что мне делать (с работой, с домом, с ребенком…)!» Имея в виду глобальное направление: как на эту тему жить дальше? Но выстроится сегодняшний кусочек жизни, и тогда уже появляется видение варианта дальнейшего действия.
Для того, чтобы импровизировать, необходимо иметь внутреннюю готовность к этому – не бояться пробовать. Пусть даже опыт чего-либо не очень большой, но смелость и легкость открывают возможность придумывать новое по ходу. Главное – быстро сориентироваться.
Например, тот же преподаватель, видя в процессе проведения занятия, что уровень подготовки учащихся разный, и его план, который он подготовил, не подходит для данной аудитории, не теряясь и не паникуя, тут же переходит к экспромту. Включает в занятие новые элементы, которые ранее не планировал. Оживляет занятие примерами из жизни.
Или, во время выступления на сцене актёр, забывая слова, не теряется, а на ходу начинает придумывать подходящий текст – продолжая импровизировать до тех пор, пока не вспомнит основной. Его находчивость не позволяет никому усомниться в качестве его исполнения роли, а для себя человек понимает, что безвыходных ситуаций не бывает.
Вообще словесная импровизация помогает в разных ситуациях: и при обычном общении, и при публичном выступлении. Человек с развитым воображением (умением моделировать новые образы) может импровизировать хоть с чем. Например, на ходу рассказывать детям сказки, придумывать необычных героев, наделять растения и животных несвойственными в обычной жизни поступками и качествами характера и тому подобное.
Один из способов научиться импровизировать – начать рассказ или выступление с любого слова. Такая тренировка себя на сообразительность и гибкость дает опыт легкости, бесстрашия, умения на ходу складывать целое.
А гибкость мышления позволяет находить такие варианты исполнения чего-либо, что иногда импровизация становится открытием. Например, дизайнер, экспериментируя, импровизируя с обрезками тканей, может создать иногда неожиданно для себя совершенно новую модель одежды. «Эксперимент с импровизацией идут рука об руку» (Дроган Тракс).
Импровизация возможна в разных сферах деятельности человека. И не только в силу необходимости, неожиданности или когда нет времени, но и в моменты озарения. Человеку пришла идея, и он без подготовки: обдумываний, черновиков, эскизов, планов сразу на чистовую пишет текст или картину.
Многое зависит от человека, от его внутренних качеств, возможностей, его опыта, настроя. «Импровизация есть не что иное, как быстрое раскрытие резервуара – мозга; но для этого нужно, чтобы он был полон» (Виктор Гюг).
Благодаря импровизации появляется что-то совершенно новое, непохожее на ранее сделанное человеком – экспромт. И каждая новая импровизация – это новое творение, новый вариант, имеющий право на существование. «Импровизация – творческий акт, который невозможно повторить» (Антон Баронин).
«Импровизации нельзя научить, но ей можно научиться» (Стив Пэкстон).
Что мешает импровизировать?
Растерянность, волнение, застенчивость не дают собраться с мыслью. Возникают неожиданные паузы, которые заполняются словами «ну, как бы, типа» и т.п.
Неуверенность, страх, переживание. Когда человек сомневается в своих силах, боится, что скажут другие, боится ошибиться, его это только сковывает, но никак не настраивает на легкость, смекалку и импровизацию.
Промедление. Если пришла мысль, идея, надо действовать. Если медлить, то вдохновение уходит, его место занимает «толпа стучащихся в дверь» других мыслей (порой неактуальных, суетливых). И для импровизации не остается места.
Косность. Если человек привык действовать только по шаблону, то, когда возникают неожиданные ситуации и времени на подготовку нет, он теряется. Импровизировать он даже не пробует.
Легкомыслие, бездумность, бесцельность. Если человек считает, что можно наобум хоть что сказать или сделать (к месту – не к месту, по теме или нет), то это уже не будет импровизацией. «Импровизация великолепна только в том случае, если ты знаешь, куда она заведёт» (Кристофер Уокен). «Импровизация — слишком хорошая вещь, чтобы предоставить ее воле случая» (Пол Саймон).
Могут препятствовать и другие ошибки.
4. Ошибочное представление об импровизации и положительное понимание термина
Ошибочное представление | Положительное понимание |
«Импровизация – это хаотичные действия (наобум)». Примечание. Бесцельные (без задумки), бессмысленные действия рождают то же самое (нелепицу). | Импровизация – исполнение задуманного без предварительной подготовки. |
«Импровизация – это дилетантство. Раз не готовился, значит, не разбирается в этом». «Импровизация – это показатель незнания предмета». | Импровизация – показатель хорошего понимания вопроса, это часть мастерства. Человек может импровизировать в том, в чем хорошо разбирается. |
5.1. Что даёт человеку умение импровизировать
Выход из любой ситуации. Умение не растеряться, быстро реагировать в неожиданной ситуации.
Новизну.
Возможность творчески подходить к каждому делу.
Смелость пробовать варианты, искать, создавать новое.
Внимание слушателей, зрителей.
В общении – умение непринужденно поддерживать и вести беседу, легко общаться с незнакомыми людьми, отвечать на вопросы, быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.
5.2. Что даёт окружающим людям импровизация человека
Разнообразие. Оживляет то, что стало уже давно привычным. Привносит новое в обыденное.
Отсутствие заминок в выступлении.
Интересное общение.
В коллективе с импровизирующим человеком быстрее находятся неординарные решения проблемы.
Такой человек вдохновляет на творчество.