Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон импровизации

Жизнь — как музыкальная импровизация:

 ты не знаешь, какой будет следующая песня или мелодия,

ты живешь в той композиции, которая звучит в данный момент!

О. Рой

1. Формулировка закона

Закон импровизации: исполнение замысла без предварительной подготовки дает экспромт.

2. Положительное понимание, которое помогает импровизировать

«Импровизируя, можно выйти из неожиданной ситуации».

«Человек, умеющий импровизировать, не теряется при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации, быстро адаптируется».

«Импровизация – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы получить что-то новое» (С. Шаталова).

«Удачный экспромт – избыток остроумия при дефиците времени» (Е. Ханкин).

«Умение импровизировать нужно не только в творчестве. Оно очень помогает в работе, особенно, в публичных выступлениях. Да и в жизни, когда мы попадаем в незнакомые ситуации» (К. Кожевникова).

«Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать» (Роберт Макки).

«Чтобы преуспеть в делах, планировать мало. Нужно уметь импровизировать» (Айзек Азимов), и др.

3. Механизм импровизации

Импровизировать – создавать что-либо без предварительной подготовки.

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда нет времени на подготовку. И здесь на помощь приходит импровизация.

Импровизация относится к творческим процессам, но это не обязательно связано с музыкой или театром. Это может быть общение, инженерный или технический креатив, строительство домика. Обычно это создание чего-то нового. В итоге на выходе получаем экспромт – само произведение, которое оформлялось и строилось в самом процессе его изготовления. Именно процесс изготовления – это импровизация. А экспромт – его результат.

Начало импровизации – вдохновение, а оно берет свои силы в осознании важности ситуации. Например, человека неожиданно для него попросили произнести речь на юбилее у коллеги. Момент важный, и отношения хорошие, поэтому нужные слова сами идут в голову – о хороших качествах, достижениях коллеги, о том, за что его ценят друзья, вспоминается забавный случай… Поздравление получается от души, веселое, интересное.

Далее, только имея устойчивый положительный опыт в определённом направлении, можно исполнить замысел без предварительной подготовки. Если его совсем нет, то не на что опереться. Лежат в холодильнике продукты: кукуруза, капуста, колбаса, укроп, морковь, картошка, яблоки. По идее, можно сделать салат, но если опыта готовки совсем никакого нет, не получится импровизация – придумать без рецепта, что с чем соединить и как порезать.

Вряд ли человек, который никогда не проводил занятие с детьми, сможет быстро включиться в процесс и без подготовки провести занятие. Даже импровизировать интересные уроки могут не все учителя, а только те, которые уже провели по две тысячи уроков. Не обязательно, чтобы все эти уроки (и вообще другие уроки нашей жизни) были успешными, чтобы дать нам положительный опыт (основу импровизации) – плохой урок тоже многому учит.

Бывает и так, что, например, срочно надо подменить заболевшую коллегу, а время на подготовку практически нет. Или экскурсоводу сообщают, что нужно срочно провести обзорную экскурсию по городу для группы, которая приехала на конференцию. И здесь сориентироваться в ситуации помогает опыт, наработанный годами. «Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок» (Джуди Фостер).

Смысл импровизации в том, что все решается и корректируется в процессе дела. По мере возникновения части произведения становится видно, что делать дальше.

Начали строить домик на садовом участке, запланировали одну большую комнату. Потом понадобилась мастерская – стали делать пристройку. Пристроили, потом оказалось, что с баней на участке будет лучше… И так далее.

Воспитание детей – зачастую экспромт. Например, родители до рождения ребенка планируют, как будут его воспитывать, на какие кружки он пойдёт. В итоге ребенок рождается совсем не тот, для которого всё это было придумано, а нужно ему совсем другое. И начинается импровизация.

«По большому счёту, вся наша жизнь – большая импровизация» (Р. Хорошев).

Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Ситуации, в которые попадает человек, каждый раз новые. Человек иногда говорит: «Я не знаю, что мне делать (с работой, с домом, с ребенком…)!» Имея в виду глобальное направление: как на эту тему жить дальше? Но выстроится сегодняшний кусочек жизни, и тогда уже появляется видение варианта дальнейшего действия.

Для того, чтобы импровизировать, необходимо иметь внутреннюю готовность к этому – не бояться пробовать. Пусть даже опыт чего-либо не очень большой, но смелость и легкость открывают возможность придумывать новое по ходу. Главное быстро сориентироваться.

Например, тот же преподаватель, видя в процессе проведения занятия, что уровень подготовки учащихся разный, и его план, который он подготовил, не подходит для данной аудитории, не теряясь и не паникуя, тут же переходит к экспромту. Включает в занятие новые элементы, которые ранее не планировал. Оживляет занятие примерами из жизни.

Или, во время выступления на сцене актёр, забывая слова, не теряется, а на ходу начинает придумывать подходящий текст продолжая импровизировать до тех пор, пока не вспомнит основной. Его находчивость не позволяет никому усомниться в качестве его исполнения роли, а для себя человек понимает, что безвыходных ситуаций не бывает.

Вообще словесная импровизация помогает в разных ситуациях: и при обычном общении, и при публичном выступлении. Человек с развитым воображением (умением моделировать новые образы) может импровизировать хоть с чем. Например, на ходу рассказывать детям сказки, придумывать необычных героев, наделять растения и животных несвойственными в обычной жизни поступками и качествами характера и тому подобное.

Один из способов научиться импровизировать начать рассказ или выступление с любого слова. Такая тренировка себя на сообразительность и гибкость дает опыт легкости, бесстрашия, умения на ходу складывать целое.

А гибкость мышления позволяет находить такие варианты исполнения чего-либо, что иногда импровизация становится открытием. Например, дизайнер, экспериментируя, импровизируя с обрезками тканей, может создать иногда неожиданно для себя совершенно новую модель одежды. «Эксперимент с импровизацией идут рука об руку» (Дроган Тракс).

Импровизация возможна в разных сферах деятельности человека. И не только в силу необходимости, неожиданности или когда нет времени, но и в моменты озарения. Человеку пришла идея, и он без подготовки: обдумываний, черновиков, эскизов, планов сразу на чистовую пишет текст или картину.

Многое зависит от человека, от его внутренних качеств, возможностей, его опыта, настроя. «Импровизация есть не что иное, как быстрое раскрытие резервуара мозга; но для этого нужно, чтобы он был полон» (Виктор Гюг).

Благодаря импровизации появляется что-то совершенно новое, непохожее на ранее сделанное человеком – экспромт. И каждая новая импровизация – это новое творение, новый вариант, имеющий право на существование. «Импровизация – творческий акт, который невозможно повторить» (Антон Баронин).

«Импровизации нельзя научить, но ей можно научиться» (Стив Пэкстон).

Что мешает импровизировать?

Растерянность, волнение, застенчивость не дают собраться с мыслью. Возникают неожиданные паузы, которые заполняются словами «ну, как бы, типа» и т.п.

Неуверенность, страх, переживание. Когда человек сомневается в своих силах, боится, что скажут другие, боится ошибиться, его это только сковывает, но никак не настраивает на легкость, смекалку и импровизацию.

Промедление. Если пришла мысль, идея, надо действовать. Если медлить, то вдохновение уходит, его место занимает «толпа стучащихся в дверь» других мыслей (порой неактуальных, суетливых). И для импровизации не остается места.

Косность. Если человек привык действовать только по шаблону, то, когда возникают неожиданные ситуации и времени на подготовку нет, он теряется. Импровизировать он даже не пробует.

Легкомыслие, бездумность, бесцельность. Если человек считает, что можно наобум хоть что сказать или сделать (к месту не к месту, по теме или нет), то это уже не будет импровизацией. «Импровизация великолепна только в том случае, если ты знаешь, куда она заведёт» (Кристофер Уокен). «Импровизация — слишком хорошая вещь, чтобы предоставить ее воле случая» (Пол Саймон).

Могут препятствовать и другие ошибки.

4. Ошибочное представление об импровизации и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Импровизация – это хаотичные действия (наобум)».

Примечание. Бесцельные (без задумки), бессмысленные действия рождают то же самое (нелепицу).

Импровизация – исполнение задуманного без предварительной подготовки.

«Импровизация – это дилетантство. Раз не готовился, значит, не разбирается в этом».

«Импровизация – это показатель незнания предмета».

Импровизация – показатель хорошего понимания вопроса, это часть мастерства.

Человек может импровизировать в том, в чем хорошо разбирается.

5.1. Что даёт человеку умение импровизировать

  • Выход из любой ситуации. Умение не растеряться, быстро реагировать в неожиданной ситуации.

  • Новизну.

  • Возможность творчески подходить к каждому делу.

  • Смелость пробовать варианты, искать, создавать новое.

  • Внимание слушателей, зрителей.

  • В общении – умение непринужденно поддерживать и вести беседу, легко общаться с незнакомыми людьми, отвечать на вопросы, быстро ориентироваться в смене ситуаций общения и мгновенно находить нужные доводы и аргументы.

5.2. Что даёт окружающим людям импровизация человека

  • Разнообразие. Оживляет то, что стало уже давно привычным. Привносит новое в обыденное.

  • Отсутствие заминок в выступлении.

  • Интересное общение.

  • В коллективе с импровизирующим человеком быстрее находятся неординарные решения проблемы.

  • Такой человек вдохновляет на творчество.