1. Формулировка закона
Закон ингредиента: входящий в состав элемент определяет исходность.
2. Положительное понимание, которое помогает применять ингредиенты
«Умея видеть ингредиенты, человек понимает, что из чего состоит».
«Подбирая ингредиенты, человек определяет состав, который будет лежать в основе продукта».
«Знание свойств и принципов действий ингредиентов очень ценно при создании новых смесей, продуктов и блюд».
«Изучив ингредиенты в составе продукта, человек может заменить в нем неподходящий ему ингредиент, не исключая целиком нужный ему продукт», и др.
3. Механизм применения ингредиентов
У реки есть исток, у дороги – начало, а у продуктов (товаров), которые производит человек – ингредиент. В переводе с латинского «ингредиент» означает «входящий» и используется для обозначения элементов, входящих в состав чего-то.
В химии ингредиент – это составная часть сложного соединения или смеси, которая присутствует в готовом продукте в исходном или измененном виде. Например, ингредиенты водород и хлор входят в состав соляной кислоты. Ингредиенты медного купороса – это медь (Cu) и кислотная группа (SO4).
В кулинарии ингредиентами выступают исходные продукты для приготовления блюда.
В индустрии лекарственных препаратов используется термин «активный фармацевтический ингредиент» (АФИ) – биологически активное вещество (или их смесь), которое входит в состав лекарственного средства и является основным ингредиентом, на действии которого и основан лечебный эффект конкретного лекарства. Примеры АФИ: парацетамол, ибупрофен, метамизол натрия моногидрат (анальгин).
В технологическом способе ингредиентами называют различные его элементы: виды сырья, продукции, услуг, виды труда (разной квалификации), типы производственных мощностей, природные ресурсы и др. Технологический способ определяется участием в нем тех или иных ингредиентов, размерами этого участия и их соотношением между собой в рамках конкретно взятой технологии.
Существуют еще и другие сферы, где используется понятие ингредиента. И во всех сферах он остается верен своей сути: ингредиентами называют исходные элементы, которые входят в состав.
За исключением кулинарии, человек не часто сталкивается с ингредиентами в чистом виде. Обычно человек имеет дело с готовым продуктом (будь то смесь, лекарство, блюдо или др.).
Цели для определения, изучения и применения ингредиентов могут быть разные:
— Один человек любознательный изобретатель и постоянно интересуется: «Из чего образовано это? Что нужно смешать, чтобы получить то?» Например, какие нужны ингредиенты для изготовления бумаги из риса, что нужно для изготовление мыла в домашних условиях или клея, который эффективнее покупного супер-клея. Иногда создание какого-то вещества может показаться сложным, но узнав состав (необходимые ингредиенты), можно легко воплотить его в жизни.
— Другой – ответственный защитник окружающей среды и всегда проверяет, какими свойствами обладают ингредиенты, вредит ли их использование экологии или животным.
Например, в составе некоторых солнцезащитных кремов есть ингредиенты (один из них оксибензон), которые при попадании в морскую воду с кожи купающихся людей являются смертельным ядом для кораллов. А когда гибнут кораллы, то страдает вся экосистема океана.
Также существуют товары, вред от которых, на первый взгляд, может показаться мизерным. Например, глиттеры (мелкие блестки) из неразлагаемого микропластика. В тех объемах, которые используются в современном мире, глиттеры за несколько лет успели засорить мировой океан и стали отравлять его обитателей. Также глиттеры попадают и в человеческий организм через использование в пищу морепродуктов, что приводит к гормональным нарушениям, онкологическим заболеваниям и др. Благодаря исследованиям была доказана их токсичность, после чего ответственные производители стали изменять их состав, и сейчас можно найти биоразлагаемые глиттеры, состоящие из целлюлозы, кальция или слюды.
— Третий – заботится о здоровье своей семьи и своем, поэтому изучает: «Какое влияние оказывает каждый ингредиент приобретаемого продукта на организм?» и «Что скрывается за этим Е422?» Старается исключать продукты и товары с вредными ингредиентами такие как, например, зубные пасты со фтором для маленьких детей, так как они в любом случае ее глотают, а это вредно. Также следит, чтобы количество полезных ингредиентов не превышало норму. Ведь сейчас существуют так называемые «функциональные продукты» – что-то среднее между едой и биологически активными добавками. Например, соки с витаминами, йодированная соль, молоко с макро- и микроэлементами и др.
Отдельным пунктом можно выделить ситуации, когда человек уже имеет определенное заболевание и поэтому изучение состава ингредиентов жизненно важно для него. Например, при целиакии выбираются продукты без глютена. При аллергии – исключаются продукты с ингредиентами, на которые есть аллергическая реакция. Некоторые производители изначально учитывают определенное заболевание и указывают на упаковке, что их продукт разрешен, например, при диабете. Хотя при первичном использовании таких продуктов, разумно руководствоваться правилом «доверяй, но проверяй».
У ингредиентов в разных областях есть свои классификации, критерии качества и эффективности, различные функциональные характеристики. Каждый ингредиент влияет на исходный состав и является либо одним из базовых элементов, либо дополнительным. Не будет одного базового ингредиента – не будет и готового вещества. Как не будет борща без свеклы или супа без воды. А если не будет дополнительного ингредиента – то вещество только поменяет какое-то свое свойство. Например, красители просто добавят ему желаемый цвет. В любом случае при отсутствии любого ингредиента у веществ будет разная исходность.
Важно понимать, что входящие в состав элементы добавлены туда для определенной цели. Например, технологическая функция сахара при производстве мармелада состоит в его водоотнимающем действии в процессе студнеобразования. А когда составляют рецепты теплостойких резин, то применяют ингредиенты, которые «способствуют незначительному теплообразованию и большой теплопроводности резины» (источник: Большая Энциклопедия Нефти и Газа).
При применении ингредиентов и качество, и количество являются ключевыми аспектами. Так, если посолить салат, то он будет вкуснее, а если пересолить, то можно испортить.
Ингредиенты подбираются исходя из того, каких свойств мы ждем от конечного вещества. Ингредиент смешивается с другими или растворяется. И в конечном продукте (веществе) мы видим его цвет или чувствуем вкус или запах, или можем ощутить физические свойства, которые он придал всему веществу. Зная список ингредиентов, мы видим с чего все началось, знаем исходное состояние вещества. Например, если в состав входят искусственные элементы, то вещество синтетического происхождения.
Ингредиенты стоят на «старте» любого вещества. Они определяют его исходность.
(Используемый источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki)
Что мешает грамотно использовать ингредиенты?
Ограниченность. Если у человека узкий кругозор, и он живет, ориентируясь только на знакомых людей, ему и в голову не придет изучить состав и проверить безвредность ингредиентов. Например, он считает, что если его родители, друзья используют какой-то продукт, то ему тоже можно этим продуктом пользоваться.
Доверчивость. Например, услышал человек в рекламе, что эта мазь поможет сделать его кожу моложе, сразу принял эту информацию за истину. И так как размышлять он не собирается, то и читать состав этой мази ему необязательно.
Неуверенность в своих способностях. Человек заранее сомневается, полагая, что будет сложно разобраться в многообразии ингредиентов: «Лучше и не начинать». Хотя главное как раз – начать, потом это (обладание полезным знанием) так заинтересовывает, что человек не сможет себе представить, как можно пользоваться продуктом и не знать его исходный состав.
Безразличие. Когда человек не заинтересован в расширении своего кругозора, в благополучии окружающего мира, в поддержании своего здоровья, то у него нет и причины заинтересоваться ингредиентами.
Корысть. Когда производители стремятся получить большую прибыль, они используют дешевые, но вредные для экологии или здоровья человека ингредиенты.
Возможны другие ошибки.
4. Ошибочное представление об ингредиенте и положительное понимание термина
Ошибочное представление | Положительное понимание |
«Ингредиенты – это всегда какие-то непонятные химические элементы с буквенными обозначениями». Примечание. Каждый ингредиент (продукт) для приготовления блюда понятен хозяйке. | Ингредиент – это входящий в состав элемент, который определяет исходность. |
«Ингредиент – это всегда самый простейший элемент». Примечание. Ингредиентом может быть и готовый продукт, как исходный элемент для приготовления более сложного продукта. В кулинарии, например, ингредиентом салата выступает сыр, который тоже состоит из ингредиентов. | Ингредиент – это составная часть чего-либо. Составной частью может быть как химический элемент, так и продукт. |
5.1. Что дает человеку знание об ингредиентах и умение грамотно их применять
Возможность видеть исходный состав.
Понимание, зачем применяют каждый конкретный ингредиент в определенном продукте (веществе).
Адекватное отношение к ингредиентам. Понимание их положительных и отрицательных свойств.
Потребительскую грамотность.
Возможность видеть мир на более тонком уровне.
5.2. Что дает окружающим людям способность человека грамотно применять ингредиенты
Профессионалов в различных сферах (ученых, поваров, кондитеров, химиков и др.).
Своевременную помощь или совет при анализе состава продукта.
Возможность пользоваться качественной и безопасной продукцией.