Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7

Закон степени

 

  1. Формулировка закона

Закон степени: достигнутая мера показывает уровень. 

  1. Положительное понимание, помогающее определять степень, достигать необходимой степени

«От степени опасности зависят меры, которые необходимо предпринять».

«Степень доверия определяет насколько ответственное дело можно человеку поручить».

«Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем» (Людвиг Фейербах).

«Величие победы измеряется степенью её трудности» (Мишель де Монтень).

«В той степени, в какой человек тратит себя ради великой цели, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее счастье» (Букер Вашингтон), и др.

  1. Механизм формирования степени

Электроприборы (розетки, выключатели) имеют семь степеней защиты. Степень защиты определяет значение защищенности корпуса от отрицательного воздействия посторонних предметов, влаги, пыли. Поэтому для каждого случая подбирают электроприбор с определенной степенью защиты. Чем она выше, тем электроприбор надежнее.

В медицинской генетике и праве используют понятие степень родства. Оно определяет, сколько рождений было между родственниками. Выделяют шесть степеней родства. В законодательстве степень родства влияет на вступление в наследство. Риск развития генетического заболевания зависит от степени родства с больным родственником.

Становится понятно, что степень это сравнительная величина. Степень характеризует меру чего-либо, показывает уровень. Поэтому часто говорят: в большей степени, в меньшей степени. А так же: степень свободы, степень участия, степень риска, степень выраженности, степень развития, степень готовности и т.д.

Степень освоения материала напрямую зависит от понимания меры, в какой надо освоить материал. Если для одного человека мера освоения – это сказать пару слов о прочитанном, то для другого человека – это так освоить, чтобы суметь пересказать материал, объяснить его, а при необходимости применить на практике полученные знания. В результате и уровень знаний этих людей будет разный.

Степень освоения нового дела зависит от значимости его для человека (опять же степени значимости) и его начальных навыков. Если значимость дела для человека велика, он будет прикладывать силы, находить время для его освоения. Он понимает, что в будущем эти умения ему могут пригодиться. Он не только может сам освоить, но и другим показать. Например, человек осваивает работу на инструменте. Он хочет научиться в такой мере владеть, например, лобзиком, чтобы филигранно выполнять свою работу. Уровень освоения у него будет высокий. Если человек считает, что освоить – это значит получить начальное представление о деле, то и мера освоения его будет невысока. Поэтому уровень освоения нового дела будет низкий, а значит и качество.

Степень надежности технического устройства характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью его. Она зависит от качества деталей, качественной сборки, безопасности его работы. Какую меру, (показатели качества) при сборке установили, такая будет и степень надежности устройства.

Степень надежности человека определяется своей мерой: в какой мере и как часто ему можно поручить дело, и он не подведет. Если человек определяет планку для себя «раз в месяц выполню поручение и достаточно», а в остальное время на него нельзя положиться, значит, уровень надежности у него низкий. Степень надежности у человека будет выше, если он не будет давать пустых обещаний, стараться держать слово, в срок и качественно выполнять работу.

Каждый человек определяет свою меру, которая характеризует степень его надежности, активности, заинтересованности, участия.

Степень активности человек определяет для себя сам. Для одного активность это в течение дня сходить в магазин за хлебом. Для другого человека за это же время сделать массу дел: приготовить завтрак для семьи, помочь товарищу с переездом, сделать мелкий ремонт дома, например, починить стул, погулять с ребенком на улице, выполнить заказ и другое. Конечно, на степень активности влияет возраст и состояние здоровья. В приведенном примере люди со схожим состоянием здоровья и одного возраста. Для первого человека его мера активности – это одно дело в день. Для второго мерой будут те актуальные дела, которые нужно сделать именно в этот день. Из примера понятно, что первый человек обременен ленью.

Любой порок у человека может проявляться в большей или меньшей степени. Это может быть злоба, обида, зависть и другие. Если степень проявления отрицательной черты характера у человека высокая, то говорят о зависимости человека от этого недостатка.

Мера участия человека в общем деле показывает уровень задействования в нем. Например, человеку очень важно реализоваться в профессии. Он определяет такую меру участия, что задействован на работе во многих делах: и здесь участвует, и там. В результате уровень профессионализма у него растет. При этом он решает, что дома справятся и без его помощи. Он определяет для себя минимальную меру участия в домашних делах. Уровень задействования в семье минимальный. Помощи и заботы родные люди от него не получают.

Если говорится о степени сложности деятельности, то чаще имеют ввиду техническую сложность навыка, выступления, вида деятельности. Объективно видна степень сложности таких видов спорта, как конный спорт, художественная гимнастика, фигурное катание.

Степень сложности дела можно уменьшить. Для этого можно разбить дело на этапы, получить по нему дополнительную информацию, поискать более простые способы его выполнения. Можно упростить выполнение дела своим настроем: уверенностью, что и с эти делом можно справиться, что другие сложные дела получилось осуществить, и это по плечу.

Понятие степень развития используют в экономике (например, степень развития бизнеса), в педагогике (степень развития умения), в физиологии, медицине и других областях жизни и деятельности. Например, достигнутая мера  мышечной и костной ткани определяет степень их развития. Известно, что с возрастом мышцы утрачивают свою эластичность и объем, кости теряют кальций, становятся хрупкими. Поэтому физическая нагрузка необходима в любом возрасте для поддержания достаточного уровня подвижности костно-мышечной системы.

В какой мере человек различает нравственные категории, добро и зло, таков и уровень его различения. Например, для одного человека взять чужое в принципе не допустимо. Для другого, если никто не заметит, не узнает, то почему бы и не взять. Чем выше степень понимания, что нравственно, а что безнравственно, тем выше уровень различения и тем чаще человек поступает по совести.

Что мешает достижению необходимой степени и умению учитывать ее?

Лень, пассивность. На степень инициативности, участия в делах влияет заинтересованность человека в них. Человек видит смысл, свою роль в процессе, ему становится интересно участвовать в нем. А если человек не хочет ничего делать, в деле он не заинтересован, то степень участия у него нулевая.

Обман, хитрость. Если человек намерено искажает правду, изворотливый, то степень доверия людей будет низкая. А со временем ему могут совсем перестать доверять.

Лихачество, безрассудство, риск. Если человек привык рисковать, действовать наудачу, очень быстро ездить, то когда осенью дорога подмерзает, он может не учесть степень опасности при езде по обледенелой дороге. Существует риск попасть в аварию.

Ограниченность, равнодушие. Человек ставит низкую планку своих достижений в жизни. Он безразличен к повышению степени участия в общих делах, не проявляет активность, инициативность. В результате высокого уровня не добивается, жизнь его скучна, так, как он ни к чему не стремится. 

  1. Ошибочное представление о степени и положительное понимание термина 
Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Степень – это понятие, которое используют только в математике, например, степень числа».Степень – сравнительная величина, которую широко используют для определения достигнутой меры (степень трудности, степень понимания, степень открытости и т.д.).
«Степень – это неизменная величина».Степень может меняться в зависимости от ситуации, поведения человека.

Например, человек увидел свою роль в общем деле, проявил  интерес, в результате степень его участия в деле увеличилась.

 

5.1. Что дает человеку умение определять степень, достигать необходимой степени

  • Видение степени дает человеку понимание ситуации (насколько хорошо или плохо, насколько качественно, насколько развито, подготовлено и т.д.).
  • Когда человек умеет определять степень опасности, он и действовать может соответственно ей, ему проще избегать несчастных случаев.
  • При умении человека достигать необходимую степень участия в делах, жизнь его гармонична, так как присутствует баланс разных сфер жизни.
  • При повышении степени активности в разных делах жизнь человека интересна и многогранна.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека определять степень, достигать необходимой степени

  • Грамотного специалиста.
  • Возможность пользоваться качественной продукцией, результатами его труда.
  • Безопасность пассажиров, пациентов, учащихся.