Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7

Закон сюжета

 Мир наполнен сюжетами,

как хороший гранат зернышками.

 Людмила Улицкая

 

  1. Формулировка закона

Закон сюжета: последовательная передача совокупностей событий раскрывает содержание.

  1. Положительное понимание, которое помогает передачи сюжета

«Сюжет – это канва, по которой вышивает свои узоры Мысль» (И. Шевелев).

«Сюжет – «держатель» читательского интереса» (Н. Москвин)

«Сюжет необходим для произведения, как и фундамент для здания», и др.  

  1. Механизм передачи сюжета

«Только не рассказывай, чем все закончилось!» Знакомо? Бывает, что кем-то уже просмотренный фильм или прочитанная книга с интересным сюжетом так увлекает и захватывает, что хочется узнать, чем там все закончится. Кто-то перелистывает текст на последние страницы, а кто-то, наоборот, получает радость от последовательного прочтения, все больше погружаясь и увлекаясь содержанием. А бывает не очень удачный сюжет и желания тратить время, дочитывать до конца нет.

Что такое сюжет? Французское sujet обозначает предмет и применяется в литературе, драматургии, театре, кино. Служит основой произведения. «Сюжет в романе – это просто веревка, на которой развешивается бельё» (Айви Комптон-Бернетт). Но ведь не будь той «просто веревки», все бельё упадет.

Сюжет выстраивается по элементам: завязка, развитие действие, кульминация, развязка. Авторы включают в завязке конфликт, герои невольно становятся его участником, а наивысшей точкой кипения будет кульминация. Затем последует разрешение конфликта – развязка, которая, как известно, может быть, как трагичной, так и счастливой.

В некоторых сюжетах есть экспозиция, пролог и эпилог. Экспозиция – это то, что предшествует завязке конфликта. Пролог используется в начале произведения, это небольшое вступление к самому сюжету. Эпилог заключает произведение, подводя итог.

Типов сюжета множество. Одним из распространенных является «бродячий» или «странствующий» сюжет – это история, повторяющаяся в различных интерпретациях народов мира: сказки, мифы, легенды. Слагатели вдохновлялись на их создание, наблюдая за жизнью. «Драматург не изобретает сюжетов – все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, рассказ знакомого, порой газетная история» (А. Н. Островский).

Сюжет заключается в последовательной передаче событий. Почему важна последовательность передачи событий? Например, последовательность в математике – это числа, расположенные в организованном порядке. То есть цифра два не может быть раньше единицы. Так же и в передаче сюжета. Для того чтобы его поняли, середина истории не может быть раньше начала. Объяснение темы, будь то устный рассказ или обычный разговор, развернутый ответ на вопрос тоже являются своего рода сюжетом и последовательное его повествование будет уважительно по отношению к собеседнику.

В цитате выше было сравнение сюжета с веревкой. Можно провести аналогию, если представить ныряльщика, который опускается на глубину и поднимется вверх по скинутой на дно веревке, чтобы найти лодку.  Веревка в данным случае жизненно необходима, и ныряльщик поднимается, держась за неё, последовательно, шаг за шагом, не меняя направления с начала до логического завершения. Чтобы избежать кессонной болезни он поднимается постепенно. Так и для раскрытия сюжетной линии нужно логичное и связанное повествование.

Череда событий может быть различной в зависимости от аудитории, на которую рассчитано произведение. Так же, как и подход в ее передачи должен соответствовать детской, юношеской, исторической, технической, профессиональной и тому подобной тематике.

«Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить», – знаменитая фраза Антона Павловича Чехова, которую все воспринимают как предзнаменование, закономерность сюжета произведения, и имеет термин «Чеховское ружье». Но на самом деле Антон Павлович имел ввиду совсем другое. Он говорил о том, что не надо включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми. Но его слова были поняты неправильно.

В беседах с литератором С. Н. Щукиным Чехов дал ему полезный совет, который тот опубликовал в литературных мемуарах: «…не надо ничего лишнего. Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или в третьей главе оно должно непременно выстрелить, а если оно не будет стрелять, не должно и висеть».  Этот пример признанного мастера говорит о том, что важны суть, смысл, для постижения которого необходимо раскрыть содержание, а лишние детали могут увести внимание в сторону и вызвать скуку.

Получается, успех творения зависит от удачно выбранного подхода и подачи информации, то есть от передачи сюжета. Если сюжет передан грамотно, то он интересен и заставляет людей задуматься. 

Что мешает выстраиванию и передачи сюжета?

Торопливость, преждевременность. Когда хочется узнать реакцию собеседника как можно быстрее, человек не удерживается от желания рассказать все сразу и «выпаливает» конец истории раньше срока. Или в спешке торопится рассказать все события разом и перескакивает с одного на другое. В таком случае последовательность происходящих событий нарушается, передача получается скомканной и сумбурной.

Чрезмерность. В случаях, когда рассказчику хочется передать как можно больше приключившихся событий, то он в эмоциональном порыве сильно увлекается и описывает их в деталях и «во всех красках» так, что передача происходит перегруженной, нагроможденной и непонятной.

Въедливость, мелочность. Если автор описывает сюжет, придавая особое внимание несущественным мелочам, то уводит в сторону от сути, и можно потерять нить последовательности событий. 

  1. Ошибочное представление о сюжете и положительное понимание термина

 

Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Сюжет – это набор любых событий».Сюжет – это история связанных между собой событий.
«Сюжет – это сценарий к фильму или спектаклю».

 

Примечание. Сценарий это описание актерской игры, подробное описание каждой сцены. В сценарии отражается сюжет.

Сюжет – история, имеющая свой ход событий и взятая за основу произведения.

 

  • Что дает человеку умение раскрывать сюжет
  • Возможность доступно для окружающих передавать смысл происходящего.
  • Возможность увидеть, проследить линию событий и показать их ход.
  • Донести до понимания аудитории именно то, что задумал.
  • Логичность и закономерность в рассуждениях.

 

  • Что дает окружающим людям умение человека раскрывать сюжет
  • Интересные и полезные произведения литературы, спектакли, фильмы.
  • Возможность ясного понимания интересующей темы. Потому что объяснение получается последовательным, четким, внятным и без лишних нагромождений.