Человек считает, что меняться к лучшему должен кто угодно, только не он сам, ему лень задуматься над своим поведением, лень исправлять ошибки. Поэтому он болезненно реагирует на замечания в свой адрес («меня нельзя критиковать, потому что мне от этого только больно, а пользы никакой»), обижается. И от обиды начинает выискивать недостатки у окружающих («если я недостаточно хорош, то у других-то и подавно найду изъяны»), акцентировать внимание на малейших несоответствиях с нормой, то есть придираться к мелочам.
Так человек создает вокруг себя конфликтную ситуацию, от которой сам же и страдает.
А) На мнении, что «доля педагога столь тяжела, что не до самообразования» («Мне нагрузки хватает, больше неохота!»), учительница ленилась изучать современные публикации по своему предмету. Но был один ученик, очень грамотный – задавал ей вопросы, на которые она не могла ответить, поправлял ее или высказывал по теме дополнительные замечания, которые она не могла прокомментировать. Она считала, что если один-единственный выскочка сводит на нет всю подготовку учителя, то это несправедливость и неуважение. Обижалась. Думая, что человека, который ставит под сомнение ее компетентность, надо просто самого поставить на место, показав, что не такой уж он и умник («всегда можно найти изъяны, ошибки, недочеты, если постараться»), она, оценивая его устные ответы и письменные работы, придиралась к словам и формулировкам.
Но мальчишка попался не промах: он убедил родителей подать жалобу в Управление образованием и доказал свою правоту. Все это держало учительницу в постоянном нервном напряжении. Она начала болеть. Уволилась.
Б) Свекровь, придя в гости и едва успев снять шубу, побежала обнимать внуков. Невестка попросила ее сначала помыть руки. Так как свекровь считала, что прислушиваться к замечаниям невестки – лишний труд («мне менять привычки ни к чему, пусть меняется она»), то она и на этот раз не потрудилась вспомнить, что в автобусе, например, держалась за поручни. Вместо этого подумала, что уличать ее в нечистоплотности – это оскорбление, затаила обиду. Решила, что если ее выставили неряхой, то она должна показать, кто на самом деле неряха. Достала белоснежную салфетку и придирчиво пыталась найти пыль. Нашла и спросила: «Как это называется?» На что внук, который в школе как раз изучал пословицы, с готовностью ответил: «Свинья грязи везде найдет!» Все рассмеялись, а ей долго было неприятно вспоминать эту историю.