Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Управление собой

Имей цель для всей жизни,

цель для известного времени,

цель для года, для месяца,

для недели, для дня и для часу,

 и для минуты,

подчиняя низшие цели высшим.

 Лев Толстой

 

Человек целенаправленно может управлять своим поведением, временем, эмоциями, характером. Цель такого управления в эффективном достижении желаемых результатов. В выборе наиболее точных средств для достижения поставленной цели.

Быть эффективным могут мешать закостенелые привычки, стереотипность мышления, однобокость, зашоренность. Человек обычно живёт и действует, исходя  из прошлого накопленного опыта и знаний, а условия в жизни не стоят на месте, они постоянно обновляются.

(https://mirpozitiva.ru/parables/1835-kuda-ty-idyosh-pritcha-v-izlozhenii-osho.html)

А закостенелому привычками человеку лень пересматривать, анализировать своё поведение, находить новые варианты. Такой человек словно прикипел к своим привычкам и расставаться с ними не хочет, лень ему поступать по-новому, по непривычному, по не накатанному. Поэтому и эффективность в управлении собой страдает, не позволяет человеку перестроится, изменить подходы.

В одной из притч о личной эффективности говорится: «Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

– Да ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?

– Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, мне нужно спилить еще 20 деревьев!

И дровосек в поте лица снова принялся за работу».

Мораль этой притчи такова: трудиться физически – это, конечно, хорошо, но в первую очередь нужно работать мозгами, задаваться вопросом об эффективности затрачиваемых усилий. Ведь одну и ту же работу можно упорно делать годами, а можно выполнить намного быстрее и качественнее, если работать не много и привычно, а головой.

Как в управлении автомобилем: задача водителя — постоянно следить, чтобы авто не съехало в обочину ни вправо, ни влево. Иначе — крах, авария. Так и человеку в управлении над собой важно следить, чтобы не раскачивался маятник его чувств из одной крайности в противоположную, то вправо, то влево. Иначе — конфликт, проблема. То он ленится, полёживая на диване с утра до вечера, то он чрезмерно активен до упаду. То боится всего, а то бесшабашно рискует. Например, одна крайность у человека -невежество,  другая крайность — любопытство, а посередине — любознательность. И когда человек не управляет самим собой, то он становится доступным и легко управляемым извне. Таких ещё называют слабохарактерными, мягкотелыми. Даже, если нет рядом властного человека, который мог бы им манипулировать, мягкотелость, безволие человека через соблазны вовлекают его в подчинение различным привычкам и зависимостям.

И, наоборот, человек, управляющий собой, своими эмоциями, состоянием и характером, практически не удобен для привычек и зависимостей. Он самостоятельно принимает решения и делает осознанный выбор, поэтому привычек и зависимостей для управления собой не формирует.

Что сделать прямо сейчас: совершить разумный поступок или какую-либо праздную глупость? На этот вопрос каждую секунду, каждую минуту, каждый день, человек даёт ответ самому себе, принимая наиболее верное осознанное решение. Иначе, не умеющий принимать таких решений, человек не волевой, безответственный и нерешительный, соглашается просто подчиниться глупости или какой-либо первой появившейся прихоти на его пути, вовлекая тем самым себя в привычку подчиняться прихоти, становясь руководимым этими прихотями и глупостями.

Управление собой, своей противоречивой системой добра и зла, человеку даётся через осознанный отказ от зла и выбор добра. Но для этого важно не стоять на месте, постоянно совершенствоваться, различая хорошее от плохого, вредное от полезного. А в ком нет стремления к различению добра и зла, тому трудно управлять самим собой, но при этом легко быть управляемым своими привычками и зависимостями.

Уходя от ответственности за самого себя и за свою жизнь, мы становимся винтиками, пешками в навязанной извне игре чувств над нами.

«Как нами руководят наши чувства, такими мы и будем» — вот девиз лентяя, который не хочет принимать решения, потому что ему комфортно быть бездумно управляемым своей ленью. От такой нравственной спячки греческий философ Сократ, сравнивая себя с «оводом», будил афинян, постоянно воздействуя на них и побуждая к самосовершенствованию. Так и сила воли у человека, как «овод», должна постоянно воздействовать на него, побуждая его отличать добро от зла и не совершать зла, каждую минуту, каждый день, тогда не будет у человека время на праздную деятельность, мешающую ему управлять самим собой.

Если лестница опирается не к той стене, то какой смысл двигаться по ней вверх? Сколько бы ступенек ты ни преодолел по ней, какая в этом польза? Все старания окажутся пустыми, не ведущими к цели. Так и годы в жизни, могут быть, как те ступеньки у лестницы, которая опирается не на ту стену, могут оказаться потраченными на формирование зависимостей и привычек.

А у кого лестница опирается на стену различения добра и зла и не совершения зла, тот учится эффективно управлять самим собой, своими эмоциями, своим состоянием и характером. Такое движение по лестнице даёт нам право управлять самим собой и своей жизнью. Но как мы это будем делать, зависит от наших повседневных решений. В одной из притч говорится:

«Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

– Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

– Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему нужно было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить…. Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры.

Когда стройка была окончена, он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал: «Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю добросовестную работу».

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо…»

Мораль: мы все – прорабы. Мы строим наш характер так же, как прораб перед уходом на пенсию. Когда мы не прилагаем особых усилий в работе над собой, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему эти излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами и построили. Ведь все, что мы делаем сегодня, имеет значение. Уже сегодня и сейчас мы строим дом, в который вселимся завтра.

 Крючков Сергей