Написание статей — это жизненная необходимость учиться приводить мысли в порядок, прежде всего, для самого себя, а затем четко и ясно излагать их на бумаге для дальнейшего диалога с другими людьми. Чтобы ответное желание включиться в диалог у читателя возникло, прежде всего необходима честность. Не переваривание прописных истин с приправами из собственных эмоций, а честная постановка вопросов: чего же мы на самом деле хотим и как к этому прийти… Это шаг номер один в работе над статьей.
Есть «золотой закон» публицистики: если тебе нечего сказать — молчи. Однако если внутри не пустота, а действительно работает мысль, значит, есть что сказать? И отвечать на этот вопрос необходимо для анализа собственного состояния.
Два основных признака успешной статьи: зажигательность (пробуждение и усиление интереса) и полезность.
Корень зажигательности как раз и кроется в честной постановке вопроса, который непременно найдет живой отклик, поскольку будоражит, встряхивает изнутри и вызывает желание продолжить разговор, переосмыслить. Но он же и опасен, потому что часто провокационен, и из-за этого под угрозой может оказаться ПОЛЕЗНОСТЬ. И приходится отвечать на вопрос: а тебе действительно есть чем поделиться с людьми так, чтобы это было и зажигательно, и полезно одновременно?
Пусть это будет, например, маленькая история об изменении в сознании, о том, как произошло понимание, или развенчание распространенного заблуждения, или комментарий к фильму, книге, или ответ на чье-то письмо… Определяется тема (о чем будет идти речь), проблема (какой именно вопрос решался) и основная мысль — вывод, к которому сам пришел, и который предлагаешь для осмысления читателю. Можно изложить не только в форме сочинения-рассуждения, но и в форме сказки для взрослых, притчи. Для новизны восприятия события могут быть описаны глазами не только участников, но и сторонних наблюдателей: животных, предметов. Через описание (репортажное или образное), повествование (последовательное изложение действительных событий или аллегорий), рассуждение (попытки выявить и логически обосновать причинно-следственные связи) и проводится АРГУМЕНТАЦИЯ основной авторской мысли текста. Поэтому все, что включается в текст, неслучайно: необходим тщательный отбор материала, способного, на взгляд автора, послужить более яркой иллюстрацией его мыслей. И здесь краткость всегда оказывается предпочтительнее многословия.
Итак, определение темы, проблемы, основной авторской мысли и системы аргументации, приводящей к запланированному выводу — это шаг номер два. Если проигнорировать его или недоработать, материал получится пустой.
Третий этап — это работа над точностью формулировок. Можно воспользоваться арсеналом средств выразительности языка, в том числе и художественных: метафор, сравнений, аллегорий, притч, художественных образов-мифологем, идиом и др.
Владение этими — уже художественно-публицистическими — средствами и приемами не только обогащает личность, но и позволяет говорить о сокровенном, избегая наготы.
Почему написание материала на тему этики развивает человека?
Потому что ведется исследовательская работа по этике — сильное средство улучшения интеллекта, что для личности просто необходимо. Чем больше развит интеллект, тем легче и быстрее принимаются верные решения. Чем меньше развит интеллект, тем больше решениями управляют эмоции, влечения, прихоти, соблазны. И чтобы не быть их рабом, нужно взращивать у себя интеллектуальный подход к решению задач.
Интеллект возрастает только при условии постоянной занятости исследовательской работой: сбора и систематизации информации, синтеза, анализа, сравнения, аналогии, индукции, дедукции и т. д. Человек становится более сообразительным, мыслит быстрее и точнее.
Работа над собой по какой-либо проблеме, ситуации проходит быстрее, эффективнее, качественнее.
Выполнять на качественном уровне работу (по четырем направлениям) может мешать как свойственная, так и любая другая отрицательная черта характера. Поэтому во время написания материала эта черта будет проявляться. Человеку же предоставляется уникальная возможность через написание материала её устранить.
Примеры
1) Человек в каких-то областях жизнедеятельности совершает ошибку поверхностность: ограничивает себя общим пониманием, слабым изучением вопроса, просматривается отношение «сделать как-нибудь, поскорее, как понял, приблизительно», «пробежаться по верхам». В написании работ эта ошибка также будет проявляться. Если начать ее устранять, придет более ответственный подход в отношении изучения, исследования какого-либо вопроса, материала, и тут же начнут формироваться новые положительные качества: глубина, вдумчивость, серьезность. Также можно увидеть, в каких областях жизни не хватало вдумчивости, тщательности и т. д. Начав таким образом меняться, человек становится лучше, что, собственно, и требуется.
2) Человек отличается непостоянством: начнет дело — бросит. В письменной работе проявляется то же самое: чуть встретил трудность («не могу написать что-то») — не буду делать. Если же он эти трудности преодолевает, то приобретает постоянство, верность, целеустремленность, укрепляется воля.
Если человек заинтересован в различении, то восстанавливается желание слышать совесть и поступать в соответствии с ней. Тогда и чистота восприятия информации через совесть улучшается, человек сразу же начинает видеть и принимать правильные решения.
Вывод: благодаря выполнению письменных работ по этике у человека возрастает интеллект, восприятие совести, укрепляется воля, происходит освобождение от мешающего отрицательного опыта. Это и есть развитие личности.
Написание статей (научно-популярная публицистика)
Это исследование и передача различной информации на какую-либо этическую тему. Человек учится четко, ясно, легко перекладывать свои мысли на бумагу. Соответственно, выражение его мыслей становится более понятным. Он начинает лучше разбираться в том, в чем раньше путался. Ясность изложения появляется не только в статье, но и в его речи. Ему становится легче общаться с людьми во всех сферах жизни. Человек может выразить словами то, о чем раньше даже думал с трудом.
Научно-популярная публицистика — это соединение научно-популярного и публицистического стилей. Использование в связи с этим образных выражений, изобразительно-выразительных средств языка (метафор, сравнений, аллегорий, притч, художественных образов-мифологем, идиом и др.) помогает авторам статей выражать свои мысли в различных смысловых контекстах, которые, в свою очередь, помогают понять суть вопроса, вызвать искренний интерес у читателя. Употребление же авторами в статьях специальных терминов и числовых данных с подробным их пояснением позволяет читателю быть в курсе последних событий в области науки и техники. Благодаря этому статьи, написанные в стиле научно-популярной публицистики, понятны и легко читаются.
Общими чертами научно-популярной публицистики можно назвать:
- образность речи;
- оценочность и уверенность;
- логика изложения с опорой на неопровержимые факты;
- общедоступность;
- легкое и внятное изложение.
Формы изложения материала:
- серия мини-историй о жизни или о человеке;
- комментарий к письмам читателей;
- притчи с рассуждениями и выводами;
- сказки для взрослых;
- противопоставление (разные взгляды на одну ситуацию);
- рассуждение по поводу известной книги или фильма;
- вопросы по поводу той или иной народной мудрости;
- диалог с читателем, состоящий из риторических вопросов;
- описание какого-то события глазами его участников (люди, животные, предметы);
- развернутый тезисный план;
- развенчание широко известного ошибочного представления.
Два основных признака успешной статьи:
- Зажигательность (пробуждение и усиление интереса)
- Полезность