Когда человеку неинтересно то, чем он занимается («кабы нужда не заставляла, ничего бы не делал…»), он трудится с неохотой. И любое затруднение вызывает в нем недовольство: «как не злиться, что опять помешали, испортили, осложнили, не помогли…». Тогда хочется «ткнуть носом тех, кто напакостил — то есть добавил труда в будни, и без того слишком трудовые». И человек выговаривает, упрекает, попрекает — чтобы тех, кто его «перегрузил», совесть «замучила» и они взяли на себя часть его «непосильной» ноши.
Выступая в роли фальшивой совести, причиняет нравственные страдания и себе, и близким.
Примеры:
А) ─ Неохота думать, что будет дальше. Жить «здесь и сейчас» легче, а там как сложится.
Девушка была инертной, безынициативной. И ее поступление в вуз, и замужество было организовано родителями – так ей было «меньше голову ломать».
─ Если бы я знала, что чужая родня окажется такой отвратительной, ни за что бы ни вышла замуж!
Злоба на новых родственников, с которыми не сложились отношения, перекинулась и на родителей – это же они нашли ей неподходящую партию.
─ Родители должны знать, что сломали мою жизнь, чтобы не жить припеваючи, а пытаться хоть что-то сделать.
Упрекала родителей, что спихнули ее в первые попавшиеся руки, продали, предали и т.п.
От переживаний у отца обострилось хроническое заболевание. Мать тоже заболела. Дочери пришлось еще и за родителями ухаживать.
Б) Дочь купила пожилой маме дорогой телефон. А научить пользоваться поленилась («мать справится сама, ей все равно делать нечего, а мне некогда»).
Когда же узнала, что мама иголочкой пыталась почистить контакт (телефон не заряжался), разгневалась:
─ Когда старый ведет себя хуже малого, зло берет!
─ Если не выговаривать матери, так и будет изображать из себя беспомощную.
И она попрекнула мать стоимостью телефона и тем, в чем сама себе из-за этой покупки отказала.
Придя домой, почувствовала угрызения совести. Стала звонить матери, но та не отвечала. Дочь, испугавшись, среди ночи помчалась к ней.
В) ─ Если я хочу полезного для всех, то лишний труд советоваться, нужно ли всем это полезное.
Когда мужчине на работе выделяли землю под садовый участок, он поленился спросить у детей, будут ли они помогать её обрабатывать.
А дети заявили: «вы взяли участок себе, вот и работайте».
─ Неблагодарность детей ─ это бич, зло наших дней.
Злился на сыновей, на жену, что не научила уважать отца, на невесток, что плохо влияют.
─ Назло все один выращу, чтобы было за что деток попрекать и стыдить.
Но дети приезжали на дачу с полными сумками продуктов – тех же овощей в том числе. Мужчина понял, что «немым укором» он только теряет авторитет, потому что детям не стыдно, а забавно.
Г) Мужчина, обрабатывая химикатами, погреб от грибка, поленился освободить его от заготовок и овощей («лишняя работа»).
Спустя время у детей появились признаки аллергии. Аллергопробы подтвердили, что это следствие попадания на продукты химикатов.
─ Своими руками загубить здоровье детей – остается только ненавидеть самого себя.
Злился на себя, терзался. И мысленно, и вслух:
─ Я ни от кого не скрываю, что сам во всем виноват из-за своей тупости и лени.
Дети слышали, что их отец «ленивый и тупой» и что он «загубил их здоровье» Полезных выводов они из этого, разумеется, не сделали.
Человек пытается бороться с ленью, но безуспешно. Зато «Повышается уровень ненависти в крови на тех, кто…» как всегда все испортил, сделал все не так… забыл, опоздал, сломал… не купил… Злобно обвиняет другого, «тыкает носом», да так, чтобы кровь побежала (пошла носом).
— «Надо выговорить, обвинить, чтобы совесть затерзала (замучила)…» этого нарушителя несбывшихся надежд.
Выступая в роли фальшивой совести, упрекает, порицает себя, другого, причиняет нравственные страдания.