Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон обучения

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Пословица

1. Формулировка закона

Закон обучения: передача и усвоение знаний, приобретение навыков даёт уверенность.

2. Положительное понимание, которое помогает обучаться и обучать

«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!» (Конфуций).

«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы» (Мишель де Монтень).

«Те, кто любят учиться, никогда не бывают праздными» (Шарль Луи Монтескье).

«Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь» (Владимир II Мономах).

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (Демокрит).

«Обучение помогает улучшить качество жизни».

«Обучение расширяет кругозор и способствует появлению новых интересов и единомышленников».

«Обучишься — сможешь сделать то, что раньше не мог, это шаг вперед».

«Если обучишься, будет меньше ошибок».

«Учение — путь к умению» (пословица).

«За учёного двух неучёных дают, да и то не берут» (пословица).

«Учение не только свет, по народной пословице, оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание» (И. С. Тургенев).

«Обучая, люди учатся» (Сенека Луций Анней (Младший)).

«Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? «(Квинтилиан)

3. Механизм обучения

Обучение — это передача и усвоение знаний, а на их основе — развитие умения и приобретение навыка. Вся жизнь может быть непрерывным обучением. Рассмотрим, как этого достичь.

1. Каждая ситуация может стать «обучающей», если распознать, чему можно в ней обучиться.

Примеры:

• Конфликт среди соседей по поводу беспорядка в подъезде. Можем научиться взаимодействовать, договариваться, оперативно помочь, быть снисходительными, соблюдать дистанцию.

• Перевели на другой участок работы — нужно освоить новое оборудование.

• Человек всегда старается быть в хорошем настроении, несмотря на встречающиеся трудности. Есть возможность на его примере научиться такому же.

2. Увидеть необходимость и пользу новых умений и навыков. Иметь желание обучаться. Тогда возникающие в процессе обучения трудности легче преодолеваются на фоне понимания этой пользы и заинтересованности. Появляется уверенность, что старания не напрасны.

Примеры:

• Семья решила сделать ремонт квартиры собственными силами. Понимая важность обучиться этому, даже если не все пока получается легко и быстро, члены семьи учатся штукатурить, шпаклевать, клеить обои, крепить плинтусы. С интересом изучают тонкости этих технологий, в результате становятся более уверенными, что теперь ремонт им под силу.

• На работе приходится общаться со вспыльчивым начальником. Понимая важность умения взаимодействовать с людьми разного склада характера, человек старается не отказываться от общения. В итоге приходит уверенность в пользе этого общения: после такой «школы» можно стать крепче.

3. Создать условия для обучения, т. е. решить, какие действия нужно предпринять: найти время, нужных людей, источники знаний, место обучения, проявить желание и т. д.

Примеры:

• Чтобы научиться водить машину, нужны условия: желание, время и денежные средства.

• Для приобретения умения взаимодействовать с людьми условием обучения будет не избегать общения.

4. Усвоение новых знаний возможно, если осознавать, что понимаем в жизни далеко не всё. Тогда будем готовы услышать (воспринять) эти знания. Это в том числе советы и подсказки от разных людей. Например, знаем, как работать электроинструментом. А опытный человек со стороны подсказывает, как работать безопаснее и эффективнее.

5. Стараться воспринимать информацию без искажений. А также правильно настраивать себя на обучение: воспринимать подробно, внимательно. «Если другие умеют — то и я смогу». «Если не получилось с первого раза — буду пробовать ещё». «Если непонятно — задам вопрос». Вопросы способствуют точности восприятия знаний (формулируя вопрос, человек точнее понимает, что ему нужно, соответственно, точнее идет поиск информации).

Например, решил поставить новый врезной замок, и возникли вопросы по его конструкции (где недостающие болты, как перевернуть задвижку, как отрегулировать поворот ручки…). Стал искать ответ — нашел в видеоролике, приобрел недостающие детали в магазине. Когда во всем разобрался и смог сделать, то стал увереннее в этом вопросе.

6. Усвоить знание (информацию) — значит понять ее и запомнить. Приобрести навык — значит закрепить новое знание в опыте. Для этого лучше знание использовать сразу, при первой же возможности. Если знания получены, но нет практики, то обучения не произойдёт. Например, человеку показали, как устанавливать пластиковые окна. Если он приступит к делу, пока знания ещё «свежие», то и делать легче, и результат лучше. Если отложит в долгий ящик, то потом уже «не до того»: что-то забывается, находятся другие дела и, главное, теряется уверенность — проще уже покажется нанять мастера, чем пробовать самому.

7. Для некоторых закрепление в опыте будет эффективнее через многократное повторение. Полезно повторить новое в точности несколько раз. В итоге человек закрепляет навык на физическом уровне, и потом действие выполняется без особых усилий.

Обучение — это также и передача знаний. Чтобы обучить другого, необходимо:

1. Осознавать полезность этих знаний. Тогда не пожалеешь сил и времени, чтобы их передать (это стоит того!).

2. Доступно объяснять и показывать, т. е. учитывать готовность человека к принятию новой информации.

3. Помочь создать условия и дать возможность наработать навык на практике. Теория без практики не даёт обучения. «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай сделать — и это станет моим навсегда» (Конфуций).

Для этого ставить перед человеком задачи. Например, если родители хотят, чтобы их дети (подростки) стали самостоятельными, то дают реальную возможность детям что-то делать самим и не проявляют лишней опеки.

Хорошо обучает тот, кто выводит другого на самостоятельный поиск и применение решения. Человек обучится в полной мере тогда, когда начнет решать задачу без посторонней помощи.

4. Поддерживать человека в промежуточном результате (показать то, что у него уже получается), чтобы укрепить уверенность. Тогда он не остановится и пойдёт дальше. Например, новый работник осваивает должностные обязанности, смог правильно составить отчет. Если руководитель это отметит, человеку есть на что опереться дальше (будет желание и впредь стараться работать с документами внимательно, быстро, своевременно).

5. Проявить терпение к начинающему в обретении опыта. Например, в строительную бригаду взяли выпускника колледжа. Бригадир понимает, что для его обучения потребуется время и терпение. Он спокойно ожидает, что новый работник приобретет требуемые навыки и будет работать не хуже остальных.

6. Своевременно корректировать действия человека. Коррекция не осуждение за промахи, а помощь в нахождении выхода.

У каждого человека свой подход к делу. Например, создали такие условия обучения, что человек может многое выполнить сам. Но если он делает серьезные ошибки в ключевых моментах, то коррекция со стороны необходима. Нельзя оставаться безучастным и ждать, когда все до всего дойдут сами: может пойти затягивание выполнения дела или совершение новых ошибок. Здесь потребуется различать в каждой отдельной ситуации, что именно человек должен пройти или понять сам, а что — обращаясь за помощью к другим.

Обучая, люди учатся. Передавая знания, человек сам начинает лучше разбираться в вопросе, становится более уверенным.

Обучению могут помешать следующие ошибки

Невежество. Нет желания обучаться, и тем более понимать что-то новое.

Самодостаточность. Если человек убеждён, что и так все достаточно хорошо знает и умеет, то дальнейшее обучение будет считать лишней тратой времени и сил.

Страх перед трудностями (что-то не получится или уже идет с трудом) может не дать человеку даже начать обучаться: «если трудно, то не нужно это делать» или «трудно — значит, страшно».

Максимализм, когда хочется «все и сразу». На постепенное обучение не хватает терпения. «Всё или ничего»: или я буду экспертом в этой области, или в это не стоит вникать вовсе. «Сейчас или никогда»: к примеру, если не смогу научиться это делать сейчас — то, значит, «это не моё».

Косность. Человек привык к определенной схеме (дела или жизни в целом) и не пересматривает ее. Хочет жить, как жил, не допуская ничего нового.

Неорганизованность. Человек хотел бы обучиться, но не может рационально распределить дела и найти время.

Невнимательность, несосредоточенность. Человек упускает важную информацию.

Насилие. Знания и навыки навязываются, поэтому не усваиваются.

Соревновательность, тщеславие, когда цель не приобрести навыки, а добиться лучшего, чем у других, результата. Человек будет учиться только тому, что высоко ценится, а сами знания и их применение (польза) ему неинтересны. Такое «обучение» будет непрочным.

4. Ошибочное представление об обучении и положительное понимание

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Обучение – это скучный процесс, оторванный от жизни. Обучаться приходится тому, что в жизни не нужно».

Примечание. Если обучение воспринимается как скучный процесс, значит нет готовности у его участников, а, следовательно, и само обучение не имеет эффекта

Обучение – это процесс передачи и усвоения знаний, формирования навыков, которые человек считает необходимыми и важными для жизни. Поэтому сам процесс обучения интересен.

«Обучать — это значит всё время что-то говорить, читать нотации, занудно повторять».

«Обучение невозможно без насилия».

Примечание. Существует множество форм и методов передачи и усвоения знаний, а насилие (нотация, многословие…) ошибочно воспринимается, как одна из них. Нотация — это попытка обучить, передать знания без готовности человека (когда он не хочет).

Обучить — значит передать знания и помочь освоить навыки с учетом желания и готовности человека — т. е. при условии, что он способен воспринимать их.

«Обучение – это процесс, доступный только для молодых».

Обучение – процесс, доступный для любого возраста. Новые задачи ставятся перед человеком на протяжении всей жизни, а значит, и учиться мы можем всю жизнь.

«Чтобы обучить кого-либо, достаточно только рассказать ему теорию».

Примечание. Если человек не попробует на практике, то у него не будет уверенности, что он это сможет сделать.

Обучить – это не только передать знания, но и создать условия наработки навыка, в результате чего обучающийся приобретет уверенность в том, что он сможет выполнять новую деятельность

«Обучение происходит только в специально организованных условиях (университет, преподаватель и т. д.)».

Обучение (приобретение новых знаний и наработка новых навыков) происходит как в специальных условиях (в школе, на курсах…), так и в повседневной жизни.

Чтобы показать (доказать) свою обученность, достаточно иметь диплом об образовании.

Показатель обученности – это уверенное использование нового навыка на деле.

5. Что дает людям обучение

• Новые знания и навыки.

• Уверенность в своих силах.

• Новые возможности: например, перспектива новой работы.

• Положительные черты характера: целеустремленность, организованность, гибкость, умение найти подход к разным людям и др.

• Стимул к самообучению.

• Авторитет знающего и умеющего человека, т. е. расширение сферы общения.

• Обучение другого помогает самому лучше разобраться в вопросе, стать более терпеливым.

• Изменение жизни к лучшему, потому что обученный действует на новом уровне качества.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс