Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон логики

В логике нет ничего случайного.

Людвиг Витгенштейн

1. Формулировка закона

Закон логики: последовательный ход рассуждений выводит на закономерности.

2. Положительное понимание, которое помогает придерживаться логики

«Без логики не обойдешься, если хочешь понять ситуацию».

«Благодаря логике мы видим закономерности происходящего».

«Логика может уберечь нас от ошибок» (Г. Александров).

«С помощью логики можно опровергнуть любое заблуждение».

«Без логики почти невозможно внесение в наш мир гениальных находок» (К. Фадеев),

«Логика помогает найти верное решение».

«Логика — основа конструктивных, творческих решений», и др.

3. Механизм формирования логики

Логика — помощник при выполнении любых дел. Имея развитую логику, человек видит связь явлений, последствия того или иного выбора. Это помогает понимать происходящее, прогнозировать будущее, принимать правильные решения и эффективно действовать.

Логика — это и последовательность в мыслях и действиях, и соответствие здравому смыслу, т. е. отсутствие противоречий. В жизни это проявляется так: принял решение — сказал — сделал. Произнес вслух именно то, что имел в виду. Выбрал именно тот способ действий, который напрямую ведет к цели, причем положительной цели может соответствовать только положительный, адекватный ситуации способ. Заметил признак чего-либо — спрогнозировал последствия, и т. д. И наоборот, если человек планирует сделать одно, а делает совсем противоположное, его поведение называют нелогичным, а, по сути, оно неразумное.

Логика не является некой искусственной «правильностью», оторванной от реальной жизни; действовать логично — это не значит выполнять жесткую программу, которая работает «только так, и никак иначе». Напротив, логика учитывает разнообразнейшие факторы, включая «человеческий», принимает в расчет изменчивость жизни как факт реальности.

Логика — одна из составляющих творческой деятельности, она способствует нахождению новых нестандартных решений. Любая новая конструктивная идея основана на логике. И в собственную жизнь мы вносим любые находки, улучшения, творческие изменения именно благодаря логике: рассуждая, сопоставляя, находя лучший вариант.

Как научиться мыслить и действовать логично?

1. Мыслить последовательно — это значит вести ход мысли в правильном направлении: одна верная мысль выводит на другую, предыдущий вывод ведет к последующему (например, искал причину неудачи в общении с человеком — сделал вывод, что надо было действовать другими методами — изменил подход), сложный вопрос разбирается по порядку (с чего начать дело, какие предстоят этапы). Причем изначально верная мысль выводит на дальнейший ход рассуждения в правильном направлении.

Например, надо после болезни вернуться в работоспособное состояние, значит, нужно дать себе время восстановиться. Или верная мысль: хорошо быть в позитивном состоянии и иметь хорошее настроение не только когда всё в порядке, когда легко, а и в трудностях, если их воспринимать как временное явление и повод для действия (верить, что решение найдется, выходы будут найдены).

Последовательное мышление выводит на закономерности: поступишь так — будет такой результат, сделаешь по-другому — другой. Например, рассчитал время и вышел вовремя — не опоздаешь на работу, а не учел чего-то — пришел позже. Бережно обращаешься с инструментами — дольше прослужат, а игнорируешь правила работы — скорее испортятся. Если искать выход, то он найдётся, а если бездействовать — то и результата не будет. Если переключаться между разными видами работ, меньше устанешь, а однообразие утомляет, и т. д. Вся жизнь состоит из закономерностей.

Если научиться просматривать, какой будет результат от того или иного действия, то это поможет сделать верные шаги. Поэтому последовательное мышление ведет к последовательности в словах и действиях.

2. Действовать последовательно (пошагово, поэтапно, когда каждый предыдущий шаг — подготовка к следующему). Выбирать только те действия, которые эффективны, т. е. приведут к нужному результату. Не будет непоследовательных, нелогичных действий, если делать только то, что направлено на цель.

Например, решил научиться играть на гитаре — осваивать, тренироваться до тех пор, пока не будет нужного умения. Задумал огородить участок — построить такой забор, который выдержит ожидаемые нагрузки (ветер, снежные завалы и т. п.).

При наличии проблемы или задачи логично, что нужно её решать, а не уходить от неё, и не создавать видимость, что решаешь, а также не делать того, что напрямую уводит от решения (ведет к противоположному результату).

Например, если в разговоре стоит задача убедить собеседника в чем-то или разъяснить что-то конкретное, то в этом направлении и говорить, не отвлекаясь на посторонние темы и не приводя лишние факты и детали.

Если утром предстоит важное дело, логично будет не засиживаться допоздна, а напротив, создать себе условия, чтобы наутро быть работоспособным: выспаться. Если члены семьи недовольны вкусом пищи, вместо сетования на их привередливость можно научиться готовить вкуснее или разнообразнее. Вместо того, чтобы выбрасывать нужную вещь из-за небольшой поломки, логично будет отремонтировать её.

Затевая новое дело без опыта в этой области, логично будет заранее узнать все сложные моменты, с которыми придется столкнуться. Нелогичным же будет надеяться «разобраться по ходу, как-нибудь потом», а «потом» не знать, как решить появившиеся проблемы.

Последовательность в действиях — это еще и то, какие способы мы выбираем. К положительному результату приведет только положительный способ (адекватный ситуации и не приносящий вреда).
Например, родители хотят, чтобы ребенок приучился к определённому порядку (делать вовремя уроки, убирать за собой одежду и т. д.). К этому результату прийти можно только положительным способом: последовательным неотступным трудом, ведя постоянную воспитательную работу (напомнили, проверили, отметили успехи).

Если родители недопонимают важность этой последовательности, то и постоянных усилий не будут прилагать: периодически надоедает работать в этом направлении (напоминать, убеждать…). Они забрасывают воспитание, и постоянства в требованиях нет. То ли надо стирать и убирать, то ли уже не надо — ребенок сам четко не знает. И тогда родители, пытаясь идти к той же положительной цели, начинают действовать уже отрицательным способом (упреки, выговоры, обвинения и другие эмоциональные срывы), что не приводит к нужному результату.

3. Чем полнее наша информированность о ситуации, чем больше разных факторов учтено и предусмотрено, тем логичнее будут решения и действия.

Иногда не хватает имеющихся знаний для того, чтобы увидеть логику событий. Например, почему произошла поломка оборудования при бережном с ним обращении, или из-за чего неожиданно изменилось отношение к нам другого человека, и т. д. Найти «недостающее звено» помогает внимательность к событиям и желание понять ситуацию, разобраться.

Например, при поиске причин поломки увидели, что в оборудовании со временем произошел естественный износ детали. Пытаясь найти причину изменения отношения человека, вспомнили, с какой ситуации, после какого события оно началось.

Логика должна принимать в расчет и «человеческий фактор»: желания и интересы людей, их готовность к чему-либо, слабости и недостатки (которые тоже есть факт реальности). Тогда логика будет именно логикой, а не поиском только материальной выгоды или жестким алгоритмом, близким к насилию.

Пример: семья получила возможность переехать в другой город, где больше возможностей для развития. Но часть членов семьи хотят остаться на прежнем месте, для них многое здесь важно и дорого. Расставаться (делить семью пополам) тоже не подходит. Таким образом, решение о переезде на данный момент нелогично, а значит, и неразумно уже только по той причине, что не у всех участников есть к этому готовность. Когда она появится — решение будет другим. Разумность же готовых к переезду членов семьи будет не только в том, чтобы терпеливо ждать, когда другие созреют для изменений, а за это время еще увидеть перспективу развития для всех и для каждого.

Поэтому одним из важных факторов является изменчивость и самой реальности, и нашего восприятия её. Многое в жизни может поменяться, мы можем узнать что-то новое. Логично пересматривать своё понимание и действия с учетом изменений, чтобы вовремя перестроиться, если действия не привели к цели. Если увидел, что делается не то (хотя поначалу всё казалось разумным), логично будет изменить курс.

Например, начали строить на участке беседку по готовому плану, а в процессе работы увидели слабые места в такой конструкции и приняли решение либо заменить эти части на более прочные, либо укрепить с помощью имеющихся материалов.

В некоторых случаях необходимо бывает изменить саму цель действий, если обнаружилось, что предыдущая уже ведет не к тому, «изжила себя».

Например, родители поставили цель построить большой дом для проживания всей семьи, вкладывали в это деньги и силы, а тем временем дети выросли и разъехались. Или пришла пора учиться в другом городе — нужны средства. Цель поменяли, продали недостроенный дом и распределили деньги на актуальные задачи (образование и жильё).

Логика развивается быстрее, если быть готовым увидеть иные, непривычные, пути решения задач, а не бездумно следовать готовому алгоритму.

Например, человек выстроил алгоритм, как будет действовать, но ему неспокойно, остается внутреннее ощущение, что здесь что-то не так. Значит, вопрос изучен не до конца, надо разобраться, что это за ощущение — мнительность и боязливость, или недостаточная информированность?

Например, человек хочет купить квартиру, смотрит варианты. Кажется, логичным, что уже пора бы на чем-то остановиться. Но есть внутреннее ощущение, что не пора. Человек начинает разбираться и понимает, что это из-за неудовлетворенности имеющимися предложениями. А это и есть та важная информация, которую нужно учесть, не оставить без внимания. И он продолжает исследование вопроса: ищет другие варианты, либо ждёт, что еще новое появится на рынке недвижимости.

Иногда то, что кажется нелогичным при поверхностном подходе, при более глубоком изучении оказывается абсолютно логичным.

Например, считаем, что другой ведет себя странно, непонятно, а сами видим его ситуацию лишь поверхностно.

Например, ребенок страдает или плачет, казалось бы, на пустом месте. Если судить только внешне, то такое поведение кажется непонятным и вызывает раздражение. Если же изучить вопрос, то обнаружится много новых фактов: что-то происходит с ребенком в последнее время, он что-то чувствует. Логичность будет в том, чтобы понять причины поведения другого и правильно отреагировать.

4. Использовать разные мыслительные операции, которые помогают выстроить логику: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, аналогию, сравнение и другие. Например, если интересно понять, где потеряли ту или иную вещь, мы анализируем день по частям, строим логическую цепочку событий: вспоминаем все места, где были, где видели вещь последний раз, или как пользовались — и в итоге конкретизируем: вспоминаем то определённое событие, которое помогает найти вещь.

Когда нужно понять ситуацию в целом (например, сделать выбор: делать или не делать какое-то действие), применяем синтез: рассматриваем все плюсы и минусы каждого варианта, и в зависимости от этого выводим окончательное решение. Столкнувшись с рядом неудач в разных областях жизни, сопоставляем и обобщаем их, собираем в единую «картину» и выходим на закономерность: что к этому привело.

Когда человек мыслит и действует последовательно, он начинает видеть закономерности того или иного решения. Происходит правильный выбор действий, поступки не идут вразрез с положительными убеждениями, они соответствуют здравому смыслу, разуму. Так человек применяет логику.

Что мешает применять логику в жизни

Нерассудительность, бездумность. Если человек действует, не думая (делает «первое, что в голову пришло»), и не использует анализ, синтез, сопоставление и другие мыслительные операции, то теряет способность видеть связи между фактами и событиями: почему то или иное произошло, к чему приведет в дальнейшем. Поэтому в его действиях появляется непоследовательность, он не держится нужной линии поведения, переменчив в планах, берется то за одно, то за другое. Ему сложно сделать то, что задумал или обещал (быть логичным в поступках).

Прихоть. Руководствуясь чувствами, сиюминутными капризами («я хочу»), которые могут противоречить друг другу (например, пошел с намерением купить нужную вещь, а купил совсем другое), человек начинает исполнять то одну, то другую прихоть, зачастую сам не понимая, чего хочет, поэтому действия будут непоследовательны.

Поверхностность, невежество. Ограничиваясь общими, несущественными сведениями и не пытаясь разобраться в вопросе глубже, человек из-за недостатка фактов не способен выстроить логику событий, сделать верные выводы и принять правильное решение.

Косность. Человек пытается прийти к желаемому результату какими-то привычными для него, шаблонными способами, которые совершенно неэффективны, а поэтому нелогичны (например, устарели, не дают результата, а используются просто «по привычке»), и др.

4. Ошибочное представление о логике и положительное понимание

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Логика не позволяет творчески мыслить и свободно жить, «ставит в рамки». Если жить по логике, то теряется свобода».

Примечание. Здесь логика понимается как некая внешняя «правильность» в ущерб личности.

Логика – ход рассуждения, который учитывает разнообразные факторы (включая индивидуальность), поэтому помогает увидеть многовариантность решений, а, следовательно, дает возможность (и свободу) выбирать лучшее

«Логические рассуждения — это сплошная философия, оторванная от жизни (то, что логично, применить в жизни невозможно)».

Логические рассуждения опираются на жизненную практику и подтверждаются положительным результатом.

«Действия только тогда логичны, когда они выгодны». «Что выгодно, то и логично».

Логичность действий подразумевает практичность, рациональность, оптимальность и пользу.

«Если человек наносит вред, то логично ответить ему злом за зло — например, отомстить».

Примечание. Такой подход (злом за зло) не решает ситуацию, а усугубляет её.

Логичной реакцией на отрицательный поступок другого человека будут действия, адекватные обстановке и направленные на решение ситуации. Например, пресечение вреда оптимальным (эффективным, подходящим) способом.

«Поступать логично – значит, делать, как все, как на данный момент принято в обществе».

Логика ведет к нахождению новых решений, которые могут оказаться для самого человека лучше и правильнее предыдущих.

«Если посчитал что-то логичным однажды (раз и навсегда), нет смысла это пересматривать ни при каких обстоятельствах».

Логичность поведения в том и состоит, чтобы корректировать действия с учетом новых обстоятельств. Если ситуация изменилась, то и подход должен быть другой.

5.1. Что дает человеку логика

• Умение вникать в суть, быть в поиске, лучше понимать происходящее; разбираться в том, что окружает; ясность мыслей, понимание вещей.

• Умение предусматривать последствия своего выбора.

• Умение выстраивать пошаговую последовательность в любом деле.

• Нахождение оптимального выхода из любой ситуации без вреда для всех её участников.

• Многовариантность в решении задач.

• Гибкость мышления (умение вовремя корректировать результат).

• Уверенность, решительность (человек, умеющий логически мыслить, не сомневается в принятии решений).

• Порядок в мыслях и в делах;

 другое.

5.2. Что дает окружающим использование человеком логики

• Ясность, понимание человека (он и сам понимает, и способен толково объяснить).

• Такой человек помогает коллективу принимать наиболее рациональные решения и продумывать действия на несколько шагов вперед.

• В коллективе создается хорошая рабочая обстановка, меньше совершается ошибок, нелогичных действий, можно предотвратить многие неприятности.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс