Формулировка закона
1. Закон кругозора: заинтересованность и расширение объема знаний дают разносторонность.
2. Положительное понимание, которое помогает обладать кругозором
«Расширяя кругозор, человек делает свою жизнь ярче (в интересном мире и жить интереснее)».
«С человеком, обладающим кругозором, интересно и полезно общаться».
При наличии разносторонних знаний легко и быстро принимаются верные решения.
3. Механизм формирования кругозора
Зачем нужен кругозор, и для чего его расширять? Широкий кругозор помогает объемнее видеть ситуацию, проводить анализ проблемы с разных сторон, оценивать свои возможности и находить пути решения. Ведь за основу можно взять примеры людей, которые уже решали подобные задачи, их опыт, а не изобретать велосипед. С широким кругозором жить легче и интереснее.
Стоит учесть, что в современном мире ценностью являются не только деньги и энергетические ресурсы, а информация, идеи. Широкий кругозор является основой для рождения оригинальных идей.
При расширении кругозора мозг строит новые нейронные связи, чтобы передавать и хранить поступающую информацию. Как показали исследования, однотипная информация в нашем мозге путешествует по одним и тем же нейронным связям. Т. е. чем больше мы повторяем или учим одно и то же, тем более фиксированной становится эта связь.
Возможно, что для другой информации она уже не будет использоваться. Если же постоянно расширять свой кругозор, то количество активных нейронных связей будет увеличиваться, следовательно, будет увеличиваться объем памяти и скорость мышления («Случайная информация», http://olegyanov.livejournal.com/5589.html).
Информация поступает в мозг через органы чувств. Чем больше мы проявляем интерес к окружающему миру, тем больше новой информации узнаем («Расширение кругозора», http://berichnow.ru.).
Таким образом, кругозор – это совокупность двух понятий: поиск (заинтересованность) и знания (объем знаний).
Как расширить кругозор?
1. Расширение кругозора — это не хаотичный процесс сбора любой информации, а в первую очередь той, которая понадобится для решения текущих задач. «Решение вопроса есть путь к знанию» (Х.Г. Гадамер).
Через любое дело можно узнать много нового. В процессе деятельности возникают вопросы, включается поиск ответов, то есть новых знаний. Если человек их применит, то получит удовлетворение от того, что они оказались нужными. Появится стимул получать еще новые знания. Если деятельности мало, то и потребность в получении знаний пропадает. Таким образом, кругозор расширяется через интерес, проявленный к деятельности, труду.
Чем более разноплановые задачи решает человек, тем больше разных областей знания он осваивает. Заинтересованный в том, чтобы понять особенности, тонкости определённого дела, человек стремится разобраться в этом (например, изучить материалы и их свойства, химические реакции или законы физики, географию и многое другое), что делает его человеком широкого кругозора. Часто это не составляет большого труда и может происходить «между делом» (например, пока учился водить машину, заодно разобрался в различиях марок бензина и типах двигателей).
Широкий кругозор — это не просто знание. Это интерес и понимание вещей.
2. Кругозор расширяется, если не лениться искать нужную информацию, не откладывать вопросы на потом. Если возник вопрос, то стоит найти ответ, «докопаться до истины». Например, если встретилось незнакомое слово, поискать его определение. Современные ресурсы (книги, телевидение, интернет) помогут в этом
3. Многое видеть и познавать нам помогает наблюдательность. Наблюдательный человек многое замечает, а значит, пополняет свои знания. Также, проявляя наблюдательность, человек может научиться у более опытных людей новым способам работы. Наблюдательность помогает увидеть то, чего раньше не замечал. Например, заметив у себя в огороде необычное растение, человек стал искать информацию о нем и обнаружил, что это редкий охраняемый вид.
4. Один из способов расширения кругозора – это встреча с новым, когда человек выходит за рамки привычного и делает для себя какие-то открытия.
Например, начал учиться новому виду творчества, прочел материалы, которые дали новое представление, стал менять привычную обстановку (общение с новыми людьми, поход, поездка в другой город, путешествие и т. п.), приготовил новое блюдо на завтрак, прошел другой дорогой на работу, и т. д.
Всякая встреча с новым даёт пищу для размышлений и понимания вещей. Поэтому здесь еще очень важна оценка «входящей информации». Когда есть интерес разобраться, то человеку не всё равно, какую информацию он воспринимает. Именно анализируя, а не просто собирая данные, человек расширяет свой кругозор.
Например, съездив куда-то, человек оценивает полезность поездки. Читая книгу, оценивает, насколько правильно всё, что там написано. Интеллектуальная работа по оцениванию встреченного явления и будет расширением кругозора.
5. Еще один способ расширения объёма знаний — это общение. При этом важно, чтобы имело место именно общение, а не пустые разговоры. Очень часто люди торопятся высказать свое мнение и поделиться своими ощущениями вместо того, чтобы научиться строить диалог с человеком. В ходе общения полезно задавать вопросы, чтобы услышать мнение и опыт другого. Выявление других мнений помогает посмотреть на происходящее (проблему, задачу) с разных сторон, увидеть альтернативные варианты, а иногда и откорректировать свои действия.
«Каждый угол зрения есть ширина собственного кругозора» (Л.С. Сухоруков).
Именно при общении часто возникает необходимость объяснить что-то другому, а для этого надо сначала получше разобраться самому. Например, вопросы детей об устройстве космоса — повод расширить свои знания в астрофизике.
6. В расширении кругозора играет очень важную роль заинтересованность. Если человеку интересна какая-либо деятельность, он будет стремиться пополнять знания в этой области и применять их. То, к чему человек проявляет интерес, он хочет улучшать и развивать. Интерес и любознательность – это главная мотивация для приобретения и применения новых знаний. Без этого знания «бесцветны», не приносят радости и пользы.
«Тысячи окружающих нас загадок не тревожили, а интересовали бы нас, если бы только в сердцах у нас жили радость и интерес к миру» (Ф. Ницше).
Обогащая свои знания в различных областях, человек осознает, что окружающий нас мир интересен и многообразен. Всё это делает человека разносторонним, развивает память, помогает объёмнее и шире видеть происходящее.
Что может помешать расширить кругозор?
Невежество. Нет желания узнавать новое, расширять объем знаний.
Страх получать новые знания, осваивать новый вид деятельности, приобретать новые знакомства и т. д. Человек боится, что не справится, ошибётся; считает, что расширение кругозора сопряжено с трудностями (сложности в поиске информации и в её усвоении) — «меньше знаешь — крепче спишь».
Любопытство. Расширение кругозора подменяется праздным получением информации без необходимости, например, читать что-то «просто так, от нечего делать» или для развлечения.
Косность, самодостаточность, недальновидность – это ограниченность мышления. Человек не ищет новых знаний, так как уверен, что и так знает достаточно. Новое не вписывается в его картину мира, которая зачастую состоит из заблуждений. («Оделись в косность, как в броню» В. Грудев). Он не стремится что-либо улучшать, считает, что «и так хорошо», не смотрит в будущее.
Формализм. Человек приобретает новые знания «для галочки» и впоследствии не применяет их. Знания со временем утрачиваются, а интереса к новым не возникает.
Кичливость, высокомерие. Когда человек превозносится, считая себя эрудитом, то узнавать что-то еще ему кажется ненужным.
4. Ошибочное представление о кругозоре и положительное понимание
Ошибочное представление | Положительное понимание |
«Кругозор – это большой объем любой информации (неважно какой: отрицательной или положительной), которой обладает человек». «Чтобы иметь кругозор, необходимо много знать (неважно – что, главное – побольше), держать в голове много информации, и не столь важно, откуда она поступает, ведь всё может пригодиться». | Кругозор — это знания из тех областей жизни, которые интересны человеку, имеют ценность для него и приносят пользу. |
«Чтобы обладать кругозором, достаточно знать последние новости из жизни известных людей («звезд» и т. п.), выучить несколько цитат, почитать пару популярных книг, посмотреть новинки кинопроката». Примечание. Некоторые воспринимают кругозор как тот объём знаний, которых достаточно, чтобы поддержать разговор с друзьями и знакомыми. | Кругозор — это объем, широта духовных интересов, познаний. («Толковый словарь» Ушакова) Кругозор – круг интересов и знаний человека, которые дают ему разносторонность. |
5.1 Что даёт человеку кругозор
- Интерес к жизни, к окружающему миру, радость, потому что человек понимает, что можно еще многое узнать (открыть для себя).
- Помогает более адекватно (объективно) воспринимать события (на основе имеющихся разносторонних знаний), правильно понять происходящее. Меньше искажений и заблуждений. Развивается проницательность, умение верно и быстро уловить суть происходящего.
- Возможность помогать людям, подсказывать, делиться своими знаниями.
- Развитие таких положительных качеств, как эрудиция, наблюдательность, поиск информации, гибкость, способность к адаптации в различных ситуациях, самообразование, тренировка памяти.
- Возможность повысить свой уровень профессионализма.
- Широкий кругозор даёт возможность быть разносторонним собеседником, развивает коммуникабельность.
- Широкий кругозор — это определённая картина мира, которая помогает объяснить многие явления.
5.2. Что даёт окружающим людям кругозор человека
- Имеющий широкий кругозор развивает окружающих посредством общения, творчества. Когда человек делится своими знаниями с другими, то он обогащает их мир, может заинтересовать людей, открыть для них новые горизонты, новые сферы жизни, творчества, профессиональной деятельности.
- Имеющий широкий кругозор может оказывать помощь другим людям. Он может пояснить то, в чем другой недостаточно разбирается, подсказать, научить.
- Люди с широким кругозором часто становятся новаторами.