Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон адаптации

Выживают не самые сильные

и не самые умные, а самые быстро

адаптирующиеся к переменам.

Ч. Дарвин

1. Формулировка закона
Закон адаптации: освоение нужных навыков в изменившихся условиях приводит к норме.

2. Положительное понимание, которое помогает адаптироваться

«Способность адаптироваться помогает быстро находить выходы в трудных ситуациях».

«Если адаптируешься в новой обстановке, то легче преодолевать сложности».

«Нужные навыки помогут освоиться в новых условиях».

«Когда освоился, становится легко», и др.

3. Механизм формирования умения адаптироваться
Когда человек попадает в новые (непривычные для него) условия, ему может быть сложно — до тех пор, пока он не научится необходимому для жизни в данной ситуации. Если он успешно справляется с этой задачей, то делает шаг вперед, и ситуация становится для него уже несложной, а он сам приходит в норму.

Для того, чтобы адаптироваться, необходимо:

1) Воспринимать сложившиеся (новые) обстоятельства, не как проблемы, а как очередные задачи, которые решаемы. Например, оказался в другом городе один, без знакомых и родственников (приехал учиться или работать) — надо браться за дела, установить новые контакты. Здесь важно отношение к переменам без эмоций (переживаний, эйфории, страха и др.) — они снижают готовность адаптироваться. Правильное отношение поможет не упустить время и быстрее сориентироваться в новой обстановке. Например, на работе увеличили нагрузку — человек не испугался, а задумался, как теперь будет справляться, и увидел, что эта ситуация — повод научиться работать быстрее.

2) Нужно увидеть в изменившихся условиях положительное — возможность научиться чему-то новому. Например, человек поменял место работы, и теперь до неё нужно идти пешком. Сначала человек раздражался из-за отсутствия транспорта, но потом даже обрадовался тому, что появилась возможность быть на свежем воздухе и больше двигаться.

3) Определить первостепенные задачи (шаги, действия), которые необходимы в данных условиях. Спланировать свою деятельность (найти, с какого шага начать). Например, предложили новую должность на работе — в первую очередь изучить, что входит в обязанности. Переехали в новый дом — познакомиться с соседями, узнать правила пользования общей территорией. Даже в таком временном коллективе, как, например, купе поезда — осмотреться, с какими людьми предстоит ехать рядом, куда удобно поставить вещи и т. д.

4) Увидеть, какие конкретно знания и умения помогут приобрести новые навыки. Например, если нужен навык общения с людьми, поможет умение проявлять инициативу (самому идти на контакт, не оставаться в стороне), если нужен навык твердости (например, при воспитании детей или руководстве коллективом) — поможет знание, что «доброта без твердости — слабость» и т. д.

5) Можно воспользоваться знаниями и опытом других людей. Прислушаться к тем, кто в этой ситуации уже адаптировался. Например, при адаптации в новых климатических условиях может помочь пример местных жителей (как одеваются, как питаются, как организована жизнь и т. д.). Адаптироваться на новом участке работы можно быстрее, если понаблюдать, как эту работу делают другие, находящиеся рядом.

6) Переносить имеющиеся умения и навыки с одной сферы деятельности на другую (незнакомую). Например: работая уборщицей, женщина приобрела навык тщательности и доскональности, а впоследствии, устроившись администратором, стала выполнять новые обязанности с той же тщательностью. Благодаря этому она не только быстро адаптировалась в коллективе, но и стала считаться ценным работником.

Чем быстрее человек освоится в новой обстановке, тем легче ему будет. Скорость адаптации зависит от того, насколько быстро принял ситуацию, определил первые шаги и начал действовать.

Если научиться гибко реагировать на изменения и приобретать навыки в новых условиях, то умение адаптироваться становится устойчивой способностью.

Что мешает адаптироваться?

Косность. Если считать, что лучше, когда всё остаётся, как есть, то не будет готовности к переменам, а вместо адаптации — стресс.

Страх, мнительность. Если бояться перемен, считать их чем-то исключительно негативным, трудно будет увидеть в ситуации возможность научиться новому — это отказ адаптироваться.

Пассивность. Нет желания учиться чему-то еще, перестраиваться, человек ожидает, что всё сложится как-то само собой, и ничего не предпринимает.

Замкнутость (нежелание общаться с людьми) или конфликтность (неумение договариваться) мешают освоиться в новом коллективе.

Уныние, неверие, пессимизм. Не видя ничего хорошего в происходящем и не ожидая хорошего в будущем, человек опускает руки, и вынужден терпеть трудности, не делая никаких шагов для улучшения ситуации.

Впечатлительность, драматизация. «Вот такого не ожидал», «всё стало совсем сложно», «непонятно, почему так сложилось», «за что мне всё это?» — этими словами человек создает эмоциональное отношение к изменившимся условиям, и в результате не понимает, как адаптироваться.
Другие ошибки также могут мешать.

4. Ошибочное представление об адаптации и положительное понимание

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Адаптироваться – значит уметь заставить себя находиться в новых условиях».

Адаптация – это согласие освоить новое, поняв свою задачу в изменившихся условиях.

«Адаптироваться – значит уметь подстроиться под другого человека, чтобы избежать сложностей».

«Адаптироваться – значит подстроить других под себя, чтобы создать себе комфортные условия».

Адаптироваться – значит приобрести навыки общения с людьми разного склада характера, сохраняя при этом свои положительные качества.

«Для адаптации нужны благоприятные условия».

Адаптироваться – значит сделать так, чтобы новые условия стали благоприятными (нормальными).

«Адаптироваться – значит «уйти в тень», стать незаметным, не высовываться, ведь именно такой подход защищает от любых проблем».

Адаптация – это всегда активность, приобретение новых знаний и навыков. Смелые и уверенные действия в изменившихся условиях позволят перевести проблемы в область решаемых задач.

5. 1. Что дает человеку умение адаптироваться

• Независимость от внешних обстоятельств.

• Гибкость по отношению к любым изменениям.

• Укрепляется уверенность в возможности найти выход в любых обстоятельствах.

• Отсутствие стрессовых ситуаций — сохранение сил и здоровья (человек не переживает, когда попадает в новые условия).

• Возможность не иметь привязанности к определенному месту, работе, людям.

• Взаимодействие с большим кругом людей.

• Приобретается положительный опыт в разных сферах жизни.

• Повышается скорость развития.

5. 2. Что дает окружающим людям умение человека адаптироваться

• Экономию времени — общие дела делаются быстрее, когда «новички» быстро включаются в работу.

• Мирные, бесконфликтные отношения с этим человеком (когда человек быстро адаптируется, у окружающих к нему возникает меньше претензий).

• Положительный пример для других (люди, видя, как человек легко принимает новую ситуацию (адаптируется), сами становятся более уверенными в том, что у них тоже получится).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс