Нужно иметь авторитет,
чтобы им не пользоваться.
Л. Кумор
1. Формулировка закона
Закон авторитетности: обладание навыками, признаваемое окружающими, приводит к уверенности.
2. Положительное понимание, которое помогает быть авторитетным
«Окружающие стремятся обращаться к более компетентным, более опытным, уверенным в своём деле».
«К мнению авторитетных людей чаще прислушиваются».
«Если быть авторитетом для людей, то положительного опыта можно передать им больше», и др.
3. Механизм формирования авторитетности
Чтобы быть авторитетным человеком, необходимо обладать совершенными навыками, что будет признаваться окружающими. Для этого необходимо:
1) Развивать имеющиеся положительные качества своей личности, умения. Укреплять их, переводя в навыки. Например, человек внимателен и наблюдателен не только от случая к случаю, а постоянно. Или человек старается в любой сложной ситуации быстро искать выходы и принимать меры. Делая так из раза в раз, он закрепляет у себя навык быстрого поиска выхода, это замечают окружающие, и обращаются к нему за помощью.
2) Проявлять инициативу выполнять какое-либо действие всё лучше и лучше. Имея интерес и желание выполнять дела на высоком уровне, человек приходит к совершенным навыкам, мастерству. Это происходит, когда искренне относишься к делу, «как к своему», «душу вкладываешь». Например, человек имел интерес к ремонту техники, старался каждый последующий раз выполнять работу качественнее, быстрее предыдущего, и в результате теперь его высоко ценят, рекомендуют другим.
3) Понимать, что совершенству нет предела, и быть готовым дальше улучшать свои навыки в разных сферах жизни: не останавливаться только на той области, в которой стал специалистом (в общении, в совместных делах, в профессиональной деятельности, в быту и т. д.). Например, человек развивает умение анализировать не только в своей профессии, на работе, где это требуется «по должности», но и в других сферах жизни.
4) Для приобретения авторитета не стоит стремиться к тому, «чтобы стать лучшим», «чтобы все замечали, хвалили» и т. п. «Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает; скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания» (А. С. Макаренко). Только положительная мотивация (например, «стараться быть полезным», «делать добросовестно» и т. д.), способствует приобретению навыков, которые вызывают уважение окружающих. «Верное средство приобрести авторитет у людей — быть им полезным» (Э. М. Эшенбах). Это не авторитет власти, а авторитет заботы и помощи.
Более того, авторитетный человек должен понимать своё несовершенство, уметь признавать свою ошибку. Авторитетность обязательно предполагает прощение ошибок другим людям — ведь найдутся многие, у кого таких навыков нет. Тогда будет правильное отношение к своим способностям, и уверенность, что другие тоже со временем так смогут.
Авторитетным можно быть в любой области, в любом вопросе. Когда человек что-то умеет делать (или в чем-то разбирается) хорошо, то это не может быть не замечено окружающими. Такой человек востребован, он осознаёт свою нужность, поэтому становится более уверенным.
Ошибки, мешающие приобретать авторитет
Невежество. Когда нет желания приобретать знания и навыки, расти, развиваться, тогда и авторитетность не на чем строить. Отсутствие осведомлённости о новых методах, подходах снижает компетентность (багаж знаний устаревает, а с ним «уходит» и авторитет).
Самодостаточность. Когда человек останавливается на достигнутом, отказывается от постоянного самообразования, при возникновении новых задач (требующих новых умений) оказывается некомпетентным.
Небрежность, недобросовестность. Делая небрежно, некачественно («и так сойдёт»), человек не станет авторитетным.
Скупость, безучастность. Нежелание делиться знаниями и опытом, попытка отделаться от людей односложными ответами говорит о неумении передавать опыт, что препятствует формированию авторитетности.
Неуверенность в своих силах, возможностях, знаниях снижает доверие и признание людей.
Могут мешать и другие ошибки.
4. Ошибочное представление об авторитетности и положительное понимание термина
Ошибочное представление | Положительное понимание |
«Если научиться держать людей в страхе, то будешь обладать авторитетом». | Люди доверяют и прислушиваются к мнению того человека, который компетентен, обладает мастерством в своем деле, приносит пользу своим способностями. |
«Если человек занимает руководящую должность, значит, он обязательно имеет авторитет». «Человек старшего поколения всегда пользуется авторитетом у молодых». | Иметь авторитет – значит иметь такие положительные качества, уровень компетентности и опыт, которые высоко ценят окружающие. |
«Авторитетный человек не имеет права ошибаться, а если он всё-таки ошибся – не должен признаваться, чтобы не потерять авторитет у окружающих». | Признавая и исправляя свои ошибки, человек приобретает новые знания, способности, навыки и этим повышает свой авторитет. «Скрывая свои недостатки, лучше не станешь; наш авторитет выигрывает от той искренности, с которой мы признаем их» (Г. Лихтенберг). «Тот, кто действительно имеет авторитет, не боится признать свою ошибку» (Б. Рассел). |
«Авторитетному человеку не нужно согласовывать свои действия с другими, потому что он самодостаточен». | Авторитетный человек заинтересован в совершенствовании своих навыков. Поэтому он внимателен к советам, просьбам, дельным мыслям, прислушивается к мнению других для принятия ответственного решения. Согласовывает свои действия с другими, укрепляя доверие и взаимное уважение. |
5.1. Что даёт человеку его авторитетность
Возможность своевременно положительно повлиять на других, помочь им, изменить ситуацию в лучшую сторону, предотвратить вред. Это актуально как в работе с коллективом, так и в воспитании детей. «Воспитание есть дело авторитета и уважения» (С. Смайлс).
Уважение и доверие других, которое поддерживает человека: даёт уверенность в своих силах, желание совершенствоваться, дальше улучшать свои умения и навыки.
5.2. Что даёт авторитетность человека окружающим его людям
Уверенность, т. к. есть к кому обратиться за квалифицированной помощью.
Единство в коллективе и скорость выполнения дел.
Если есть знающий человек, который сразу может предложить верное решение, то не будет споров, затягивания и переделывания. Тогда весь коллектив может быстрее идти вперёд.
Имея навыки, которые высоко ценятся людьми, человек вдохновляет других.