Из-за мнения, что необязательно уметь взаимодействовать со всеми («общаюсь, когда легко, а когда возникают сложности, общаться неохота»), человеку лень искать в себе причины конфликтов с другими людьми. Он полагает, что некоторые просто родились, чтобы оскорблять таких, как он («есть типы, из-за которых нормальным людям плохо, это обидно»), ему проще обидеться на другого человека и объяснить происшедшее порочностью его природы. Это приводит к заключению, что типаж «низкого уровня природы» узнаваем по определенным признакам – например, национальным («если меня кто-то из этой нации обидел, то я на всю нацию обижен»), и человек с чувством превосходства противопоставляет свою нацию другим.
В результате отсекается мощный источник помощи, пласт культуры. Человек обедняет себя.
А) Полагая, что правила гигиены – это условность, потому что всегда в боевой готовности должен быть иммунитет («пусть мой организм сам разберется, что к чему, а мне неохота время тратить»), женщина поленилась как следует промыть виноград, купленный на рынке. А потом, убежденной, что если ей плохо, то кто-то в этом виноват («если продают то, что может навредить – значит ни во что нас не ставят, это обидно»), ей было обидно лежать летом в инфекционном отделении больницы, потому что ей якобы продали некачественный продукт. С тех пор, считая, что есть люди — рассадники инфекции по рождению («то, что для них норма, для нас неприемлемо»), ничего не могла покупать у людей той национальности, к которой принадлежал продавец винограда. И когда в столовую на предприятии, где она работала, пришел повар этой национальности, она перестала там обедать, хотя столовая была хорошая.
Тратила лишние деньги на «перекусы», где придется и в конце концов испортила желудок.
Б) Мужчина, думая, что заботиться о сохранности своего имущества должны только люди состоятельные («если у меня брать нечего, то неохота и голову забивать этой темой»), когда потерял ключ, поленился поменять замок в квартире. А когда его все-таки обокрали, открыв дверь его собственным потерянным ключом, он решил, что сделать это могут только нищие гастрабайтеры («обидно, что государство позволяет чужакам грабить нас на нашей территории»), ему было обидно видеть людей, приехавших на заработки из соседней республики. Чуть позже ему потребовалось переливание крови для спасения травмированной ноги. Подходящего донора нашли с трудом, но, узнав, какой он национальности, мужчина, убежденный, что кровь «нелюдей» ему только повредит («лучше вообще не жить, чем стать с ними одной крови»), категорически отказался. Ногу пришлось ампутировать.