Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

БЛОК 133. ЛЕНЬ – ОБИДЧИВОСТЬ – ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ

Человек считает, что взаимопонимание в общении — это лишний труд («правила поведения придуманы до нас, и не о чем рассуждать»), ему лень подумать, как лучше поступить в конкретной ситуации, с конкретными людьми. Полагает, что и по отношению к нему люди должны вести себя в соответствии с его представлениями («я ничего не нарушаю, поэтому со мной и моими принципами необходимо считаться, иначе несправедливо»), и обижается, когда чувствует себя недооцененным или непонятым. Думая, что для усиления собственной значимости необходимо усилить соблюдение условных правил («если все будет безукоризненно в моем поведении, то и отношение ко мне будет соответствовать»), он уходит в щепетильное соблюдение принципов и условностей, чрезмерную строгость, лишенную простоты и естественности. Через это теряется смысл отношений и наступает одиночество.

А) Директор школы думает, что можно работать с детьми, не стараясь понимать их («это они должны меня понимать, а у меня другие заботы»). Видеть и уважать в ребенке личность ей неинтересно, лень. Считая, что дети в школу должны прийти уже воспитанными, то есть послушными («когда детьми трудно управлять, это неправильно, оскорбительно для руководителя»), она обижается на разнузданность детей, на родителей, которые плохо их воспитывают. Полагает, что этот беспорядок можно устранить, прививая «условные рефлексы» детям («главное в воспитании – это этикет, свод правил, которые надо соблюдать неукоснительно»). И заставляет ребенка, который бежит к ней кабинет, чтобы сообщить о ЧП, выйти из кабинета и зайти, как положено, со стуком, «доложить по форме». Так теряются драгоценные секунды, ЧП оборачивается трагедией. На директора заводят уголовное дело.

Б) Думая, что если вышла замуж по любви и родила детей, то все остальное само собой сложится («некогда и неохота бывает поговорить откровенно, пересмотреть что-то в себе»), женщина ленится подумать, как укреплять и развивать взаимопонимание в семье. Она считает, что жену и мать обязаны любить уже за то, что она устает от многочисленных забот («когда старания хозяйки остаются незамеченными, это обидно»), ей обидно, что в семье не хватает тепла, уюта, растет отчуждение. Полагает, что, если неуютно, значит, не хватает порядка («что образцово, то и привлекательно, такой семьей будут дорожить»). И компенсирует нехватку тепла тщательным соблюдением условностей: каждой вещи строго свое место, все должно сверкать чистотой, ужинать не сядем, пока все не соберутся и т. д. К ним все реже приходят гости. Дети и муж ищут «отдушину» вне дома. Женщина чувствует себя одинокой.

В) Молодая мама думала, что учить ребенка общаться со взрослыми – это лишняя забота («ребенок сам сообразит, что ему делать»), поэтому поленилась поговорить с ним, как надо себя вести, когда придут гости, поленилась подумать, чем занять малыша. Убежденная, что ее ребенок может вызывать только умиление («обидно, если на ребенка смотрят косо, не понимают, что он еще маленький»), обиделась что родственники у них в гостях делали ребенку замечания, показывали всем своим видом, что он им мешает. Решила, что если радушные отношения не сложились, то надо вести себя как по писаному, чтобы придраться было невозможно («важно показать, что правила поведения мы знаем досконально»), и в другой раз встретила гостей подчеркнуто вежливо и чинно, делая упор на то, чтобы все было безукоризненно — строго по этикету. Гостям было от такого приема неуютно, они поторопились уйти. Так разладились отношения с родственниками, которыми муж очень дорожил.