Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3

Закон вникания

Формулировка закона

1. Закон вникания: концентрация внимания на сути содержания дает понимание.

2. Положительное понимание, которое способствует вниканию

«Вникать во что-либо – это значит обдумывать, размышлять, соображать».

«Вникая в суть происходящего, случившегося, можно быстрее найти выход из появившейся проблемы».

«Вникнуть, сконцентрировать внимание необходимо человеку для того, чтобы что-то понять, решить проблему, разобраться в чем-то новом».

«Умение вникать в суть помогает человеку избежать скоропалительных выводов, необдуманных поступков, принятия неверных решений и т.д.»

Если не вникать в суть дела, в ситуацию, в которой находишься, можно ответить невпопад, прослыть легкомысленным, «недалеким» человеком», и др.

3. Механизм вникания

Вникнуть – значит сконцентрировать внимание на сути содержания услышанного (слова, предложения, замечания, идеи, вопроса, обращения, выступления), увиденного (явления, события), прочитанного текста, стоящих перед человеком или коллективом задач и т.п.

Для того, чтобы научиться вникать в суть, необходимо вдумываться, стараться понять, внимательно разбираться в том, что сейчас требует внимания (например, решение вопроса, выполнение дела, анализ информации и т.д.).

Суть – это основная идея, зерно, смысл чего-либо. Если понять суть, становится легче ориентироваться в ситуации. Появляется определенность, четкость, ясность, понимание происходящего и того, что необходимо делать и как реагировать.

Так, один человек, вникнув в суть просьбы не задерживаться, приходить вовремя, так и поступает – приходит без опоздания. Другой же человек, воспринимая просьбу через эмоции (на категоричности), «понимает», что нужно приходить как можно раньше, что впоследствии и делает, вызывая недоумение окружающих.

Часто бывает, что суть теряется за многословием, витиеватостью и «хождением вокруг да около». «В словесной воде здравый смысл растворяется без остатка» (А. Соколов). Если человек вникает в суть чего-либо, ему легче передать ее другим людям (сказать по сути, написать по сути), ему не нужны лишние слова.

Если человек много говорит не по делу, скорее всего он не заинтересован в сути. Им движут другие мотивы («просто поговорить, поболтать», «отвлечь от главного, потому что оно неприятно», «сказать как можно красивее», «блеснуть умом», «сбить с толку» и т.п.).

«У того, кто ходит вокруг да около, нет цели дойти до сути» (И. Залетаева).

Чтобы сформировалась или появилась способность вникать, необходимо концентрировать внимание на сути содержания сказанного слова, написанного текста (какую мысль хотят донести), совершенного поступка (для чего и почему он был сделан), фильма (его главная идея), документа (о чем он гласит), на сути ситуации, которая сложилась на данный момент.

Если человек увидел главную мысль, то он понимает и всю ситуацию в целом.

Время, необходимое для формирования такой способности, у каждого свое и будет зависеть от многих факторов. Если человек поверхностно, в спешке воспринимает окружающий мир, то времени будет затрачиваться на приобретение способности или её раскрытие намного больше, чем у того, кто стремится разобраться, вглядеться в происходящее.

Одним людям кажется, что незачем уделять время на вникание во что-либо («в целом как-то понятно, и ладно»). Они видят в этом лишь его потерю. Но как раз в стремлении экономить время и делать быстрее, сильно не раздумывая, они теряют его из-за совершения большого количества ошибок (неверных, лишних действий). Им приходится переделывать, исправлять, иметь дело с последствиями. У таких людей движений много, а толку мало. Далеко они не продвигаются.

Тот, кто вник (уделил время) и понял суть, не будет делать лишних, пустых действий. Такого человека отличает продуманность, точность действий. Это дает высокую скорость продвижения. Количество ошибок сводится к минимуму, результат достигается быстрее.

Процесс вникания может занимать совсем немного времени. С опытом, как любое другое умение, вникание происходит легко и быстро.

Вникнуть – это значит сосредоточиться на чем-то одном, важном на данный момент. Желательно заниматься одним делом, пока не появится навык быстрого вникания и переключения с объекта на объект. Важно не отвлекаться на дела, которые не имеют никакого отношения к рассматриваемому вопросу или выполняемому делу.

Например, сварщик, который получил новое задание – собрать ответственную конструкцию, сосредоточенно вникает в чертежи и технологическую карту, не отвлекаясь на посторонние разговоры, перекуры и все, что мешает выполнению важной работы. Он до тонкостей старается разбираться в методах сборки элементов конструкции, чтобы понять, как потом собрать всю конструкцию в целом. Уметь концентрировать внимание – это отбросить все лишнее, что отвлекает от выполнения главного.

Одной из основ для формирования вникания является не только концентрация внимания, но и пытливость ума – умение вдуматься и понять почему не получается то или иное дело, умение разобраться в том, что идет не так.

Например, мужчина решил заняться легкой атлетикой, начал тренироваться – бегать на спринтерские (короткие) дистанции, результаты – так, посредственные. Вроде тренируется, как остальные, а успехи ниже. Начал вникать, почему так происходит, и выяснил, что у него более развиты медленные мышечные волокна, которые требуют длительных нагрузок, выносливости и пригодны для марафонских дистанций. Быстрые же мышечные волокна, которые предназначены для тяжелой, но кратковременной работы, у него недостаточно развиты для того, чтобы заниматься спринтерским бегом. Он поменял вид дистанций и добился хороших результатов.

Немаловажную роль в наработке вникания играет интерес. Когда человеку не интересно то, чем он занимается, то, что его заботит, вряд ли он будет вникать во все тонкости дела. Но если ему это интересно, важно и нужно, то многое (осознание, видение, понимание) происходит как само собой разумеющееся.

«Бабушка, я забыл, где нота ФА на грифе гитары находится, не могу выучить урок», – говорит первоклассник музыкальной школы. Бабушка тем более понятия не имеет про расположение нот на гитаре, но для неё очень важно помочь: «Очень интересно, а и правда, где?» Открыли интернет, а там на схеме по две ноты ФА на каждой струне. Зная, что ученики играют пока только на одной первой струне, уточнив в каком месте внук на уроке ставил пальцы на грифе, бабушка помогла внуку безошибочно определить нужную ноту ФА. Урок был выучен, а бабушка поняла, что всегда можно разобраться, если есть интерес – в данном случае помогать.

Для того, чтобы вникнуть и понять суть, иногда требуется информация, без которой не будет ясности.

Например, чтобы собрать только что купленный письменный стол, нужно, как минимум, заглянуть в инструкцию по его сборке или хорошо представить визуально, как он должен выглядеть. Чтобы поставить диагноз больному или вникнуть в его физическое состояние, одной только температуры тела мало, нужны еще другие параметры, благодаря которым суть сразу становится ясной.

Вникнуть в задачу, проблему, дело, процесс помогут человеку наблюдательность, организованность, собранность, абстрагирование. Эти возможности помогают не отвлекаться от мыслей и дел, в которые человек погружен, помогают не замечать шума вокруг и других отвлекающих моментов.

Студенческое общежитие – наглядный пример выработки высокой помехоустойчивости: одни спят, другие музыку слушают, третьи смеются, четвертые в этот момент учатся.

Абстрагирование от постороннего, помех, повышенной эмоциональности помогает вникать в процесс быстрее, точнее, легче.

Например, если не акцентировать внимание на форму замечания, подсказки, тон высказывания, а больше обращать внимание на содержание сказанного, вслушиваться в то, что говорят, а не как говорят, можно понять, что хотят сказать, что требуется другому человеку, можно уловить суть сказанного быстрее.

Если человек вникает, то он и легко понимает.

Что мешает вникать в суть?

Рассеянность. Неумение сосредоточиться, блуждание внимания с одного объекта на другой не дают возможности вникнуть в работу, процесс, дело. Человеку нужно подготовиться к семинару, а он рассматривает отверстие в стене или оторванную петельку на ковре.

Лень. Есть необходимость разобраться в назревшей проблеме, вникнуть и понять её причины, а человек не хочет этого делать, ждет, что кто-то за него все решит.

Безразличие. Отсутствие интереса к происходящему (к людям, делам, событиям) мешает вникнуть в суть происходящих событий, взаимоотношений людей, в суть дел. Человек своей незаинтересованностью к окружающему закрывается в своем мирке. «Безразличные идут мимо жизни» (Л. С. Сухоруков).

Чрезмерность, щепетильность. «Копая, копая и копая», можно увязнуть или промахнуться и не увидеть сути.

Неуверенность, боязливость. Сомнение в том, что получится, страх неудач и последствий не дают возможности даже приступить к тому, чтобы вникнуть в то, что для человека давно назрело. Нужно понять новый термин, овладеть новым знанием, освоить новое дело или решить появившуюся проблему, а вникать боязно («а вдруг с чем-нибудь сложным столкнешься?!», «если поймешь суть, разберешься, то придется и делать»). Вместо шага вперед человек отказом от действий признает себя нежизнеспособным. «Самый страшный крест тот, что мы ставим на себе сами» (Ю. Зарожный).

Могут мешать и другие ошибки.

4. Ошибочное представление о вникании и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Вникание – это всегда  долгий процесс, дающийся с большим трудом».

Вникание – это возможность из большого объема информации увидеть главное, важное, уловить смысл. Насколько быстро это делается, зависит от интереса человека. Интерес ускоряет процесс. В какие-то процессы человек вникает быстро, в какие-то – медленно.

«Вникать – это совать нос не в свои дела».

 

Примечание. Из-за любопытства человек лезет туда, куда его не просят, делает то, что ему не нужно делать.

Вникать – стараться понять нужное, важное, суть.

 

5.1. Что дает человеку умение вникать в суть

  • Умение сосредоточиться на важном и главном для человека.

  • Умение слушать собеседника, более четко мыслить, контролировать чувства, больше обращать внимание на содержание (что сказано), а не на форму (как сказано).

  • Возможность найти конструктивное общение, возможность выстроить диалог.

  • Умение разбираться в сложных и непонятных вопросах.

  • Умение отделять реальные проблемы от надуманных.

  • Способность к обучению, приобретению новых знаний.

  • Возможность изучать и познавать себя и окружающий мир.

  • Человек становится более внимательным, собранным, ответственным в выполнении работы, любых дел.

  • Умение вникать помогает увидеть недостатки своего характера и исправлять их.

  • Все дела, отношения при наличии концентрации внимания к ним складываются наиболее благополучно.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека вникать в суть

  • Возможность общаться по сути, отсекать все лишнее, ненужное.

  • Помогает добиваться лучшего результата в совместных делах.

  • Вместе с таким человеком появляется возможность быстрого понимания, происходящего и нахождения вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс