Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон темы

1. Формулировка закона

Закон темы: краткое отображение сути даёт понимание.

2. Положительное понимание, которое помогает видеть тему

«Тема даёт понимание основного, главного».

«Тема помогает понять основной смысл письма, разговора, книги, помогает подготовиться к мероприятию».

«Название (тема) дает возможность понять, чего ожидать от книги, выступления, сообщения».

«Благодаря сформулированной теме разговор не уходит в сторону».

«Тема дня, недели, месяца показывает актуальность событий, информации и дел».

«Постановка темы мобилизует, настраивает людей на активность в нужном направлении», и др.

3. Механизм формирования умения определять тему и раскрывать ее

С термином «тема» каждый человек встречается уже со школы. В школе писали сочинения на заданные темы, изучали тему урока, делали проекты по разным темам и т.д.

В Гане (страна в Западной Африке) есть даже город под названием Тема.

Тема [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)]:

1) предмет описания, исследования, разговора и т.д.;

2) в искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений;

3) в научной работе часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, которые предстоит решить.

«Тема в музыке — музыкальное построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов. Как правило, в музыкальной пьесе тема не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке тема одноголосна и поочередно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке тема обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование» (источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/138906/).

Тема в шахматной композиции — сюжет, замысел, заложенный автором в задачу.

Тема – это предмет разговора, диалога, дискуссии, обсуждения на ток-шоу, главная мысль лекции, идея произведения и т.д.

Темой являются названия рефератов, докладов, писем, книг, фильмов, кратко отражающих основную мысль, суть всего содержания.

Люди объединяются в группы по определенным темам – интересам. Так возникают сообщества, клубы, движения. Просматривая новостную ленту в Интернете, каждый человек выбирает именно ту тему для прочтения, которая интересна ему в данный момент.

Тема является одним из способов систематизации информации.

При работе на компьютере правильное распределение информации на жестком диске повышает надежность компьютера. Для хранения файлов на диске создаются папки с понятными названиями – темами, например, «Музыка», «Видео», «Фото», «Документы» и т.д. В этих папках будут созданы другие папки для сортировки файлов по определенным критериям, кратко отражающих внутреннее содержание.

Принцип тематизма хорошо использовать при сортировке и хранении вещей в складских помещениях, дома, на работе, на даче. Можно группировать и распределять вещи по определенным местам, коробкам, полкам, на которых будет указана тема – название содержимого.

В школе учат каждого ребенка умению озаглавить текст после его прочтения. Это направлено на то, чтобы ребёнок научился выделять главное, понимать основную мысль прочитанного произведения или отрывка. Формирование умения кратко отображать суть для понимания поможет человеку в различных жизненных сферах.

Например, вывески на магазинах, больницах, аптеках и других зданиях помогают по названию – теме понять содержание этих заведений («Рыба»; «Хлеб»; «Мясо-мука» и пр.) и сориентироваться в магазинах. Содержание каждого отдела также имеет свою тематику, что помогает покупателям понять и быстро найти нужный товар.

Понятие «тема» следует рассматривать в двух аспектах: тема, когда за кратким названием понятно общее содержание, и тема, когда из общего содержания выделяется главное, суть.

Что необходимо для того, чтобы выделить тему, кратко отобразить суть и раскрыть её?

Определить для себя основную мысль, идею, замысел, задачу или проблему, возникшую на данный момент. Например, на собрании собственников садового кооператива актуальной темой может стать «Вывоз мусора», темой педсовета «Успеваемость учащихся».

Выбирая книгу в библиотеке или магазине, обращаешься к сотруднику, определив для себя желаемую тему, то, что интересует, на что ищешь ответы (об искусстве, о дружбе, классику или современность, определенный жанр…).

Темой дня, недели или месяца может стать подготовка к мероприятию, семейному или общественному празднику, что найдёт отражение во внешнем оформлении, в разговорах, делах. Например, подготовка школьного кабинета или зала детского сада к новогодним праздникам.

Когда у человека появляется желание поделиться своими знаниями, опытом, размышлениями, он намечает тему, которую раскрывает в своей лекции, статье или просто беседе, отражает ее в названии своего выступления или письменного материала.

Важно, чтобы тема точно отражала содержание написанного или сказанного. Тема отображается в одном слове или в нескольких словах, чтобы людям было понятно содержание.

Например, видя название «Как устранить скрип ламината без его разборки», читатель и предполагает найти ответ на этот вопрос. Или, заинтересовавшись статьей на тему «Почему люди ссорятся?», читатель не должен разочароваться тем, что в статье вдруг пойдет речь не о причинах ссор, а о чем-то другом.

Когда человек (автор) определил тему, он не должен отклоняться от нее. Все, что человек будет излагать, должно соответствовать теме. Используемая информация должна «работать» на тему, раскрывать ее, уточнять, делать яркой, выразительной, понятной. Это можно сравнить с обещанным блюдом. Если хозяйка пригласила на горячие пироги с мясом, то гости должны отведать именно это кушанье, а не вчерашний борщ или бутерброды на скорую руку.

По названию (теме) люди понимают, о чем пойдет речь или что их ожидает. Это особенно важно в тех случаях, когда даются объявления о предстоящем мероприятии. Тема – как цветок для пчел. Благодаря грамотно сформулированной теме формируется нужная аудитория. И люди всегда благодарны, когда заинтересовавшая их заявленная организаторами тема не расходится с содержанием мероприятия (встречи, беседы, собрания, концерта и т.д.).

Темой для размышления может стать анализ собственных неудач, промахов, повторяющихся ситуаций. Например, человек задумывается о том, почему всегда опаздывает на работу, на встречи с другими людьми, не успевает выполнять намеченное. Выявляет черту характера «неорганизованность», что становится темой его работы над собой, изменением своего характера к лучшему.

Наблюдая за поведением других людей, можно понять их основные черты характера, чтобы поговорить на определенную тему, помочь увидеть причины сложившихся ситуаций или проблем, найти подходящие способы взаимодействия с ними.

Чтобы выделить тему, определить её краткое название, необходимо вникать в содержание и улавливать то, о чем читаешь, слушаешь, видишь или пишешь. Для этого нужны сосредоточенность и внимание, которые помогут определить главное, не пропустив существенных деталей, подчеркивающих основную мысль.

Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина усиливающуюся тему жадности подчеркивает описание состояния моря:

«Вот пошел он к синему морю;

Видит, – море слегка разыгралось».

А далее – «помутилося синее море»; «не спокойно синее море»; «почернело синее море». Благодаря такой детали читателю становится понятно, как подобно морю от ненасытности и жадности меняется характер человека.

На выставках художников, посвященных одной теме, можно увидеть индивидуальность каждого автора в её раскрытии, так как каждый будет использовать свой собственный язык, почерк.

«Все великие художники узнаваемы даже на расстоянии. Почерк конкретного автора не спутать с другими… Количество сюжетов ограничено, но не ограничено количество технических решений, выделяющих автора из уже существующих тем. Всегда есть и будет возможность обыграть тот или иной сюжет уникальным авторским стилем» (источник: https://grigoryevalexandr.ru/).

Благодаря интересу и вдохновению к определенным темам среди писателей, поэтов, живописцев выделяются категории. Одни отображают в своих произведениях красоту природы (например, художники пейзажисты), другие показывают непростой характер отношений людей, третьих интересует мир фантазий, сказок и т.д. Определенный автор связывает себя с определенной темой. Одно лишь упоминание имени писателя, например, Агаты Кристи – и сразу становится понятно, примерно о чем книга или фильм, снятый по мотивам произведения этого автора.

Темы и содержание могут меняться, особенно в наше высокоскоростное время (сегодня одни темы на злобе дня, завтра – другие). Главное, чтобы содержание и тема не расходились.

Итак, имея содержание, можно по главной мысли (сути) понять и определить тему. И наоборот, зная тему чего-либо, можно понять содержание (чего ожидать).

Что мешает отражению и раскрытию темы?

Болтливость. Неудержимая говорливость мешает человеку придерживаться темы разговора, он произносит слова бездумно, как говорится, «что в голову взбредёт», отвлекается от главного, теряет основную мысль.

Безразличие. Если человеку неинтересно то, что происходит вокруг, что он видит или слушает, он не способен понять тему, выделить ее или раскрыть.

Рассеянность, невнимательность. Когда человек находится в состоянии отвлечённости от того, что необходимо на данный момент, он не способен сосредоточиться, думать, вникать, замечать, что происходит, поэтому ему трудно уловить суть, выделить тему.

Любопытство, выведывание, выпытывание. Стремление узнать подробности чего-либо ради пустого интереса отвлекают от сути, мешают из общего выделить основное, «уводит» от темы разговора или обсуждения.

Умствование. Человек, уходя в ненужные и отвлечённые рассуждения, уводит тем самым других от основной идеи, замысла. Люди так и не могут понять, что им хотели сказать.

Могут мешать и другие причины.

4. Ошибочное представление о теме и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Тема – это пересказ содержания книги, фильма, разговора, ситуации и т.д.»Тема – это краткое отражение сути, которое даёт понимание основного замысла, идеи, сюжета…
«Тема – это красивое название».Тема – название, которое даёт понимание об основном содержании.
«Тема – это скрытый смысл, который трудно понять».Тема – это главное, основное, суть, которая дает понимание.

5.1. Что даёт человеку умение определять тему и раскрывать её

  • Возможность подготовиться к разговору, дискуссии, обсуждению и т.д.
  • Умение донести необходимую информацию до слушателей, читателей. Умение передать то, что задумывалось.
  • Понимание, быстрое схватывание содержания разговора, текстов, вывесок, фильмов, книг и т.д.
  • Определённость и точность. Выделив круг вопросов, которые волнуют, являются важными, актуальными, требующими внимания на данный момент, человек кратко и точно определяет тему, при раскрытии ее не уходит от главного.
  • Помогает систематизировать и быстро находить необходимое.

5.2. Что даёт окружающим людям умение человека выделять и раскрывать тему

  • Возможность понять то, что человек хотел сказать. Ясность.
  • С таким человеком легко договориться, так как он быстро схватывает то, о чём идёт речь, может внести свои поправки, замечания или предложения по сути. О таком человеке говорят, что «он в теме».
  • Помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях (в незнакомых местах, объектах соцкультбыта, транспорте, информационном пространстве).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс