Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон репетиции

1. Формулировка закона

Закон репетиции: предварительное исполнение при подготовке к выступлению даёт навык.

2. Положительное понимание, которое способствует проведению репетиций

«Самые счастливые часы моей жизни — когда я репетирую. Это поиск, это проверка моих идей, которые я заранее обдумываю, и это ещё не конечный результат» (В. Т. Спиваков).

«Вспоминаю, как по ходу репетиций, в пробах, спорах, постепенно преодолевались сомнения и трудности, как возникали художественные озарения» (А. Петров).

«Всё это я понял ещё с детства, наблюдая, как каждый день отец готовился к репетициям, заботился о голосе, звуке, движениях, дирижёре и ещё о тысячах вещей, которые нельзя было забывать» (Н. Озеров).

«Само ощущение живого действа, процесса, который происходит на репетициях, ощущение нужности того, чем ты занимаешься, очень стимулирует» (Д. В. Харатьян).

«Её (имеется ввиду роль) не всегда сразу возможно увидеть, она открывается, как правило, постепенно, в процессе репетиций, по крупице, по чёрточке, по шажочку, то есть, сначала постигаешь, что играть, а потом, как это делать» (В. Лановой).

«Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда, ты, безусловно, станешь основательным музыкантом» (Р. Шуман), и др.

3. Механизм репетиции

Репетиция (от лат. repetitio – повторение) – это процесс подготовки к публичному выступлению, включающий в себя целый ряд предварительной работы по отработке всех деталей единого целого, объединенного одним замыслом или идеей.

Репетиция – это основная форма подготовки спектакля, концерта, эстрадного представления, цирковой программы, оркестра, хора. Проводят репетиции военного парада, торжественных мероприятий, защиты дипломной работы, чтения лекции, презентации товаров, открытия или закрытия спортивных мероприятий (олимпиады, универсиады), детских праздников и других выступлений перед публикой.

«В театре репетиция проводится артистами под руководством режиссера. В процессе многократного исполнения произведения по отдельным сценам, актам, всего в целом постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия его идейного содержания, яркого воплощения образов.

Существуют репетиции монтировочные (проверка всех элементов декорационного оформления спектакля), прогонные (проверочный просмотр перед генеральной репетицией) и генеральные (перед выпуском спектакля, в полном оформлении, с публикой). В музыкальных театрах проходят также концертмейстерские репетиции, то есть с музыкальным сопровождением – сольные, ансамблевые, хоровые. Репетицией называется также предварительное сыгрывание или спевка перед выступлением.

Для постановки оперы необходимы репетиции для солистов с фортепьяно, хоровые, оркестровые (корректурная проба), сценические, общие, в которых соединяются уже все исполнители, наконец, генеральная репетиция — в костюмах. Под генеральной репетицией вообще разумеется пробное исполнение произведения вполне разученного, готового к выступлению перед публикой» (источник: http://tolkslovar.ru/r5392.html).

Для чего нужна репетиция? Репетиция – это предварительное исполнение при подготовке к предстоящему выступлению. Благодаря репетиции человек укрепляет свое умение настолько, что оно переходит в навык, и человеку становится легко делать то, что требуется на выступлении: все идет без запинок, все отлажено, подготовлено.

Во время предварительного исполнения выявляются «слабые места», которым надо уделить больше внимания, отточить исполнительский навык, лучше запомнить текст или придумать интересную связку, точнее расставить все акценты будущего выступления, чтобы появилась уверенность в его успешности. Чем качественнее проходит предварительное исполнение к выступлению, тем больше появляется ясности, точности своих действий и понимания сути самого выступления.

Репетиция помогает человеку отточить свое исполнительское мастерство, согласовать все необходимые детали среди участников будущего выступления, найти наиболее подходящие способы воплощения или реализации задуманной идеи. Предварительное исполнение дает возможность раскрытия внутреннего, творческого потенциала человека, способствует развитию подвижности мышления, так как в процессе репетиции приходит озарение, возникают новые образы, идеи и разные способы их решения.

Весь процесс подготовки необходимо условно разделить на несколько этапов.

Например, если музыкант готовится к сольному концерту, то на начальном этапе ему необходимо разучить музыкальный материал, который войдет в репертуар. На этом этапе необходимо ознакомление с произведением, которое включает в себя изучение сведений о произведении, знакомство с фактурой и структурой нотного текста, чтение с листа и последующий разбор произведения. Следующим этапом станет детальная работа над произведением: работа над техникой исполнения, над музыкальной формой, фразировкой, артикуляцией, работа над музыкальным звуком, динамикой, ритмом, темпом.

Еще один шаг: подготовка к концертному исполнению – это работа над художественным образом произведения, когда исполнитель, основываясь на замысле композитора, по-своему трактует музыкальный образ, обогащая своими идеями, ищет свою манеру исполнения, таким образом, добиваясь художественной завершенности произведения.

Аналогично проходит репетиция публичных выступлений: доклада, лекции, защиты диплома, диссертации, конкурсной работы, вступительной речи на форуме, фестивале или конференции, репетиция отчета, презентации и т.д.

Необходимо готовиться к ним так же поэтапно. Сначала написанный текст необходимо осмыслить, прочитав его несколько раз, в том числе и вслух, отметить и зафиксировать в памяти основные моменты, уточнить время ее звучания, чтобы она соответствовала регламенту выступления. Затем разметить весь текст речи, выделяя цветом ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

На очередном этапе репетиции публичного выступления особое внимание необходимо обратить на технику речи: произношение слов в соответствии с литературными нормами, правильное ударение в словах, на дикцию – ясное, четкое произношение звуков. Большое значение в речи имеет интонация, а также темп речи, поэтому еще одним этапом репетиции будет работа над интонационной выразительностью речи, расстановкой пауз, логических ударений.

Прочитав текст вслух перед зеркалом, можно увидеть выражение своего лица и жесты, которые сопровождают речь, и скорректировать их.

В завершение подготовки можно произнести свое выступление перед друзьями или родными, чтобы услышать мнение со стороны.

Если репетиции проходят с большим количеством участников, важно сначала поэтапно отработать отдельные детали: исполнительские навыки всех участников, поработать над эпизодами, найти необходимые элементы, связки, а затем соединить все детали в одно целое. На данном этапе предварительного исполнения будет решаться задача добиться согласованности, синхронности движений (например, в танцевальных композициях), выверенности действий всех участников (спортивных мероприятий, военных парадов, торжественных мероприятий и прочего). Слаженность, точность и уверенность действий помогают сделать выступление целостным и ярким.

Когда выступление повторяется несколько раз (спектакль, концерт, эстрадное или цирковое представление), то оно само становится репетицией и оттачивается от раза к разу. «Хорошо сделанный спектакль не требует репетиций: в процессе существования он избавляется от лишнего и набирает силу» (К. Ю. Богомолов).

Для проведения репетиции нужен руководитель. Когда готовится сольное выступление, то человек сам для себя является руководителем. «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижёре» (К. Маркс).

Руководство процессом осуществляется человеком, который отвечает за предстоящее выступление и подготовку к нему, представляет каким оно должно быть в целом, видит его отдельные детали. В его задачу входит донесение до участников репетиции понимания главного идейного замысла и способов его раскрытия, умение подхватывать и развивать выдвинутые идеи, принимать окончательные решения о способах их воплощения, координировать действия всего коллектива.

Большую роль при проведении репетиции играет дисциплина всех членов команды или коллектива. «И, несмотря на это, знаменитые артистки, игравшие пьесу десятки раз, приезжали за полчаса до начала, готовились к репетиции, в назначенный час выходили на сцену и ждали там, а любители – опаздывали» (К. Станиславский).

Сознательное следование установленному порядку, умение слушать и выполнять указания руководителя помогают контролировать свои действия.

Особенно важно, в какой атмосфере проходит репетиция. Непринужденная, доброжелательная, творческая атмосфера способствует раскрепощению участников, снятию зажимов, помогает раскрытию внутреннего потенциала, рождению новых идей и созданию образов. Все участники становятся единой командой, коллективом единомышленников, объединенных общей целью.

Качество проведения репетиции будет зависеть от ответственности всех участников. Если человек это понимает и берет на себя ответственность за выступление, то будет стараться не подвести весь коллектив и отработать все детали, многократно повторяя необходимые действия, добиваясь безупречного исполнения. Количество репетиций определяется по степени готовности выступления с учетом имеющегося времени на подготовку.

Ошибки, мешающие проведению репетиции

Самонадеянность. Человек считает, что он достаточно подготовлен, и репетиции ему не нужны.

Безответственность. Когда человек не думает о других участниках, опаздывает или пропускает репетиции, не заботится о конечном результате, считает, что от него мало что зависит, то тем самым он срывает репетиции.

Дилетантство. Если человек владеет лишь поверхностными знаниями, то не может качественно подготовить выступление, организовать и провести репетицию.

Лицеприятие. Когда человек, который руководит репетицией, отдает предпочтение определенным людям, выделяет кого-то одного из всего коллектива, обделяет вниманием других, то нарушается общая атмосфера репетиции.

Категоричность. Если ктото настаивает только на своей позиции, на своем видении исполнения, эмоционально отстаивает свое мнение, это приводит к спорам, раздорам и конфликтам.

Возможны другие ошибки.

4. Ошибочное представление о репетиции и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Репетиция – это муштра».

Примечание. Муштра имеет место тогда, когда человек не настроен на репетицию, производит одни и те же действия механически, вынужденно подчиняясь тому, кто руководит репетицией, ощущает себя заложником процесса подготовки.

Репетиция – это осознанная отработка предстоящего выступления.

Если подходить к репетиции с интересом, желанием, с пониманием того, что во время репетиций необходимо хорошо подготовиться к выступлению (продумать и учесть все детали, отработать навыки, добиться согласованности в действиях), то репетиция станет творческим процессом и принесет удовлетворение. Чем лучше потрудишься во время предварительного исполнения, не жалея времени, сил, тем успешнее будет результат.

«Репетиция – это проявление недоверия профессионалу, который сможет выступить без предварительного исполнения».

Репетиция – это возможность закрепить и отточить свое мастерство.

Человеку всегда есть что улучшать, чему учиться, кому передавать опыт во время репетиций. Остановившись на достигнутом, можно перестать быть профессионалом.

«Репетиция – это зубрежка».

Репетиция – это понимание всех действий, осознанная последовательная целенаправленная подготовка к выступлению.

5.1. Что дает человеку репетиция

  • Уверенность перед выступлением, которая помогает сохранить спокойствие и внутреннее равновесие.
  • Четкое понимание своих действий в общем процессе исполнения.
  • Повышение мастерства, техничности исполнительских навыков.

5.2. Что дает окружающим людям проведение репетиций человеком

  • Хорошо подготовленное действие, безошибочный ход мероприятия.
  • Хорошее настроение от приятного просмотра выступления.
  • Возможность выразить благодарность всем участникам за профессионализм и мастерство.
  • Благодаря виртуозному выступлению, которое достигнуто большим трудом на репетициях, у людей расширяются границы представлений о возможностях человека, появляется интерес к этому виду деятельности.
  • Репетиции стимулируют окружающих научиться так же ярко выступать, добиваясь хорошей подготовки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс