Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон регулирования

1. Формулировка закона

Закон регулирования: приведение в порядок дает налаживание.

2. Положительное понимание, которое способствует регулированию

«Регулирование помогает избежать хаоса».

«Отрегулировав свое время, можно делать много дел без спешки, чего не скажешь о времени, пущенного на «самотёк».

«Регулировка приборов учета дает точность их показаний».

«Регулирование температуры в помещении важно для комфортного самочувствия».

«Регулирование давления воды в трубах обеспечивает безопасность эксплуатации и оптимальный напор в кранах потребителей».

«Налаживание отношений с людьми путём регулирования способствует мирному существованию».

«Регулирование цен на рынке приводит в порядок общую систему торговли».

«Регулирование дорожного движения посредством светофоров даёт возможность избежать аварии на дорогах», и др.

3. Механизм регулирования

Регулирование – это умение привести что-либо в порядок, наладить, сделать оптимальным для использования.

Когда говорят «процесс отрегулирован», то имеют в виду, что работа идет без сбоев, перегрузок и т.д. Регулирование необходимо там, где нужно запустить процесс (наладить работу), где может возникнуть или возникает непорядок (работа идет не так, как требуется).

Регулированию помогает наличие правил и законов. Есть конституционные законы, регулирующие различные сферы жизнедеятельности общества. А есть нравственные законы, соблюдение которых позволяет сохранять доброжелательные отношения с окружающими.

Знание нормы (меры) так же помогает при регулировании. Например, при письме ребенок учится регулировать нажим ручки или карандаша (если слабо нажать, то писать не будет, а если сильно, то можно порвать лист).

Регулировка температуры утюга позволяет наладить процесс глажки, при котором на ткани исчезают складки и не появляются признаки её сожжения (желтизна, мятость, дыры и т.д.). Регулирование громкости телевизора нажатием кнопки на пульте дает возможность хорошо воспринимать звук и при этом не мешать соседям.

Таким образом, в процессе регулирования идет поиск оптимальных параметров путем уменьшения или увеличения необходимого показателя. Так, во время поездки водитель регулирует скорость движения автомобиля, уменьшая или увеличивая её, что позволяет оптимизировать процесс движения и исключить аварии. Или, регулирование физической нагрузки позволяет поддерживать организм в тонусе (слабая нагрузка не дает тренировать мышцы, а чрезмерная – приводит к переутомлению).

Организм человека – саморегулирующая система, состоящая из тканей, органов и систем органов. Нарушение деятельности одного органа или системы приводит к нарушению деятельности других.

Как происходит регулирование в организме? «Когда ситуация по каким-то причинам изменилась и требует соответствующих реакций на системном уровне, организм предпринимает действие, направленное на стабилизацию системы. Например, чувство голода обусловлено снижением уровня глюкозы в крови, информация о котором достигла клеток головного мозга и послужила основанием для усиления активности пищеварительного тракта (усиливается секреция желудочного сока и перистальтика кишечника). При этом органы зрения и связанные с ними отделы центральной нервной системы фиксируют продукты питания, а сопоставление их образов с хранящимися в базе памяти моделями указывает, что они дают возможность утолить голод. В этом случае центральная нервная система отдает распоряжение исполнительным органам осуществить необходимые действия, приводящие к насыщению и восстановлению уровня глюкозы в крови. Таким образом, цель саморегулирующейся системы – устранение причины изменений гомеостаза (снижения в крови уровня глюкозы, необходимой всем клеткам как источник энергии) – оказывается достигнутой. В приведенном упрощенном случае она достигается легко – достаточно взять и съесть продукт, находящийся в поле зрения» (источник: https://studme.org/1813101226864/meditsina/organizm_kak_samoreguliruyuschayasya_sistema_gomeostaz).

Также если в теле не хватает воды, то возникает жажда, а если избыток воды, то через выделительную систему удаляются её излишки.

Как недостаток, так и избыток чего-либо (особенно длительный) приводит к разбалансировке (нарушению функций организма, порой иногда вплоть до летального исхода). Устранение отклонений за счет добавления или снижения необходимого позволяет наладить процесс. Например, дефицит в рационе витамина D приводит у детей к возникновению рахита, деформации позвоночника, задержке в росте и развитии, у взрослых – к остеопорозу. А регулировка, включение в питание продуктов, содержащих этот витамин, приводит к налаживанию работы систем организма.

В природе тоже существуют регуляторные механизмы. Например, если сильно увеличивается плотность популяции животных, то и увеличивается количество хищников или в среде животных появляется больше болезней, паразитов. Иногда проявляется каннибализм (поедание своих молодых сородичей). При уменьшении количества животных увеличивается их размножение. Механизмы регуляции необходимы для того, чтобы животные как вид могли выжить, ведь неограниченное увеличение численности популяции приводит к полному уничтожению источника корма.

Люди тоже вносят свой вклад в регулирование численности животных и растений, например, установлением сроков охоты и ловли рыбы, запрещением охоты на некоторые виды животных, запрещением уничтожения редких видов растений.

Регулируются и отношения между людьми. Регулировка отношений необходима тогда, когда есть разлад (ссоры, обиды, недопонимания, упреки и т.д.). Если разлад своевременно не устранить, то может произойти разрыв отношений. Устранение недопонимания (посредством мирной беседы, просьбы о прощении, восполнения нанесенного ущерба) и нахождение положительного выхода способствуют выстраиванию отношений и приводят к налаживанию ситуации как между двумя людьми, так и в любом коллективе, будь то семья или работа. В таких случаях особенно помогает знание нравственных законов и механизмов их действия.

Например, существуют законы миролюбия, восполнения, корректировки, исправления, налаживания, согласования, договоренности, сожаления, прощения и другие. Если человек понимает, что нужно быть сплоченным коллективом (без этого сложно быть и работать вместе), то всячески будет стараться сохранять мирные отношения. А если по какой-то причине возникнут размолвки, то будет корректировать, исправлять ситуацию (устранять все искажения, недопонимания): спокойно объяснит свое мнение или попросит прощения, согласует свои действия. В итоге ситуация выправится, придет в норму, восстановятся мирные отношения.

Регулировка может быть постоянной (светофоры на перекрестках постоянно регулируют дорожное движение), разовой (отрегулировав температуру в холодильнике при его запуске, можно больше к этому не возвращаться), периодической (регулирование звонка телефона позволяет слышать его звук при разном уровне шума) или по потребности (постановка регулировщика при высокой плотности движения транспортных средств на дороге способствует более быстрому движению транспорта).

Один из механизмов регулирования – это распределение нагрузки, транспорта, обязанностей и т.д. Сделать поток более равномерным – значит наладить работу. Регулирование помогает избавиться от «то пусто, то густо».

Наплыв посетителей в организациях чаще всего регулируют путем предварительной записи, а в магазинах – увеличением или уменьшением количества работающих касс, что позволяет наладить общую работу.

Распределению дел во времени помогает планирование. За счет него можно регулировать количество и сложность выполняемых дел как в течение дня, так и в более продолжительный промежуток времени, что позволяет человеку справляться с работой без переутомления. Например, если у человека высокая производительность с утра, то до обеда он ставит самые трудные дела.

Регулирование возможно с помощью перераспределения. Например, начальник, видя, что некоторые сотрудники с существующим большим объемом работ не справляются, а другие не знают, чем себя занять, перераспределяет нагрузку. Или в семье, когда дети подрастают, то родители регулируют количество обязанностей у каждого – старшим делегируют более сложные, а младшим отдают более простые, которыми раньше занимались старшие дети.

Регулирование происходит и за счет пересмотра актуальности и целесообразности дел (обязанностей) и т.д. Так, например, при рождении ребенка на первый план выходят обязанности по уходу за ним. Некоторые дела становятся неактуальными, а другие, которых до этого не было, становятся жизненно важными. Перестройка планов и действий семьи помогает адаптироваться ее членам к новым условиям жизни. После такого регулирования все процессы в семье налаживаются, как говорится, «становятся на свои места».

Ошибки, мешающие регулированию

Ошибки, мешающие регулированию, можно разделить на две группы:

1) ошибки, мешающие приступить к регулировке:

пренебрежение – игнорирование просьб людей, различных предупреждающих сигналов. Так, игнорирование жалоб ребенка, что ему жарко в помещении, приводит к тому, что ребенок вспотевает, а выйдя на мороз, переохлаждается и заболевает. Или, нежелание регулировать громкость телевизора и игнорирование предупреждения соседей приводит в вызову полиции и наложению штрафа.

лень, затягивание – нежелание регулировать своевременно, откладывание на потом («ещё успею»). Например, человеку лень наклониться и перешнуровать ботинок, отрегулировать степень сжатия ступни, он думает, что сделает это потом. В итоге долгое время испытывает дискомфорт, неудобство и боль.

легкомыслие – «само собой отрегулируется»;

безразличие – «пока как-то работает, пусть работает, не стоит регулировать»;

страх – боязнь испортить, сделать хуже, если начать регулировать;

невнимательность мешает видеть непорядок (сбой в системе), следовательно то, что требует регулировки.

2) ошибки мешающие, правильно регулировать:

дилетантство – отсутствие достаточных знаний. Человек, считая, что в процессе регулирования нет ничего сложного и не нужны специальные знания и навыки, начинает без подготовки, не почитав инструкцию, регулировать, в результате не налаживает, а ломает. Например, не зная как регулировать пластиковые окна, что-то подкручивает, а в результате не закрывается окно.

самоуправство – превышение своих полномочий, желание навести порядок у других на свое усмотрение. Человек, считая, что он лучше знает, как регулировать, пытается влезть, например, в отношения между людьми. Вместо налаживания идет вмешательство и еще больший разлад.

нетерпеливость, поспешность – «чего тут ждать, надо быстрее». Когда человек жаждет быстро навести порядок, проявляет нетерпение, то не может найти ту меру, которая в данной ситуации была бы оптимальной. Так, для того, чтобы отрегулировать температуру воды под краном, необходимо медленно поворачивать вентиль и какое-то время подождать чтобы вода стекла, а если дергать, то отрегулировать – получить воду оптимальной температуры не получится.

Возможны и другие причины.

4. Ошибочное представление о регулировании и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Регулировать – значит, вмешиваться в дела людей, ставить всех на свое место».

Примечание. Вмешательством налаживания не добиться. Налаживание достигается договоренностями, исправлением своих ошибок, например.

Регулировать – значит приводить в порядок, налаживать.

«Регулировать – значит обязательно только запрещать».

Примечание. Регулировка не состоит только из одного инструмента. Есть повышение и понижение, разрешение и ограничение и т.д.

Регулировать – значит обозначать границы, в пределах которых можно действовать, чтобы снизить вред и оптимизировать работу. Например, регулировщик показывает когда и в какую сторону можно ехать, а водитель определяет маршрут следования.

«Отрегулировать – значит полностью переделать человека или процесс».

Примечание. Процессы регулировки не подразумевают переделки и глобальных изменений.

Отрегулировать – значит наладить процесс, скорректировать, привести его в норму.

5.1. Что дает человеку умение регулировать

  • Управление ситуацией. Возможность все вовремя скорректировать.

  • Налаживание работы (своей и коллектива).

  • Налаживание отношений с людьми. Отсутствие конфликтов.

  • Возможность сделать условия жизни и работы более комфортными (когда тепло, светло, свежо, просторно, уютно).

  • Создание порядка в сложных ситуациях и поддержание его (не допуская кризиса).

  • Возможность сделать жизнь более безопасной, предсказуемой.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека регулировать

  • Благоприятное развитие ситуации.

  • Налаживание быта, условий работы.

  • Более быстрое решение сложных ситуаций.

Закон регулярности

1. Формулировка закона

Закон регулярности: происходящий с установленной периодичностью дает повторяемость.

2. Положительное понимание, которое способствует регулярности

«Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни, все вращается вокруг него» (Э. Делакруа).

«Внося регулярность в свою жизнь, мы привносим в нее благополучие, так как нет хаоса, все организованно, четко и ясно».

«Регулярно оттачивая свои умения, мы приобретаем устойчивые навыки, что дает возможность решать задачи любой сложности».

«Регулярность в питании обеспечивает нормальный ритм работы органов пищеварения, что положительно влияет на здоровье».

«Багаж знаний, как и объем воды в реке, увеличивается не столько в результате случайных паводков, сколько вследствие регулярных половодий» (А.С. Наданян).

«Лучшее, что может сделать для себя человек – это регулярно покидать зону привычного» (Р.Шарма).

«Регулярное обновление не позволяет застаиваться, дает возможность всегда быть актуальным, свежим, бодрым, жизнерадостным», и др.

3. Механизм формирования регулярности

Регулярным называют то, что происходит с установленной периодичностью.

Регулярность можно увидеть в различных сферах жизни человека и в природе:

— в определенных местах земного шара можно наблюдать регулярные землетрясения;

— популярные книги регулярно издаются новыми тиражами;

— технически сложные устройства требуют регулярного обслуживания;

— регулярно сменяются день и ночь, лето и зима;

— регулярно происходят приливы и отливы (вызваны притяжением луны);

— выплаты социальных пособий, пенсий, заработной платы носят регулярный характер;

— человеку требуется регулярный сон, питание и т.д.

Периодичность процессов и явлений в природе установлена ее законами. Например, периодические ветра (муссоны) наблюдаются в тропическом поясе. Зимой они дуют с суши на океан, летом – с океана на сушу. Они возникают из-за различий нагревания Северного и Южного полушарий летом и зимой.

Люди сами устанавливают периодичность процессов в своей жизни. Благодаря регулярности формируются положительные навыки, что ведет к качественным изменениям в человеке.

Например, регулярные занятия физическими упражнениями ведут к развитию физических способностей человека. Это происходит в результате повторных чередований работы и отдыха. Процесс тренировки строится так, чтобы эффект текущих занятий «наслаивался» на эффект от предыдущих. Это вызывает адаптационные перестройки в организме. Слишком большие перерывы снижают эффект от занятия спортом.

Зачем нам нужна регулярность? Какая от нее польза?

Если сумел привнести регулярность в свои дела, то не нужно каждый раз, когда к ним приступаешь, мотивировать, убеждать себя в их необходимости. Просто понимаешь, что настало время их продолжить (это уже как норма).

Периодически занимаясь одним и тем же, человек лучше начинает в этом разбираться, глубже вникает в суть, ищет нужную информацию, единомышленников. На этом построено обучение.

Регулярность является одним из важнейших факторов достижения целей. Благодаря регулярности делаются открытия. Когда находят то, что искали, то получают новые возможности для дальнейшего роста (и своего, и деятельности, которой занимаются). Если бы ученые, экспериментаторы останавливались после первой попытки, то люди сейчас жили бы в условиях прошлого.

Постоянство в обретении навыков (регулярное применение на практике) позволяет человеку становиться более эффективным. Каждый раз человек в какой-то степени «улучшается» и таким образом движется вперед, развивается. Одно дело человек с умениями и опытом работы один год, другое дело – человек с многолетним стажем и огромным багажом.

Регулярность позволяет достигать больших результатов, чем единовременное приложение усилий. Какими бы большими эти усилия не были, после того, как они были осуществлены один раз, движение вперед прекращается. А в случае регулярного приложения усилий имеем возможность двигаться вперед непрерывно.

Периодическое приложение усилий дает возможность людям, у которых нет от рождения необходимых качеств и начавшим их приобретать, быть наравне с теми, кто ими уже обладает. Это называется – когда человек берет трудом то, что другому дано от природы.

Если регулярность действий нарушается по какой-либо причине, человек вынужден прилагать много усилий, чтобы наверстать упущенное. Но если регулярность не будет восстановлена, то эти кратковременные, спонтанные усилия обычно ни к чему не приводят.

Например, затеял человек тренировки, месяц-два продержался и «сдулся». Или, принял решение регулярно делать уборку в мастерской, но в какой-то момент пустил все на самотек. Договорился в друзьями помогать товарищу в ремонте и постепенно вышел из дела, подведя всех.

В таких ситуациях человек себя просто «успокаивает» обстоятельствами. Происходит это потому, что человек отказывается от своих принятых решений, приоритетных задач в пользу отвлекающих от главного, сиюминутных, часто малозначимых дел. Для этого есть «замечательные» оправдания: «Навалилась куча дел», «У меня нет настроения», «Важное дело не пострадает, если пропущу один раз…» и т.д. И вот уже приоритеты изменились.

Из этого можно сделать вывод, что если что-то не делать регулярно – это значит не заниматься этим делом серьезно. Например, если ходишь на тренировки время от времени – значит ты не являешься спортсменом, если уделяешь ребенку время лишь иногда – значит не занимаешься им.

Чтобы появилась регулярность в приоритетных делах, необходима осознанность, то есть понимание, что и зачем ты делаешь. Если периодически заниматься чем-либо неосознанно, то это превращается не в регулярность, а в рутину.

Многие умения и навыки не осваиваются «наскоком». Их невозможно освоить за один день. Например, чтобы научиться излагать свои мысли, необходимо заниматься этим постоянно, регулярно, на протяжении продолжительного времени, возможно всю жизнь.

Регулярность можно сравнить с каждодневными шагами к достижению цели. Это шаги могут быть большими, когда время и состояние позволяет, а могут быть и маленькими, если человек решает другие проблемы. Но самое главное – шаги должны происходить с установленной периодичностью. Эту периодичность человек задает себе сам.

Перед человеком стоят две казалось бы противоположные задачи:

первая – дисциплинировать себя, не останавливаться в достижении поставленных задач. На примере спорта знаем, что преодолевать дистанцию тяжело, но еще тяжелее вернуться на дистанцию, если сошел с нее.

вторая – «не надорваться» в процессе решения поставленной задачи, не накопить усталость, которая может сделать любимое дело неинтересным и даже неприятным. Поэтому надо делать остановки, чередовать нагрузку с отдыхом, иначе на восстановление может понадобиться больше времени, чем на кратковременный отдых.

В различных делах человек назначает себе разный ритм. Руководствоваться при этом необходимо принципом «отсутствия вреда».

Например, пищу лучше принимать в одно и то же время. Между приемами пищи не рекомендуется ничего есть, иначе нарушается ритм работы органов пищеварения, что наносит вред здоровью. Периодичность питания каждый устанавливает себе сам, но нужно понимать, что и слишком редкое, и слишком частое питание (любая крайность) не приносит пользы. В отдельных случаях, например, при определенных заболеваниях требуется более частое питание, но это не является крайностью, а только необходимостью.

Другим примером может служить помощь родственникам: бабушкам и дедушкам. Определяя, как часто их надо навещать, учитываем: как, с одной стороны, помочь им, а с другой – не докучать им «повышенным вниманием и заботой», каким временем на это располагаем и т.д.

В любом случае при установлении периодичности необходимо оценить эффект. Если перерыв в регулярных действиях больше, чем нужно, то он проявит себя в угасании результатов, в отсутствии подкрепления. Это все равно, что раз в полгода поливать комнатное растение, которому полив нужен еженедельный. Растение просто засохнет и погибнет. Или, если собаку учить команде, например, раз в два месяца, то такое обучение сведется на нет. И, наоборот, если перерыв слишком маленький (частая регулярность), то по ряду признаков будет видно и это. Отсутствие должного промежутка времени скажется на желании, интересе, качестве, возможности восстановления и получении результата. Полученная таким образом «монотонность» (почти беспрерывность) резко снизит эффект.

В некоторых вопросах частая регулярность – жизненная необходимость. Например, сердце бьется довольно часто, чтобы обеспечить необходимый для жизни кровоток. Но и повышенный уровень сердцебиения, как и пониженный – тоже показатель отклонения, нездоровья.

Исключение, возможно, составит лишь процесс мышления. Некоторые люди считают достижением то, что могут думать с частой регулярностью в отличие от тех, кто делает это только «по случаю». А думать нужно не с периодичностью, а всегда! Постоянно! Если бы люди так и делали, не было бы проблем, которые имеем, все было бы понятно и ясно каждому, жили бы все совсем по-другому – намного лучше.

Также необходимо помнить о том, что все наши действия требуют периодической корректировки, то есть необходим регулярный анализ и корректирование в ходе нашего движения вперед. Кто-то это делает ежедневно, кто-то раз в неделю, а некоторые – только при возникновении проблем.

На многих примерах можно убедиться в необходимости регулярности в жизни:

— если автомобиль регулярно не обслуживать, то со временем он сломается;

— если не оплачивать регулярно коммунальные услуги, то могут отключить воду, газ, электроэнергию;

— если регулярно не выходить на работу, можно ее лишиться.

Человек не может заниматься всем, чем хотел бы. Наш ресурс ограничен как по времени, так и по физическим возможностям. Поэтому очень важным становится вопрос выбора приоритетов. «Чем необходимо заняться в своей жизни на регулярной основе?» «Что для меня важно и составляет основные цели в жизни?» Каждый сам отвечает на эти вопросы.

Нельзя сказать, что никто не знает, что такое регулярность и как этому научиться. Практически все регулярно чистят зубы, регулярно питаются, спят. То есть на уровне повседневного бытового применения практически каждый освоил это умение.

Необходимо понимать, что первоначально приходится прилагать усилия, чтобы научиться трудиться на регулярной основе – «мы работаем на регулярность». Позже это становится легким и дает свои плоды – «регулярность работает на нас».

Что препятствует регулярности?

Формализм. Человек, не стремящийся понять суть того, что он делает, неспособен достичь результата. Периодически повторяя лишь одну форму, невозможно приобрести навык. «Регулярное посещение гаража не способно сделать человека шофером» (А. Швейцар).

Неорганизованность. Нежелание научиться рационально распределять свои дела приводит к тому, что человек занимается необходимым делом эпизодически «когда позволяет время и ситуация».

Выгораживание, оправдывание. Человек, объясняющий свои неудачи сложившимися внешними обстоятельствами, не берет на себя ответственность за свои «промахи» и не предпринимает реальных шагов, чтобы добиться регулярности в нужном деле.

Максимализм. Зацикливаясь на том, что дело должно быть сделано «безупречно», человек не ценит результатов регулярного приложения усилий. Он не видит тех малых улучшений, которые происходят в следствие регулярных занятий делом, постепенно разочаровываясь в нем. Это приводит сначала к нерегулярности, а затем к отказу от выбранного дела.

Соблазны, влечение. Влечение к праздности, лености: телевизор, Интернет, желание вкусно и много поесть, ничего не делать отнимают у человека и так ограниченное время. Отсутствие времени делает невозможными регулярные занятия разумными делами. Получается ими заниматься лишь эпизодически время от времени. Но если делом надо заниматься каждый день, а человек им занимается раз в месяц, то это не дает эффекта.

Чрезмерность. Если ежедневно надрываться даже в самых правильных и разумных делах, то со временем наступает усталость, и человек может перестать периодически прилагать усилия в выбранном направлении.

Возможны другие причины.

4. Ошибочное представление о регулярности и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Регулярность – это любое механическое повторение действий, неважно с какой целью».Регулярность – это периодическое осознанное повторение необходимых действий.
«Регулярно – значит обязательно часто».Делать что-либо регулярно – значит делать с установленной периодичностью.

5.1. Что дает человеку регулярность

  • Достижение устойчивых результатов.

  • Стабильность, организованность в разных сферах жизни.

  • Наработку навыков и опыта.

  • Укрепление воли.

  • Регулярность в освоении профессии позволяет стать хорошим специалистом.

  • Регулярность в приложении усилий развивает такие качества, как постоянство, неотступность, твердость.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека регулярно выполнять необходимые действия

  • Легкость во взаимодействии с человеком (не надо напоминать ему об очередном действии и подталкивать). Особенно важно это в общих делах и в семье.

  • С таким человеком не страшно браться за дело. Раз он регулярно выполняет его, то он постоянен в этом, а значит, есть уверенность, что он его не бросит.

  • С таким человеком есть уверенность в освоении нового, так как он готов неотступно следовать намеченным планам.