Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7

Закон любезности

 

  1. Формулировка закона

Закон любезности: приветливое и учтивое отношение к окружающим дает миролюбие. 

  1. Положительное понимание, которое помогает быть любезным

«Как маленькая пробка закрывает большую бутылку, так небольшая любезность усмиряет большое недовольство» (К. Мадей).

«Любезность – это услуга без услужливости» (В. Кротов).

«Самыми любезными людьми бывают те, которые всего меньше оскорбляют чужое самолюбие» (Жан де Лабрюйер).

«Любезность, как известно, стоит дешево, а ценится дорого: учтивостью ты инвестируешь в будущее» (Артуро Перес-Реверте), и др.

  1. Механизм формирования любезности

Возможно, кто-то скажет, что любезность – это что-то из прошлого, из эпохи фраков и кринолина. И о какой любезности можно говорить в наш стремительный век технического прогресса?! Однако,  определение говорит, что любезность – приветливое и учтивое отношение к окружающим. Разве может устареть приветливость? Разве может выйти из моды уважение и внимательное отношение к другому?

У любезного человека совершенно естественно проявляется желание помочь человеку, безвозмездно оказать ему услугу. Например, такой специалист не выпроводит посетителя, который пришел «не по адресу», а постарается договориться о его приеме с нужным специалистом и даже проводит к нему в кабинет.

Любезный человек всегда рад, открыт к общению, он старается опираться на положительные качества людей. Любезный человек легко может погасить конфликтную ситуацию добрым словом, потому что учтиво обращается с людьми, с уважением. От проявления любезности зло может просто «рассыпаться в прах». Например, когда одна женщина попросила пропустить к барьеру ребенка, чтобы он смог увидеть представление, стоящая в первом ряду дама довольно грубо ей ответила: «Вы что, думаете, что я самая крайняя?!» На что первая сказала: «Нет, я думала, что вы самая добрая». Конфликт был исчерпан, не успев начаться, ребенка пропустили вперед.

Иногда любезность «открывает двери», которые в подобных ситуациях обычно закрыты. Например, фронт-офис (место, где непосредственно работают с клиентами) является лицом компании. Обычно там работают молодые, энергичные, «продвинутые» сотрудники. Когда среди них вы видите одну пожилую женщину пенсионного возраста, несовременно одетую, это кажется странным. А когда узнаете, что она работает не просто с клиентами, а с VIP-клиентами – странно вдвойне. Однако, если немного понаблюдать за тем, как она общается со своими клиентами – все становится понятным. Каждого она знает по имени и отчеству, она помнит об их близких и интересах, о которых шла когда-то речь. Она всегда улыбается, приветлива. Она позаботится, чтобы человеку было удобно. Ей не составляет труда встать и усадить на стул человека, с которым пришел клиент, и даже проводить его до выхода по окончании приема. И это все она делает легко, совершенно искренне и с радостью. Понятно, что люди уходят от нее более радостными, счастливыми и спокойными.

Любезность всегда стремится к доброжелательности и миролюбию. Она способна сохранить от развала семью. Если хоть один в семье способен оставаться любезным в сложных ситуациях (сохранять уважительное, почтительное отношение, расположенность к человеку), он не будет поддерживать конфликт, а постарается понять другого. Он найдет нужные слова или действия, чтобы дать понять, что даже в такой ситуации близкий человек любим, и что вместе всегда можно найти приемлемый выход из любого затруднения.

Иногда любезностью люди пытаются прикрыть свой страх, корысть или угодничество. Такая «любезность» фальшива, она лишь может оттолкнуть человека, вызывая неприязнь и нежелание общаться. Главный ключ к любезности – это искренность. Без нее ничего вышеперечисленное работать не будет. Только искреннее желание сделать человеку приятное, понять, оказать содействие будет любезностью. Трудно ли это? Может быть не так, как иногда кажется.

Разве трудно придержать дверь в подъезде для выходящей девушки с коляской? Разве трудно встретить на пороге супругу с сумками, полными продуктов? Разве трудно отметить удачную стрижку коллеги или спросить, почему сегодня он выглядит озабоченным? Разве трудно поинтересоваться у ребенка о прошедшем школьном мероприятии, понаблюдать за новичком на работе, понять, в чем у него сложность и дать нужный совет? Разве трудно, разговаривая с человеком, слушать его, а не отвлекаться поминутно на смс в телефоне? Разве трудно первым поздороваться с соседом, сказать спасибо уборщице, которая убирает ваш подъезд, помочь пожилому человеку забраться на ступеньку автобуса?

Если быть внимательным к окружающим, несложно заметить, когда кто-то попал в затруднительную ситуацию и оказать ему посильную помощь. Например, увидев, что прохожего обрызгал проезжающий автомобиль, сказать несколько добрых слов и предложить ему влажную салфетку. Будучи внимательными к людям, несложно запомнить какие-то их особенности и учитывать их при общении. Например, если вы знаете, что один ваш знакомый, принимая пищу, категорически не пользуется вилкой, совсем не сложно исключить ее из его столовых приборов, если он пришел к вам в гости. Или, если вы знаете, что вашей кошке уже сложно жевать жесткую пищу, совсем не сложно мелко порезать мясо, которое вы ей даете.

Возможно, кто-то скажет, что все это несущественные мелочи. Но из этих «мелочей» складывается наша жизнь! И если мы будем любезными к окружающим, если мы будем стараться быть с ними приветливыми, внимательными и уважающими, мир вокруг может «заиграть совсем другими красками». Потому что любезностью своей человек дает знать людям, что он им не враг, что он настроен только миролюбиво. А в ответ на любезность и люди, и животные, и все живое отзывается добром и благодарностью. 

Ошибки, которые мешают быть любезным

Озабоченность. Когда человек погружен в свою проблему, он не замечает окружающих с их заботами, проблемами и интересами. В таком состоянии он не может быть любезным с другими, ему не до них.

Высокомерие. Если человек ставит себя выше другого, он может думать, что не все достойны, чтобы он был с ними приветливым и учтивым.

Формализм. Когда человек думает, что он должен лишь выполнять свои обязанности, а быть любезным он не обязан, он не будет стараться быть таковым.

Нетерпимость. Если человек не способен принимать людей с их недостатками, он будет делать акцент на них, а не на положительных качествах. Видя только недостатки, сложно быть любезным.

Лицемерие, двуличность. Когда внешнее проявление приветливости и внимания к человеку лишь прикрывают истинные неблагожелательные намерения, долго быть любезным не получится, так как невозможно постоянно притворяться, кроме того, в таком поведении другими чувствуется неискренность и фальшь. 

  1. Ошибочное представление о любезности и положительное понимание термина 
Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Любезный человек – приторный и неприятный».Любезность – это проявление приветливости, участия, искренней заинтересованности в другом человеке, поэтому она приятна людям.

Если же вы чувствуете что-то неприятное, значит,  скорее всего это лесть или угодничество, принимаемые ошибочно за любезность.

«Любезность – это устаревшее понятие, сейчас она не актуальна».Любезность – положительное качество, которое способствует мирному сосуществованию людей.

Все выше приведенные проявления любезности несут добро, доставляют человеку радость, имеют отклик у людей, поэтому будут актуальны во все времена.

«Любезность – это лишь хитрый способ получить от человека то, что нужно».Любезность всегда искренна. В корыстных целях люди могут лишь притворяться любезными. Рано или поздно этот обман становится очевидным для всех.

5.1. Что дает человеку умение быть любезным

  • Такой человек, как правило, окружен доброжелательными к нему людьми. Он редко подвергается чьим-то нападкам, так как в ответ на любезное поведение люди скорее отвечают добром.
  • Любезный человек скорее других может рассчитывать на помощь окружающих в сложных ситуациях, ведь люди умеют быть благодарными за оказанные услуги и доброжелательное отношение.
  • Любезному человеку не грозит одиночество. Своей искренней заинтересованностью, желанием помочь он притягивает к себе окружающих.
  • В его жизни много радости. Тем, что он старается видеть в окружающих, прежде всего, положительные качества, он побуждает людей именно такие качества проявлять в общении.

 

5.2. Что дает окружающим людям любезность человека

  • Со стороны такого человека другие ощущают заботу и внимание.
  • В любом коллективе такие люди помогают сохранять мир и доброжелательность, помогают избегать конфликтов.
  • Любезный человек может бескорыстно оказать нужную услугу, содействие в решении проблемы или задачи.
  • Такие люди могут помочь окружающим посмотреть на мир «другими глазами», поверить в добро и искренность.