Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон лекции

1. Формулировка закона

Закон лекции: передача информации на определенную тему дает знание.

2. Положительное понимание, которое помогает читать лекции (передавать информацию на определенную тему)

«Лекция – это один из основных способов передачи знаний и опыта».

«Умение читать лекции на определенные темы позволяет распространять важную и ценную информацию».

«Чтение лекций в учебных заведениях даёт ученикам (студентам) знания, которые являются основой для будущей профессии», и др.

3. Механизм формирования умения читать лекции

Читать первые лекции начали очень давно. Ещё Сократ (469-399 до н.э.) и Платон (427-347 до н.э.) в своей педагогической деятельности для донесения информации использовали форму диалога. Но в то время науки были слабо развиты, научных фактов было мало, и это восполнялось обилием красноречия.

Основой преподавания лекции стали в средневековье в Западной Европе. Книги в то время были роскошью, и основным способом передачи информации и знаний были лекции.

Прошло много времени, но и сейчас основу преподавания составляет чтение лекций. Хотя казалось бы, информации вокруг очень много, и лекции потеряли свою актуальность. Но нет, как раз избыток информации определяет ценность лекций. Ведь такая подача даёт базу знаний, опору и направление для поиска именно нужной информации.

Лекции ассоциируются исключительно с учебными заведениями, но это не так. Передача информации на определенную тему может осуществляться в разных сферах жизни:

— на работе (передача знаний от более опытного сотрудника новичку, проведение инструктажа, обучение работе с оборудованием, ознакомление с технологическим процессом и т.д.);

— дома (передача знаний от старшего поколения молодому и наоборот – к примеру, объяснение принципов работы различных современных устройств, как пользоваться);

— в интернете (чтение лекций на различные темы, актуальные для общества, к примеру, о вторичном использовании отходов);

— при освоении человеком любой деятельности, которая начинается с теории.

Да и сами лекции претерпели изменения со времен средневековья. Сейчас устную речь можно дополнить визуальными образами, схемами, графиками с помощью современной техники (проекторов, мониторов и прочего).

Чтобы научиться читать лекции, необходимо уметь передавать информацию на определённую тему. Для этого необходимо:

1) Самое важное – это изучить тему, разобраться в ней. Лектор должен понимать ту информацию, которую хочет донести до слушателя.

«Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню» (Цицерон Марк Туллий (древнеримский политический деятель, оратор и философ, 106 до н. э. — 43 до н. э.)).

2) Передача информации должна быть структурирована. То есть текст должен иметь начало (вступление), середину (основное содержание) и окончание (итоги, выводы).

«Мой способ чтения лекций очень прост; сначала я говорю, о чем я буду говорить; потом говорю это; а под конец говорю студентам, о чем я им говорил» (Хилари Беллок (писатель, историк, 1870 — 1953гг.)).

3) Текст лекции должен быть содержателен. То есть информация должна быть по теме, содержать аргументы, примеры, раскрывать тему для слушателя со всех сторон. При этом содержательно — не значит обязательно очень много, можно лаконично и ёмко.

«Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят» (Франсуа Фенелон (французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов, 1651 – 1715 гг.)).

Подготовка такой лекции требует времени и основательного подхода.

«На подготовку 10-минутной речи мне нужна неделя; на 15-минутную — три дня; на получасовую — два дня; а часовую речь я могу произнести хоть сейчас» (Томас Вудро Вильсон (28-й президент США)).

4) Излагать мысли следует простым и понятным языком.

«Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли» (Люси Маллори (американская публицистка, издательница и просветительница, 1846 – 1920 гг.)).

«Ясность — главное достоинство речи» (Аристотель).

5) Полезно подключать зрительное восприятие слушателей (слушателя), использовать иллюстрации, слайды, макеты, дополнять изложение примерами из жизни. Образное изложение текста упрощает восприятие и усвоение информации.

«Образное изложение делает предмет речи видимым» (Цицерон Марк Туллий).

6) Важно, чтобы у лектора был живой интерес к той теме, которую он раскрывает. Без интереса речь становится «мертва». Когда лектор сам горит темой, то он может «зажечь» интерес у слушателя.

Таким образом, лекция – форма передачи информации слушателю таким образом, чтобы он понял её, и это дало ему знания.

Ошибки, мешающие проводить лекцию

Безграмотность. Человек пытается передать информацию без понимания темы, без осознания структуры и логики формирования лекции.

Болтливость. Человек считает, что чем больше слов, тем лучше, отвлекается от основной темы, излагает много лишней информации – «воды». Кто-то читает лекции из желания «просто поговорить». Такая информация для слушателя бесполезна и утомительна.

Скупость. Человек не готов делиться своими знаниями либо излагает их очень ограниченно, чтобы слушатель не мог их усвоить. Человек считает, что это повышает его ценность и ценность его знаний.

Заумствование, замысловатость, умничанье. Человек хочет продемонстрировать своё преимущество в знании предмета. Добавляет в текст много специфических терминов, сложные речевые обороты. Но в итоге пользы от такой подачи информации нет ни лектору, ни слушателю.

Косность, категоричность. Человек не проявляет гибкости в формате и структуре передачи информации. Сама тема может устареть или наоборот дополниться новыми данными, а человек не видит необходимости в актуализации информации.

Лень, недобросовестность, формализм. Нежелание разбираться в теме, нежелание действительно качественно передать информацию, чтобы она была доступна и понятна для понимания. «Лишь бы как-то, лишь бы что-то рассказать», а принесет ли это знание, тем кто слушает – не имеет значения.

Могут мешать другие ошибки.

4. Ошибочное представление о лекции и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Лекция – это процесс, в ходе которого записи профессора преобразуются в записи студентов, не проходя через чей-либо мозг» (Р. Ратбун (американский физик, 1914-2000 гг.)).

«Лекция – это формальная передача информации, которая так же формально воспринимается слушателем и действительных знаний не даёт» («Пришёл на лекцию, посидел, послушал и ушёл ни с чем»).

Лекция – это целенаправленный процесс передачи информации, который возможен при активном, заинтересованном отношении лектора и  слушателей.

«Лекции – это форма передачи информации, которой может владеть только преподаватель. Для этого нужно иметь специальное образование; другой человек не сможет правильно и ясно передать информацию».

Лекция – это форма передачи информации, доступная тому человеку, у кого есть желание и необходимые знания по теме, которую он хочет раскрыть. Проведению лекций можно научиться.

5.1. Что даёт человеку умение читать лекции

  • Чтение лекций на определенную тему помогает человеку еще лучше в ней разбираться, структурировать свои собственные знания.

  • Развивает речь, учит излагать информацию просто, ясно и грамотно. Лектор развивает ассоциативное мышление, такие качества, как доходчивость, конструктивность, лаконичность.

  • Чтение лекций даёт возможность поделиться своими знаниями, передать опыт, быть наставником для других.

 

5.2. Что даёт окружающим людям умение человека читать лекции

  • Возможность получать знания, опыт, расширить кругозор.

  • Возможность окружающим людям понять и разобраться в теме. Зарождает интерес и желание окружающих развиваться и получать новые знания.

  • Человеку легче влиться в новые процессы (производственные, к примеру), получая необходимую информацию в полной мере.