Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7

Закон контраста

  1. Формулировка закона

Закон контраста: сопоставление противоположностей даёт усиление.

  1. Положительное понимание, которое способствует использованию контраста

«Кто умеет находить контрасты, не будет жить в серых буднях».

«Контраст делает объекты ярче. Они четко различимы и лучше видны».

«Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки» (Поль Сезанн, художник-живописец).

«На контрастах проявляется объем» (Билли Новик, музыкант).

«Контраст дает ясность и устраняет двусмысленность. Ведь когда написано «черным по белому» — это значит, что все понятно», и др.

  1. Механизм формирования умения создавать и применять контраст

Попробуем представить мир без контрастов. Блеклые фотографии и картины, еле видный текст, тусклое освещение… Не видно сильных различий между вещами и явлениями, нет четкости. Все однообразно и схоже. Вряд ли подобное привлечет чье-то внимание или кому-то поднимет настроение.

Другое дело — наличие контраста. Контраст усиливает восприятие. Благодаря существованию контраста мы четко видим разницу. У нас нет сомнений. Мы не ошибемся, что перед нами, как не перепутаем черное и белое.

Контраст возникает, когда сопоставляются противоположности. Например, чистое и грязное. И чем чище один или грязнее другой, тем больше контраст. Также когда сопоставляются вещи, у которых существует большая разница в каком-то качестве, свойстве. Например, машина со скоростью 110 км/ч совершает обгон машины, идущей со скоростью 40 км/ч. По сравнению друг с другом им будет казаться, что одна стоит на месте, а другая летит как самолет. Хотя, если бы машины ехали с небольшой разницей в скорости (обе медленно или обе быстро), такого контраста не возникло бы.

Когда сопоставляем, мы, по сути, ставим на одну плоскость определенные качества у разных предметов и сравниваем их наличие у одного и другого предмета. Понимание (видение) степени их отличия усиливает восприятие качеств обоих предметов. Рядом с грустным человеком веселый кажется еще веселее. Рядом с вруном честный будет сразу выделяться своей честностью. После ледяного даже теплое покажется горячим.

Иногда противоположности очевидны. Твердое является противоположностью мягкому. Доброе — злому. Общение — молчанию. Взлет — падению. А что будет противоположностью муравью? Зависит от того, какие качества муравья мы имеем ввиду. Если трудолюбивый, как муравей, то противоположное — лентяй. Если маленький, как муравей, то противоположным будет что-то большое, например, слон. Получается, что объекты, которые обладают многими характеристиками, мы противопоставляем по какому-то одному определенному признаку или по нескольким чертам. А полная противоположность муравью — это отсутствие муравья.

Когда человек наблюдает постепенный переход, как например, рост и развитие своего ребенка, то контраста не возникает. А вот когда мы видели ребенка друзей в 3 года, а потом приехали на его свадьбу через 25 лет, то эффект от увиденных изменений будет сильным. Ведь мы сопоставим трехлетнего малыша и 28-летнего юношу.

Но не обязательно так долго отсутствовать, пропуская столько важного и интересного. Можно просто абстрагироваться и представить, например, как начинали свою рабочую деятельность, были курьером. А сейчас возглавляем редакторский отдел. И тогда сильнее будет восприятие своего развития, прогресса.

А какую практическую пользу приносит нам существование контрастов? Зачем нужно их видеть, находить? А иногда даже создавать самому?

На контрасте мы лучше видим свойства и признаки, которыми обладают сопоставляемые вещи и люди. Повышается четкость. Поэтому мы сможем лучше различить и сделать правильный выбор. Например, человек попал в беду, и ему стали помогать два знакомых. Один все время сопереживал, вздыхал и охал вместе со страдающим. Второй был хладнокровным и рассудительным. Так как реальной помощи от хладнокровного было больше, то человек понял, каким он хочет быть.

На контрасте мы начинаем сильнее ценить то, что имеем или имели. Например, человек, идя по улице, промочил ботинки. В состоянии дискомфорта с мокрыми ногами добрался до работы. За день ботинки высохли. И когда он возвращался домой, то так радовался сухой обуви, как никогда раньше. Потому что сейчас он сопоставлял ее с утренней мокрой, и вечерняя сухая явно была лучше. По этому же принципу мы радуемся новым вещам. Не было вещи — есть вещь. Пока мы помним, как нуждались в ней. Пока сопоставляем свою жизнь «до» и «после» ее покупки, мы сильнее ценим ее наличие сейчас и испытываем счастье.

На контрасте лучше запоминается, усиливается работа памяти. Например, мужчина работает на производстве. А в один день, так как он знал английский, его попросили повозить иностранца, который приехал к ним на завод. Эту поездку по городу мужчина и через 5 лет помнил во всех подробностях. Куда заезжали, о чем говорили, что ели, какая была погода. При сопоставлении с его обычными рабочими буднями этот день был полной противоположностью, что усилило восприятие и день «врезался» в его в память.

На контрасте можно вернуть оптимизм и хороший настрой. Например, человеку начинает казаться, что его жизнь обыденна и неинтересна. Противоположность спокойной мирной жизни — это война и разруха. Представив такое развитие событий (можно посмотреть документальный фильм) и сопоставив его со своей жизнью, человек подумает, что не так уж все и плохо у него. Усиливается восприятие того хорошего, что окружает его сейчас. Ведь во время войны этого не будет.

На контрасте легче быть снисходительным к тому, что мы не в силах поменять или нам неразумно менять. Например, нам не нравится начальник своей неконкретностью, неопределенностью. А если посмотрим на начальника из соседнего отдела — все время ругает, унижает подчиненных. Определенно, что недостатки нашего малозначительны, можно отнестись к ним снисходительно, самому внося определенность в свою работу.

Можно найти еще много пользы, которая у нас есть благодаря контрастам. Получается, что, когда мы сопоставляем противоположное — ярче проявляются качества, которыми они обладают. Лучше видна разница между ними. Усиливается наше восприятие их отличимости. 

Что мешает видеть и применять контраст?

Безразличие, незаинтересованность. Когда человеку неинтересны вещи и люди, которые его окружают, то внимания на них он не обращает. А поэтому и сопоставлять их качества, свойства, признаки он не видит смысла. Видеть что-либо четко ему не нужно. Или, если человеку неинтересно донести до других людей необходимую информацию ярко, доступно, усилить важные моменты, то он и не будет применять прием контраста.

Зависть. Если человек только и видит, что кто-то значительно моложе, умнее, добрее, радостнее, что дом у кого-то намного больше, машина новее, солнце всегда светит на чей-то участок, то такое сравнение с недовольством и чувством ущербности называется завистью. Сопоставления с полезной целью (увидеть четкие различия, чтобы научиться новому, овладеть умением, порадоваться за других и т.д.) просто нет.

Лень. Когда нет навыка сопоставлять и нет желания этому учиться, то человек теряет возможность пользоваться приемом контраста.

Возможны другие ошибки.

  1. Ошибочное представление о контрасте и положительное понимание термина
Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Контраст — это сопоставление только чрезмерностей и крайностей».

 

На контрасте сопоставляются противоположные вещи. Одна из них может находиться в пределах нормы, быть нормой. Например, сравниваем противоположности: не только отчаяние и эйфорию (две крайности), но отчаяние и радость (крайность и норму); не только скупость и расточительство, но скупость и бережливость.
«Контрастировать друг с другом — значит воевать друг с другом, вести борьбу».

 

Примечание. В борьбе друг с другом или в конфликте две стороны сильно не отличаются друг от друга (обе «хороши»). А вот умение не вступить в войну или конфликт будет по сравнению с поведением другого (агрессивного) человека уже контрастом ему. Войне противоположен мир, глупости — ум и мудрость.

Контрастировать друг с другом — значит значительно отличаться от другого какими-либо показателями. Например, цветом (темный — светлый), поведением (культурный — некультурный), опытом (незначительный — огромный) и т.д.

 

5.1. Что дает человеку умение использовать (применять) контраст

  • Усиление отличимости, что помогает делать правильный выбор.
  • Четкое восприятие и понимание (происходящего, кто есть кто и что есть что).
  • Мотивацию к действию. Увидев разницу не в свою пользу, человек захочет улучшить свое.
  • Способность подчеркнуть, выделить необходимое, сопоставив его с противоположным.
  • Ясность и убедительность. Показывая что-либо на контрасте, человек сможет лучше объяснить то, что хочет донести.
  • Разнообразие в творчестве, когда используют контраст форм, фактур, цветов и др.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека использовать контраст

  • Четкое видение. Например, люди не понимают, что они неправильно живут, пока на контрасте не увидят, как можно правильно.
  • Лучшее понимание того, что им говорят.
  • Возможность видеть яркие, красочные картины, шедевры живописи, читать яркие, образные статьи, произведения литературы.