Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон комбинирования

1. Формулировка закона

Закон комбинирования: соединение элементов общим замыслом дает систему.

 

2. Положительное понимание, которое способствует комбинированию

«Если человек умеет комбинировать, то он получает больше возможности в выборе».

«Комбинирование разных методов помогает повысить их эффективность».

«Благодаря комбинированию удаётся достичь лучших сочетаний».

«Комбинирование даёт большое количество вариантов», и др.

3. Механизм комбинирования

Комбинирование – это соединение элементов в определенных соотношениях, расположение их в определенном порядке, соединение в различных вариантах согласно плану. Это построение какой-либо комбинации при помощи сочетания элементов группы.

Можно скомбинировать что угодно, если это соответствует замыслу.

Рассмотрим ситуации, где необходимо уметь комбинировать.

  • Сочетание цветов и текстур в дизайне и архитектуре. Например, существуют рекомендации о том, как скомбинировать цветы для изящного букета. Или как скомбинировать обои, чтобы помещение казалось просторнее, а потолок выше.

  • Композитор через комбинацию звуков рождает музыку.

  • Сочетание продуктов в кулинарии. Например, чтобы получить нужный вкусовой эффект, необходимо учитывать то, какие из продуктов подходят друг к другу, а какие нет, как сочетать ингредиенты, чтобы блюдо получилось, например, максимально питательным. Так же необходимо комбинировать между собой разные блюда на обед, чтобы они сочетались в комплексе.

  • Шахматные комбинации – это тактический прием в шахматах, позволяющий получить материальное или позиционное преимущество в партии или конкретных позициях, а также достигнуть поставленных целей («Виртуальная школа шахмат» Урок 66 Шахматные комбинации. https://schoolchess.ru).

  • Комбинирование разных приемов и методов в исследованиях. Например, в археологии найти древний город, поглощенный болотом или погребенный песками, помогает сочетание самых различных методов исследования: с помощью карты, космических снимков или с применением геодезических, электромагнитных и других приборов.

  • Комбинация разных приемов в спорте. В гимнастике, прыжках в воду и фигурном катании используют сочетание элементов для воплощения замысла выступления. В лечебной физкультуре, например, сочетание водных процедур с разумной физической нагрузкой применяется для наилучшего эффекта.

  • Менеджмент компании для эффективного контроля сочетает в работе различные типы мониторинга. Фирма всегда стремится выбрать такое сочетание использования ресурсов, материалов и времени, которое обеспечит ей минимальные издержки.

  • В производстве. Комбинирование – соединение на одном предприятии разных производств в виде последовательных ступеней обработки сырья или производств, играющих вспомогательную роль одного по отношению к другим.

  • и т.д.

 

Чтобы научиться комбинировать, необходимо:

1. Определить замысел. Именно с него начинается реализация идеи. Замысел – это задумка, определенная цель работы, результат, которого хочет добиться человек.

«Самое важное для меня – это замысел. С самого начала необходимо иметь чёткое представление о целом» (Анри Матисс).

Чем точнее сформулирована цель и четче, яснее человек видит конечный задуманный результат, тем понятнее, как его достичь.

Замысел лежит не только в основе работы архитекторов, конструкторов, писателей, режиссёров, организаторов (устроителей) и других специалистов, но и имеет место быть в повседневной жизни любого человека. Как и в далекие времена почти в каждом доме, например, шили одеяла из лоскутов, комбинируя их друг с другом, делали своим руками игрушки для детей, сочетая разные материалы (дерево, солому, нитки), так и сегодня люди комбинируют разные виды отделочных материалов, тканей, предметов интерьера и т.д.

Палитра замыслов человека очень многообразна. Кто-то ставит своей целью достичь гармонии (сделать гармоничным здание, интерьер или одежду). Кто-то хочет повысить скорость выполнения работ, уменьшить трудозатраты (на предприятии, в быту). У кого-то замысел увеличить прибыль своей компании или достичь мастерства в своем деле.

В любом случае замысел всегда будет определять подбор средств, материалов и других ресурсов для его воплощения.

Не забывать, что необходимо учитывать реальность выполнения замысла, чтобы не получилось так, что «хочу нечто такое, которое реализовать не знаю как».

2. Подобрать элементы. В зависимости от замысла, от конечного результата проекта выбираются элементы, которые будут комбинироваться. Именно те, из которых будет выстроена задуманная система. Для этого нужно представлять и заранее видеть результат соединения частей – то целое, что получится в итоге. Если нет полноты картины, то результата достичь сложнее.

Так, если шахматисту или спортсмену нужно получить преимущество в игре, он подбирает такие варианты ходов или приемов, сочетание которых поможет ему оказаться в удачном положении – даст большую вероятность выиграть. Конечно же, при подборе ходов просчитывается, что будет в итоге – в результате применения найденной комбинации, будет ли достигнута цель, реализован замысел (как будут реагировать соперники, как может пойти игра, возможные ситуации и т.п.).

Или, в стремлении достичь мастерства в любом деле, например, в том же вождении автомобиля, необходимо выстроить освоение деятельности таким образом и сочетать нужные действия так, чтобы действительно замысел был реализован (человек освоил вождение и смог самостоятельно ездить за рулем). Без обязательных элементов (знание правил дорожного движения и постоянной практики) достичь этого будет почти невозможно. Именно сочетание теории и оттачивания навыков на практике дает единство этих элементов, которые вместе работают на одну цель.

Элементы, которые будут комбинироваться, могут быть самыми разными. В дизайне одежды – это ткань и фурнитура; в архитектуре – строительные материалы и технологии; в кулинарии – продукты, специи, способы приготовления; в музыке – ноты и инструменты; на производстве – оборудование, технологии, сырье…

Количество элементов может быть небольшим, но умелое их сочетание может дать много вариантов-комбинаций. Например, существует ограниченное количество способов вязания на спицах, но комбинируя различные приёмы, можно получать множество совершенно разных рисунков.

Подбор элементов производится с учетом правил комбинирования. Эти правила комбинирования будут зависеть от особенностей замысла и сферы, в которой он будет реализован. Важно учитывать пропорции, меру использования, вес, фактуру, соответствие сезону, назначению.

Например, для написания музыки, приятной для восприятия необходимо учитывать правило гармоничного построения мелодии. Так, у композитора в основе гармонии оказывается мажоро-минорный лад («Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)» Гармонические стили композиторов. http://www.lafamire.ru).

В случае, когда замысел – максимальное удешевление товара с целью доступности приобретения без ущерба качеству, важен поиск компонентов с самой низкой стоимостью, не снижающих качество продукта. В данном случае применимо правило сочетания, при котором один элемент не вредит другому.

Так, в столовой, где средний чек сто пятьдесят рублей, проводят калькуляцию и составляют меню из таких блюд, для приготовления которых можно использовать ингредиенты с низкой закупочной ценой и сочетание которых не занизит питательную ценность, не испортит привлекательность по вкусовому критерию. Это позволяет удешевить стоимость обеда в целом и сделать его востребованным.

Или, для удешевления бытовой техники производитель использует материалы (пластик, металл) в таком соотношении, чтобы снизить стоимость товара, не потеряв ни в качестве, ни в функциональности продукта.

Чтобы дать человеку какую-то специальность, составляют план обучения. В него входят отдельные дисциплины, комбинация которых обеспечивает наилучшее сочетание знаний, которые лягут в основу получаемой профессии. Так, для приобретения специальности «учитель истории и обществознания» преподаётся комплекс предметов по Отечественной и Всемирной истории, «Педагогика», «Методика преподавания истории», «Теория государства и права» и другие. Также студенты проходят педагогическую практику.

В результате комбинирования должна получиться система – нечто единое, целостное. Появившаяся система должна быть рабочей, эффективной, действующей.

Например, тот же спортсмен, обдумав и соединив приемы в соответствии со своим замыслом (например, использовать свои сильные стороны для победы), получает комбинацию, которая оказывается очень эффективной – в разы увеличивает его шансы на успех.

В строительстве человек, используя соединение различных материалов с учетом замысла и правил сочетаемости этих материалов, получает, например, легкую, надежную и эстетичную конструкцию, которая выполняет задуманную функцию и радует глаз.

Соединяя усилия разных специалистов с целью преодоления, например, эпидемии, удается создать систему, которая эффективно решает поставленные задачи.

Для одних людей замысел несложен, главное  – найти, как его реализовать, что использовать, какие элементы соединить. А для других сам замысел оказывается смелым шагом. Им нужна смелость для того, чтобы посмотреть на вещи под другим углом, не побояться выйти из общих стереотипов («Такое никто не придумывал, такие материалы, приемы никто еще не комбинировал!»). Но такая решительность вознаграждается интересными и необычными задумками, которые все-таки воплощаются и радуют не только своих авторов, но и многих людей, становятся достопримечательностями.

Например, дом в форме рояля и прислоненной к нему скрипки был построен в 2007 году и с тех пор считается главной достопримечательностью Хуайнаня (Китай). По лестнице, расположенной в стеклянной «скрипке», посетители поднимаются в выставочный зал внутри «рояля» (источник: https://tranio.ru/).

Для исполнения замысла также необходимо:

1) Расширять кругозор и постоянно стараться пополнять знания из разных сфер, особенно в каких-то пограничных областях деятельности, чтобы иметь возможность подбирать разные варианты для комбинирования. Нужно уметь соединять и комбинировать нестандартные идеи и объекты. Это важная способность для создания инноваций и часть творческого мышления. Например, архитектор может обращаться к знаниям по биологии, чтобы использовать какие-то идеи в своей работе. Например, в Мексике в 2006 году, использовав природную форму, построили здание, повторяющее по форме раковину моллюска.

Для создания новых идей нужно научиться перегруппировывать, реорганизовывать и совершенствовать старые. Например, у владельца компании, которая продает чай, цель – получить новый вкус чая, которого еще не было у него в продаже. Он обсуждает с технологами заводов-производителей как можно скомбинировать определенное сырьё (с молодых кустов, с вековых деревьев, весенний, летний или осенний сбор) и технологии (ферментацию, прожарку), чтобы получить новый интересный вкус чая.

2) Стремиться к оптимальности. В каждой ситуации нужно учитывать соотношение усилий и отдачу от результата. Если какое-то сочетание не подходит по каким-то причинам, то можно искать более подходящий вариант сочетания, соответствующий замыслу, на текущий момент.

Исполнение этого дает в соответствии с замыслом наилучшее сочетание подобранных элементов.

 

Что мешает человеку комбинировать?

Некомпетентность, безграмотность. Отсутствие знаний, недостаточная осведомленность в вопросе может помешать обеспечить правильное сочетание. Например, если при разбавлении краски использовать неподходящий растворитель, то можно всё испортить.

Поспешность, торопливость. Может помешать воплотить замысел склонность все делать очень быстро, и будет выбрано «любое, главное быстро». Например, нужно купить шторы в тон к обоям, а в ближайшем магазине нет подходящего цвета (нужный материал обещали привезти через неделю). Покупаются те, что есть в наличии, чтобы быстрее повесить. В итоге замысел нарушен – новые шторы совсем не сочетаются с обоями.

Мелочность. Когда уделяется большое внимание деталям, а взаимосвязь, общий замысел и сочетание всего вместе не учитываются. В таких случаях говорят: «За деревьями леса не видит». Например, дизайнеру нужно было сделать рекламную вывеску на фасад, которая состояла из нескольких частей. Он сделал так, что отдельно эти части выглядели хорошо, а вмести – не сочетались.

Непредусмотрительность. Если не учитывать разные варианты развития событий, то могут возникнуть трудности. Поэтому лучше сразу иметь продуманный план. Например, если семья едет в путешествие в другой город, здесь замысел в том, чтобы охватить и посетить максимальное число интересных мест. Можно заранее составить варианты маршрутов на случай разной погоды. Если идет дождь – посещение музеев, если хорошая погода, то прогулки по городу. Или возможные комбинации на случай, если в течение дня погода изменится.

Могут мешать и другие причины.

 
4. Ошибочное представление о комбинировании и положительное понимание термина
 

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Комбинирование – это мошенничество».

 

Примечание. Мошенничество основано на хитрости и обмане.

Комбинирование – это сочетание оптимальных вариантов и способов, которые приведут к положительной цели.

«Если человек комбинирует – значит он отступает от основной линии, юлит и изворачивается».

Комбинирование – это учет всех вариантов и использование лучших их сочетаний.

 

5.1. Что дает человеку умение комбинировать

  • Гибкость. Умение находить новые подходы к решению вопросов – комбинация разных методов решения. «Он долго комбинировал, пока не нашел нужный вариант».

  • Возможность разрабатывать новые варианты продукции. Можно разработать, например, новое сочетание компонентов для пирогов и протестировать его, если будет спрос, то запустить в производство.

  • Целостное восприятие, активизацию мозговой деятельности. Например, человек может быстро представить поддоны кирпичей или блоков в виде дома.

  • Свободу выбора и маневра. Если человек может комбинировать из разных вариантов, он имеет возможность выбирать.

 

5.2. Что дает окружающим людям умение человека комбинировать

  • Творческие находки, решения, полезные для всех.

  • Экономию. Человек предлагает решения, позволяющие комбинировать имеющиеся ресурсы без покупки новых материалов.

  • Если в коллективе есть такой человек, то он будет востребован. Он сможет скомбинировать их способности для достижения общего дела и цели.

  • Если руководитель умеет комбинировать, он может организовать людей в группы с учетом их психологических особенностей, чтобы избежать возникновения конфликтов и улучшить взаимосвязь в коллективе.