Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон коллектива

Коллектив — это не какая-то безликая масса.

Он существует как богатство индивидуальностей.

В. А. Сухомлинский

1. Формулировка закона

Закон коллектива: объединение на основе положительных целей, задач дает единство.

2. Положительное понимание, помогающее создавать коллектив

«Если объединяться, то для чего-то хорошего».

«Вместе можно достигнуть больше, чем в одиночку».

«Общими силами скалы ворочают» (пословица).

«Что одному трудно дается, то коллективом легко берется» (пословица).

«Без коллектива и жизнь несчастлива» (пословица).

«Как бы талантлив человек ни был, но коллектив всегда умнее и мощнее» (Н. Островский).

«…В коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков… » (К. Маркс, Ф. Энгельс), и др.

3. Механизм формирования коллектива

В коллективы объединяются люди, млекопитающие, насекомые, птицы и другие представители животного мира. Имея общую цель даже на короткий отрезок времени, они образуют коллектив. Некоторые из них ведут общественный образ жизни (муравьи, термиты, пчелы, осы, шмели, волки, сурикаты и т.д.). Птицы селятся группами для взаимопомощи.

«Многие членистоногие объединяются в сообщества, например, ракообразные, такие как криль, омары. Некоторые креветки образуют сообщества, по сложности напоминающие сообщества общественных насекомых» (источник: http://cyclowiki.org/wiki/).

Любые живые организмы являются коллективами клеток. Молекулы и атомы – это тоже маленькие коллективы со своими задачами.

Коллектив — группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, потребностями, интересами.

Коллективы по количеству его членов бывают разные: состоящие из двух человек (семья, напарники по работе), имеющие в составе нескольких лиц и многочисленные (коллектив завода, концерна, общественного движения). Большой коллектив может включать в себя группы, подгруппы, отделы, подразделения, которые образуют его структуру.

Множество людей работают или живут вместе. Они могут быть коллективом, могут не быть. Могут также быть им периодически. Каким образом происходит формирование коллектива?

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации» (А.С. Макаренко). Необходимо поставить цель.

Если есть цель, но нет коллектива, можно собрать людей ради этой цели. Например, организовать группу волонтеров, чтобы почистить берег реки.

А можно посмотреть на коллективы, в которых находишься, и напомнить себе, зачем они существуют. Например, рабочий коллектив существует, чтобы на профессиональном уровне выполнять заказ общества (группа строителей качественно строит дом, коллектив школы учит детей, автоколонна перевозит грузы…), при этом реализовываясь, развиваясь и зарабатывая на жизнь. Когда человек понимает, какую пользу несет его работа, он ценит ее, старается делать ее все лучше и лучше, прилагает усилия для роста в этой сфере.

Цель коллектива может быть только положительной. Именно в этом случае у людей произойдет приобретение полезных качеств.

Так, клининговая компания имеет положительную цель – навести чистоту. Коллектив управляющей компании создается также с положительной целью – благоустройство подопечных домов.

Даже временные коллективы объединяются на чем-то хорошем. Например, на выходных семьи с детьми пошли в поход с целью дружбы и обучения походным навыкам. Или, человек отказывается от участия в корпоративе, не видя полезной цели, и выбирает другую деятельность, которая точно принесет пользу и ему, и окружающим.

Чем больше человек разделяет цели и задачи коллектива, тем крепче и устойчивее он будет в нем. Если цель важна для человека, то все препятствия он преодолеет, а если не так важна, то будет неустойчивым и отойдет от коллектива при небольшой трудности (например, не сложились отношения с кем-то).

Положительная цель, которую разделяют все участники коллектива — главная основа их единства. Для ее достижения коллектив ставит перед собой задачи, в соответствии с которыми для каждого человека определяется своя задача (чем он может быть полезен). Например, организовать, дозвониться, найти материалы, придумать дизайн. Через выполнение своей части общего дела идет взаимодействие друг с другом, налаживаются связи, которые скрепляют коллектив, помогают и дальше держаться вместе.

Если не забывать, для чего объединились, это помогает не отчаиваться и правильно понимать происходящее. Например, в семье подрастают дети, то дерутся, то мирятся. Родителям нелегко, все усилия кажутся бессмысленными. Но на самом деле в этой ситуации каждый чему-то учится, по сути, выполняет свою задачу. Дети развиваются через необходимость находить общий язык друг с другом, но пока без синяков и шишек у них это не получается: они учатся оценивать последствия своих действий и делать выбор. А родители развиваются в том, что учатся правильно воспринимать происходящее и каждый раз разбираться: временное ли это явление (кризисы роста, которые можно грамотно направлять) или тревожный звонок о том, что неуважение и ссоры уже становятся нормой (и затягивать нельзя). Если каждый в данной ситуации найдет верное решение, то единство семьи укрепится.

Объединиться – это не просто собраться вместе, а еще и потрудиться над тем, чтобы далее оставаться на этом пути. Коллектив ставит требования и налагает обязанности. От человека зависит, как он откликнется на них.

Принимая и выполняя обязанности, преодолевая своё «не хочу», необязательность и другие внутренние препятствия, человек продолжает свою деятельность в коллективе. Открыли люди свою мастерскую – теперь требуется дисциплина, постоянство, соблюдение договоренности, следование принятому решению: ходить на работу по расписанию, качественно обслуживать клиентов. Молодая пара решила объединиться в семью – теперь необходимо каждый день делать что-то и для другого человека, улучшать совместный образ жизни, оставаться интересными друг другу, а это труд (верность, обязательность, доброта, инициативность и многое другое). И этот труд вознаграждается тем, что люди не теряют интереса и уважения друг к другу и к общему делу, укрепляют доверие, хотят дальше жить и работать вместе. Положительные качества людей объединяют коллектив еще больше (вдобавок к общей цели).

Для каждого коллектива свойственен характерный ему положительный опыт – набор качеств, определяемый первоначальной целью этого коллектива. Чаще всего присоединяющийся к коллективу человек уже имеет подобный опыт, что и приводит его сюда (так обычно выбирают профессию, то есть, по сути, свой рабочий коллектив: хотел помогать животным — стал ветеринаром). Это такой опыт, который необходим для этой деятельности, и его дальнейшее укрепление помогает не уйти с этого пути развития.

Например, в коллективе научной лаборатории цель – делать открытия, изобретения. Идёт на этот путь человек, склонный к такой деятельности; в процессе работы его умственные способности возрастают, и он всё больше и больше закрепляется в данном коллективе и не бросает это дело, видя себя востребованным. Семья – это коллектив с целью заботы друг о друге. Чем больше члены семьи друг о друге заботятся и поддерживают, тем она крепче. Так люди объединяются всё больше и больше на основе общих положительных способностей, приобретенных здесь же.

Основной характерный опыт – это как ствол дерева. Но дерево не проживет без веток. Так и в коллективе нужно взращивать у себя другие качества, которые поначалу кажутся необязательными, но именно они спасают коллектив от разрушения, как и ветки, поддерживают жизнеспособность дерева, не давая ему превратиться в пень. Если «основной опыт» связан с главной целью коллектива, то сопутствующие качества связаны с задачами.

Например, мастер, помимо развития профессиональных навыков, учится быть приветливым и общительным, а иначе нет нужного контакта с окружающими (уметь контактировать с людьми – одна из его задач). И наоборот, члену семьи пришлось быть не только дружелюбным, но и приобрести умения по ремонту электрики и сантехники, чтобы быть полезным дома (задача – текущий ремонт своими руками). Таким образом, при условии приобретения всё новых и новых качеств у членов коллектива возникает еще больше положительных точек соприкосновения.

Для обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей людей нужны разные коллективы. Но наиболее ценными являются те, в которые объединяются люди на основе положительных идей с бескорыстной их реализацией (мотивом деятельности является польза окружающим без получения вознаграждения за это: зарплаты, похвалы, льготы, положения и т.п.). Приобретение через такую деятельность положительных качеств происходит намного эффективнее, так как нет ограничений и сдерживающих факторов. Именно на бескорыстной основе развитие человека происходит быстрее, человек раскрывается как личность в полной мере.

Ошибки, мешающие создавать коллектив, быть в коллективе

Корысть, эгоизм. На основе этих ошибок создаются вместо положительных коллективов отрицательные группы, например, преступные.

Замкнутость, самодостаточность. Человек, который не хочет общаться с людьми и живет сам по себе и для себя, задерживает свое развитие, потому что у него нет обязанностей, активность ниже, чем могла бы быть. Его качества не проявляются в полную силу, как это было бы в коллективе, и разрушаются за ненадобностью. То есть он думает, что в одиночестве он свободен и независим, а на самом деле отказывается от возможностей и ограничивает способности.

Незаинтересованность в дальнейшем развитии. Если люди в коллективе не приобретают положительный опыт, то коллектив исчезает (люди наскучивают друг другу и расходятся сами, либо происходит ликвидация коллектива — например, закрывают бесполезный отдел на производстве).

Сговор, раскол. Человек, исходя из своих отрицательных мотивов (отомстить за старое, унизить руководство и др.), привлекает на свою сторону других (у кого недостаточно убеждённости), чем разрушает коллектив, лишается его (человека увольняют, выгоняют или, не исправив своих ошибок, он уходит сам).

Склочность, придирчивость. Если человек цепляется ко всему, постоянно готов поссориться, он портит этим любое общее дело.

Отчаяние. Когда человек отчаивается из-за того, что в коллективе постоянно происходит что-то не так (неприятности, трудности, проблемы), он сгоряча может распустить коллектив или покинуть его.

Могут мешать и другие ошибки.

4. Ошибочное представление о коллективе и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Коллектив – это любая группа, которая вместе чем-то занимается».

Примечание. Не каждая группа является коллективом. Если цель отрицательная, то и опыт люди приобретут отрицательный.

Коллектив — это группа людей, которая решает положительную задачу.

«Коллектив – это люди, которые всегда работают (или живут) в одном помещении».

Коллектив – люди, объединенные одним общим делом.

Люди, являясь членами коллектива и выполняя свою часть работы, могут находиться в разных местах и даже не общаться друг с другом напрямую.

«Коллектив – это стадность, толпа, ограничение индивидуальности, подавление личности, потеря свободы».

Коллектив – организованная группа людей, объединенная положительной целью.

В коллективе развиваются способности, а значит, индивидуальность человека имеет больше возможностей проявиться с положительной стороны.

«В условиях действительной коллективности индивиды в своей ассоциации и посредством нее обретают вместе с тем и свободу» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

«Коллектив – это всегда большое количество людей».Коллективом могут быть два человека, если они объединились ради хорошей цели.
«Коллектив – это люди одного уровня (сотрудники, работники)».Коллективом являются участники разных уровней, задействованные в общем деле.
«Коллективом могут быть только люди».Коллективом может быть человек с животным (служебной собакой, лошадью, коллектив людей и зверей-артистов в цирке). В мире природы есть свои коллективы.

5.1. Что дает человеку коллектив

  • Интересное дело в жизни.
  • Развитие новых способностей.
  • Реализацию смысла жизни (повышение различения через выполнение задач в коллективе).
  • Защиту, помощь в трудностях.
  • Осуществление дел в короткие сроки, что под силу коллективу.
  • Хорошую компанию, друзей, которым можно доверять.

5.2. Что дает человек и коллектив, в котором он находится, другим людям (не членам данного коллектива)

  • Лучшее качество жизни (другие люди пользуются тем, что для них сделали коллективы — живут в домах, учатся в школах, пользуются различными услугами и т.д.)
  • Возможность обратиться за квалифицированной помощью.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс