Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон категории

1. Формулировка закона

Закон категории: объединение по общему признаку дает классификацию.

2. Положительное понимание, которое помогает выделять категории

«Объединение в категорию объектов, информации делает работу с ними проще и удобнее».

«Если объекты распределены по категориям, то их легко сравнить и найти различия».

«По принадлежности к определенной категории можно узнать о качестве изделия или услуги».

«Если в большом магазине товар распределен по категориям, то покупателю легко ориентироваться в торговом зале и можно быстро совершать покупки».

«Категория работника, специалиста показывает уровень его профессиональной подготовки».

«Правильное определение человеком категории, к которой он относится, избавляет от иллюзий относительно себя, помогает в принятии важных решений», и др.

3. Механизм формирования умения выделять категории

Ежедневно человек сталкивается с большим объемом информации. Для того, чтобы было легко и быстро обрабатывать, запоминать и применять имеющиеся (и вновь поступающие) сведения, можно их упорядочить, систематизировать. Например, распределить по категориям, то есть по группам.

Все, что существует, имеет отличительные признаки. По этим признакам можно определить (узнать, различить), что это за объект (явление, понятие), какими свойствами он обладает. У одних объектов признаки могут быть разными, то есть не иметь ничего общего. Другие, напротив, имеют схожие или даже совпадающие, одинаковые признаки. Именно такие объекты (явления, понятия) объединяются в категории.

Распределить по категориям можно практически все, что существует и имеет хотя бы один общий признак.

Например, есть категории работников: рабочий, служащий, руководящий персонал. Есть категории собак: ездовые, охранные, охотничьи, пастушьи, комнатно-декоративные и другие.

Выделяют нравственные категории: добро и зло, совесть, долг, достоинство, справедливость и другие.

Население по месту проживания делится на городских и сельских жителей; по материальному достатку – на малообеспеченных, со средним доходом, богатых; по возрасту – на детей, подростков, взрослых, пожилых людей; по социальной занятости – на работающих, безработных, пенсионеров и т.д.

Есть категории у товаров народного потребления: продукты питания, бытовая химия, мебель, посуда, хозяйственные, канцелярские и прочие товары.

Факты распределяют по категориям: необъяснимые, объяснимые, научно доказанные.

Спортсменов распределяют по весовым категориям…

Один и тот же объект можно отнести к разным категориям. Это зависит от того, с какой целью и по какому признаку происходит объединение. Так, взрослого человека, можно одновременно отнести в категорию предпринимателей, многодетных, покупателей, садоводов-любителей, собаководов, любителей истории и в другие категории. А редис – в категорию овощей вместе с капустой и огурцом; в категорию по цвету – с вишней и красной шапкой (красные); в категорию по вкусу – с горьким перцем (горькие).

Распределение объектов по категориям упрощает их поиск, дает представление о том, с чем имеешь дело, помогает сделать выбор и т.д.

Например, в библиотеке книги распределяют по тематике. Библиотекарь легко найдет нужную книгу, определив, к какой категории она относится (научная, учебная, историческая, для детей и т.п.).

Или, при выборе гостиницы человеку достаточно получить информацию о количестве звезд и ему становится понятно наличие услуг и уровень обслуживания.

Если человек мыслит такими категориями, как разумность, долг, совесть, ответственность, то у него появляется способность различать качества и пороки, и это, в свою очередь, влияет на его выбор.

В зависимости от цели или ситуации у рассматриваемого объекта выделяют нужный признак и по нему объединяют в группу или категорию. Комбинации объединения при этом могут быть разные.

Так, когда учат ребенка различать цвета, то разные предметы объединяют в одну группу таким образом, чтобы они были одного цвета, но по другим признакам отличались. Таким способом акцентируют внимание малыша на цвете и в то же время расширяют кругозор за счет разноплановости предметов.

Очень важно точно выделять и различать имеющиеся у явлений и понятий признаки.

К признакам относятся свойства, показатели, характерные знаки, отличительные черты, по которым можно распознать и идентифицировать что-либо. Например, признак агрессивности – нападки; признак дисциплинированности – своевременное выполнение намеченного; признак жилого помещения – пригодность для проживания; признак морских животных – обитание в море; признак травоядных – питание пищей растительного происхождения и так далее.

Если при сравнении разных объектов увидим общее, то их можно объединить в одну категорию с последующей классификацией.

Например, существует классификация возрастных периодов детей от рождения и до 18 лет, которая включает шесть категорий по возрастному признаку – новорожденный, младенец, ясельный возраст, дошкольный период, младший школьный и подростковый возрасты.

Автомобильные дороги подразделяют на разные категории, например:

— по признаку «значение дороги»: федерального, регионального, местного значения и частная дорога,

— по признаку «условия движения и доступа к ним»: автомагистрали, скоростные и обычные.

Знание категории дороги помогает водителю соблюдать правила, установленные для проезда транспортных средств по данному виду дороги, а значит, благополучно добраться до места назначения.

Классифицирование куриных яиц происходит по двум направлениям: по весу (признак – масса яйца) – высшая, отборная, первая, вторая и третья категории; и по степени свежести (признак – количество дней после снесения) – категории диетическое (до семи дней) и столовое (до двадцати пяти суток). Категория яиц влияет на их стоимость.

Всем известна Красная книга России, содержащая такую категорию представителей животного и растительного мира, как редкие и находящиеся под угрозой исчезновения. Но даже занесенные в этот список животные и растения подразделяются еще на категории, дающие представление о состоянии численности каждого вида на данный момент:

0 — ВЕРОЯТНО ИСЧЕЗНУВШИЕ: виды, известные ранее на территории района и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных в течение 100 лет, для позвоночных — 50 лет). К таким видам относятся чернобрюхий глухарь, тюлень-Мономах, полосатая гиена и другие.

1 — НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ: виды, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть. Это красный волк, морж атлантический, беломордый дельфин, амурский тигр, дальневосточный леопард…

2 — СОКРАЩАЮЩИЕСЯ В ЧИСЛЕННОСТИ: виды с неуклонно снижающейся численностью, которые могут попасть в исчезающие. К ним относится, например, северный финвал (вид отряда китообразных, второе по величине после синего кита животное планеты).

3 — РЕДКИЕ: виды, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории. Среди них беломордый дельфин, длинномордый тюлень.

4 — НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ: виды, вероятно относящиеся к 1-3 категориям, но отсутствуют достаточные сведения об их состоянии в природе. Такими представителями этой категории являются белый медведь и морская свинья.

5 — ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЕ: виды, численность которых начала восстанавливаться, и они приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах охраны.

Такая дополнительная разбивка на категории дает людям более точное определение степени угрозы исчезновения редких животных, а соответственно, и понимание, на сколько нужно бережно относиться к данным видам.

Какие признаки будут взяты за основу при определении категорий, такая классификация и будет: будь то классификация животных или классификация минералов, классификация произведений искусства или профессий, товаров, видов творчества или чего-то другого. При помощи классификации все объекты приводятся в упорядоченную систему, с ними легко работать, их просто различать.

(Используемые источники:

http://www.botik.ru/park/rus/kniga.htm, http://greenparty.ru/news/1629/, https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Что мешает выделять категории?

Поверхностность. Некомпетентность. Ограничение самыми общими сведениями, отсутствие достаточных знаний мешает проводить качественное разделение на категории в любой области.

Непоследовательность. Любая переменчивость ведет к сбоям в выделении категорий. Если меняются критерии выделения категорий, то происходит нарушение во всей классификации.

Нежелание различать одни объекты или явления от других говорит о том, что их признаки не выделяются, а соответственно, и отнести их к какой-то категории становится проблематично. Например, не желая видеть того, что продукт подпорчен, далеко несвежий, человек не относит его к категории испорченных и не выбрасывает его.

И другие причины.

4. Ошибочное представление о категории и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Категория – это абстрактное понятие».

Категория – это конкретная, определенная группа, включающая в себя объекты на основе общего признака. Распределение по категориям позволяет точно классифицировать эти объекты и не путать их с другими.

«Категории – это только профессиональная градация, используемая в учреждениях, организациях, на предприятиях».

Выделение категорий – это распределение в группы по общим признакам всего существующего.

5.1. Что дает человеку умение определять категории

  • Способность различать объекты, явления и события, вычленять общие, схожие признаки.
  • Способность упорядочивать и систематизировать информацию.
  • Скорость и удобство в работе с информацией.
  • Любознательность, грамотность – стремление изучить и различить все, с чем человек соприкасается в жизни.
  • Человек начинает мыслить категориями, обобщенными понятиями, масштабно.
  • Развиваются системность мышления и способность к анализу.
  • Человек может давать оценку каким-то событиям, относить их к какой-то категории.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека определять категории

  • Помощь в различении информации, распознавании признаков и свойств объектов, явление, событий, помощь в определении категории объектов.
  • Скорость и удобство при работе с классифицированной информацией.
  • Люди видят логический подход и анализ, который проводит человек, и могут следовать его примеру.