Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон истории

История – это фонарь в будущее,

который светит нам из прошлого.

В.О. Ключевский

1. Формулировка закона

Закон истории: произошедшие события создают прошлое.

2. Положительное понимание, которое помогает знать историю

«Прошлое существует как память» (неизвестный автор).

«Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история их ошибочные поступки» (Ф. Гедалла).

«История – это исследование людских ошибок» (Ф. Гедалла).

«История – это школа поведения, и в прошлом люди ищут и находят верные образцы» (А. В. Гулыга).

«Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем. Как и к чему должны стремиться» (В. О. Ключевский).

«Люди сами делают свою историю» (К. Маркс).

«Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом», и др.

3. Механизм формирования истории

История – это результат такого процесса, при котором настоящее становится прошлым.

Изучение истории – попытка человека заглянуть в события давно минувших дней. История помогает узнать, то, что человеку недоступно, «сдуть пыль веков», и «мысленно потрогать» прошлое. Она раскрывает огромный мир произошедших событий, поучительных историй, легендарных личностей и судеб.

Откуда бы человек узнал, что «в 1901 году Рудольф Герцог прикрепил к своей машине самый первый автомобильный номер IA 1, буквы которого означали Иоганна Анкер (инициалы его молодой жены), а цифра 1– то, что она у него одна и единственная» (источник: https://pikabu.ru/story/). Или, что население мира в 5000 году до н.э. составляло 5 млн. человек, а Петр I имел собственный метод борьбы с алкоголизмом в стране. Пьяниц награждали медалями, которые весили по 7 кг, и их нельзя было снимать ни днем, ни ночью. Что для Гитлера главным врагом был не Сталин, а Юрий Левитан.

Есть выражения: «попасть в историю», «вляпаться в историю», «мировая история», «занимательная история», «интересная история», «вековая история», «история болезни», «история развития науки и техники», «история появления языка», «история развития авиации», «история словосочетаний», «история эволюции» и т.д.

Зачем нужна история, и нужно ли ею интересоваться?

Человек существо историческое, он живет во времени, изменяясь вместе со всем, что его окружает. Каждое поколение проживает свою жизнь, отличную от жизни своих предков и потомков. Вся наша жизнь в мгновение превращается в историю. Все события в жизни человека и те, которые происходят вокруг него, создают историю и уходят в прошлое.

С момента написания данного материала и до его конца прошел определенный период времени. Начало части набранной статьи уже перешло в прошлое, и то, чем наполнено содержание статьи, о чем думал автор, что хотел привнести в общую копилку знаний – тоже уже история. В настоящем – только одна буква набранного слова, которая тут же вместе с секундами и минутами переходит в прошлое. В будущем только то, что еще не написано автором на бумаге, а только осмыслено в настоящем. Получается, что прошлое состоит из каждого мгновения прожитого настоящего, и чем дальше вперед идет человек, тем длиннее за ним выстраивается череда прошлых событий.

В зависимости от того, как прожито настоящее, так будет выглядеть и цепь событий прошлого. Если настоящее прожито достаточно чисто, безошибочно, то и прошлое будет чистым и благовидным, с достойной памятью. Если в настоящем были ошибки, изъяны и неблаговидные поступки, то нередко это становится несмываемым пятном на прошлом как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Ведь, действительно, в истории отдельно взятого человека и всего человечества есть темные и светлые пятна, периоды разрушения, спада, деградации и периоды возрождения, подъема, развития, созидания. Если происходили войны, убийства, насилие, угнетение, то и прошлое страны и людей в стране были связаны с этими событиями. Если происходило восстановление разрушенного, объединение людей на основе братства и сотрудничества, на основе созидания, то прошлое людей и страны в целом становилось спокойнее, благополучнее, светлее. Получается, что если каждый промежуток времени наполнялся положительным или отрицательным, то в зависимости оттого, какие поступки были, такая была и история, такая страна и такие люди.

Все стремления людей, достижения, рекорды, победы – все формирует историю. Даже выделяют исторические эпохи, связанные с особенностями интересов и проявлений человека в определенный период времени.

Так, период Великих географических открытий ознаменовался повышенным интересом к морским путешествиям, открытию новых земель и прокладыванию морских маршрутов. Люди хотели знать достоверную географическую информацию как с целью торговли, так и в политических целях. Среди стран даже была гонка за открытие новых земель. В итоге этот период расширил кругозор людей того времени, позволил доказать на практике шарообразную форму земли, запустил процесс культурного обмена между цивилизациями, но вдобавок открыл новые двери для перемещения инфекционных болезней.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), культурного расцвета, была наполнена интересом к человеку и его деятельности (изобразительному искусству, музыке, танцам, литературе и т.д.). В это время получило широкое распространение книгопечатание.

Эпоха Просвещения была связана в развитием научной и философской мысли. «Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум – главный критерий истины и справедливости» (источник: http://stellus.rgotups.ru/exec/learning_materials/pages/book17.htm).

Что бы человек ни делал, любое его действие или бездействие становится историей. Вот сел Ньютон в своем саду под любимой яблоней, ощутил удар от упавшего на голову яблока и открыл закон всемирного тяготения. Конечно, достоверно неизвестно, при каких обстоятельствах Ньютон сделал свои умозаключения. Но, что бы не происходило с любым человеком, это все формирует страницы истории.

История может быть отображена в письмах и фотографиях, в документах и музейных экспонатах, в серии выпущенных марок и монет, посвященных какому-либо событию (полету человека в космос, Олимпиаде, жизни замечательных людей и т.д.).

Прошлое существует, как память. В него можно вернуться, обладая этой возможностью. Исправить события прошлого (переписать факты) невозможно, можно исправить только их последствия. Выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский так и сказал: «Прошедшее надо знать не потому, что оно произошло, а потому, что уходя, оно не сумело убрать своих последствий».

Например, осознавая свое прошлое, разбирая и анализируя поступки, сожалея об ошибках и стараясь их не совершать, при этом укрепляя в себе хорошее, можно улучшить свое настоящее. Улучшая настоящее, человек улучшает свое будущее.

Неудачи, потери, встряски в настоящем – это повод задуматься над своим «лохматым» прошлым. Человеку важно помнить свое прошлое (свою историю, историю своего рода, страны, мироздания), переосмысливать его. Прошлое помогает ценить настоящее, с надеждой смотреть в будущее, взвешивать принимаемые решения. В прошлом невозможно жить или задержаться, оно уже прошло. Неразумно тащить за собой груз ошибок, совершенных когда-то.

Человек сам творит свое прошлое, творит настоящее и определяет свое будущее. Что-то приходит, что-то уходит, а что-то остается навсегда. История помогает нам познавать те истины, над которыми время не властно.

Современный поэт В.С. Высоцкий отразил в своих стихах ответ на вопрос «зачем человеку история?» так: «Чистоту, простоту мы у древних берем, саги, сказки из прошлого тащим – потому, что добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем».

Что мешает формировать положительную историю, знать историю, извлекать из нее уроки?

Бездумность, вседозволенность, непредусмотрительность. Когда человек не задумывается над тем, что он делает, а «живет одним днем», не сдерживая себя в плохом, он не может увидеть ошибок, которые уходят в прошлое, влияя на будущее. Так человек и создает себе неблаговидное прошлое, а с ним и худую репутацию.

Лень. Нежелание размышлять над событиями, которые произошли, не позволят сделать правильный вывод и избежать ошибок и их повторений в настоящем. Ленивый наступает на одни и те же грабли.

Невежество. Человек, не обладающий достаточными знаниями, не желающий познавать что-то новое, разбираться в нужном, важном, происходившем когда-то, не сможет пользоваться историей в полной мере.

Искажение. Неточное отражение произошедших событий или неточное изложение информации о прошлом приводит к ложному выводу и переиначиванию фактов истории.

И многие другие ошибки.

4. Ошибочное представление об истории и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«История – это ненужная старая информация. В век современной техники и новейших технологий можно изучать и исследовать что-то более новое и современное».История – это информация о произошедшем, которая помогает установить последовательность событий, процесс развития многих сфер человеческой жизни, в том числе и развития орудий труда, технологических процессов (от палки-копалки до запуска летательных аппаратов, от мычания древнего человека до развития речи современного человека) и многое, многое другое.

Исследование нового, современного тем более опирается на прошлое, и без знаний и понимания этого прошлого очень трудно составить единую картину, которая поможет сделать открытие или прорыв в науке.

«История – это то, что не играет никакой роли в нашей повседневной жизни, она бесполезна для настоящего, а тем более для будущего». История – это прошлое.

Анализируя прошлое, люди могут научиться понимать настоящее, улучшать свое будущее.

«События, которые произошли вчера, это еще не история».История – это все свершившееся в любой прошедший отрезок времени.

5. Что дает людям история

  • Возможность извлечь уроки из прошлого, предотвратить ошибки в дальнейшем.
  • Разбираясь в событиях прошлого, можно увидеть, что у всего человечества и отдельно взятого человека были периоды спада и подъема, можно проследить причинно-следственную связь между тем, что было и тем, что происходит, задуматься над ними, сделать определенные выводы. Можно увидеть и понять, как жизнь предков повлияла и влияет на наше настоящее.
  • История помогает узнать, как жили когда-то люди, чем занимались, о чем думали, к чему стремились, свидетелями каких событий были.
  • История помогает приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни (как отдельно взятого человека, так и человечества в целом).
  • История дает повод задуматься над своим поведением.
  • Происходит поиск путей выхода из сложных ситуаций при анализе той или иной истории.
  • Благодаря истории происходит понимание того, как устроен наш мир (внешний, внутренний), как устроено общество, сам человек.
  • История формирует уважение к предкам, к своей стране, другим странам.
  • Истории других людей (известных личностей) вдохновляют на новые начинания, придают силы, помогают поверить в лучшее.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс