Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7

Закон финала

 

  1. Формулировка закона

Закон финала: проведение завершающего этапа действий даёт результат.

  1. Положительное понимание, которое помогает осуществлять финальный этап

«Конец – делу венец» (пословица).

«Финал – показатель того, что дело на стадии завершения».

«Без финального этапа нет результата».

«Финал позволяет подвести итоги», и др.

  1. Механизм осуществления финала

«Ура! Мы в финале!» – победная фраза участников соревнований. Радоваться есть чему – они дошли до завершающего этапа, проявив все свои способности. Но…результат ещё впереди, выйти в финал недостаточно, его надо еще пройти.

О финале часто не задумываются. Ведь он ещё далеко, не ясен, «туманен», главное – начать! Ведь «хорошее начало – половина дела». Основной этап, несомненно, решает многое. А финал? Провальный финал может всё перечеркнуть. «Ах, Иван-царевич! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, …как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня», –  сказала Царевна-лягушка «провалившему» финал супругу.

В сказке образно показано, что именно завершающий этап приводит к результату. В реальной жизни – так же.

Например, в конце замеса тесту дают «отдохнуть», расстояться, чтобы оно стало эластичным, увеличилось в объеме, а изделия были пышными, пористыми и мягкими.

На финальном этапе побелки или покраски отмывают забрызганные поверхности, очищают инструменты, убирают их на хранение. Если этого не сделать сразу – дело будет незавершённым – грязный пол, засохшие кисти. Кому это понравится?

Какие ещё действия важно выполнить в финале? Такие, которые логично суммируют, обобщают, закрепляют усилия, затраченные на всё дело так, чтобы они не были потеряны, а результат достигнут. Например:

Придают нужную форму, вид. Форматирование текста делается последним этапом для приведения его в нужный вид.

Выполняют отделку. В завершение строительства фасад дома надо утеплить, защитить от внешних факторов и сделать красивым. Для этого выбирают материал и выполняют облицовку так, чтобы она была энергосберегающей, долговечной, соответствовала основному материалу здания, гармонировала с остальными постройками и ландшафтом.

Доводят до нужной кондиции. Если хотят правильно приготовить плов, а не кашу, в конце варки его убирают с огня и укрывают «одеялом», оставляют так до готовности риса.

Фиксируют, придают прочность. В конце работы покрывают лаком причёску, изделие из дерева. Многоэтапное изготовление фигурки из глины завершают просушиванием и обжигом.

Подводят итоги в конце мероприятия, соревнования или определённого срока – месяца, года, цикла. Это делают для того, чтобы проанализировать результаты: отметить успехи и неудачи, наметить планы. Например, занятие или урок обычно делится на три основные части: вводная (сообщают цели, задачи, могут проверить домашнее задание), основная и подведение итогов – размышляют, что нового узнали, чему научились, отмечают работу каждого ученика.

В конце (финале) дня также можно подвести итоги, провести анализ: вспомнить события, встречи, дела; подумать, полезны ли они были, удачны или наоборот. Неплохо понять для себя, почему что-то получилось, а что-то привело к стрессу, конфликту или ненужным эмоциям. Поразмышлять, в чем были ошибки, какие и почему, как надо было поступить, чтобы промахов было меньше, и как их не совершать. Такой анализ поможет сделать каждый день более осмысленным, осознанным, а не песчинкой в песочных часах. Недаром говорят: «День сегодняшний – ученик вчерашнего» (пословица).

Финальный этап подразумевает логическое завершение предыдущих действий: добросовестно учился – хорошо сдал экзамены – получил документ об образовании. В спорте – прошёл все этапы соревнований или все периоды игры вёл в счёте, дошёл до финала и победил.

Однако в жизни бывает по-разному. Именно в финале ситуация может кардинально поменяться. Одни в финале расслабляются, теряют свои позиции, упускают возможности, считая, что победа в кармане. Другие, наоборот, мобилизуются, собирают все силы, волю в кулак, концентрируются и – успех! Уступавшая команда проявляет волю, мужество, упорство и выигрывает!

Эпизод из жизни: студент со средней, даже слабой в течение года успеваемостью хорошо подготовился к экзамену, уверенно ответил и получил «отлично»! Пример не о том, что можно ничего не делать, а в финале выложиться и получить результат. А о том, что финальная ситуация – решающая, игнорировать её неразумно, так как именно финал может изменить ход событий. Не зря говорят: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Итак, дойти до финала, попасть в финал – хорошо, но важнее стабильно пройти финальный этап. Тогда достигается результат. 

Что мешает пройти финал?

Незавершенность. Если человек считает, что он и так достаточно сделал, что необязательно доводить до конца, он может потерять результаты всего дела. Например, овощи собрал, но не перебрал, не подготовил их для хранения – они испортились.

Нетерпеливость, торопливость. Дойдя до финала, такой человек может потерять терпение, подумать, что он уже достиг, выиграл. Он начинает совершать ошибки и не достигает результата. «Хвали утро днём, а день вечером» (пословица).

Непредусмотрительность, опрометчивость. Считая, что необязательно просчитывать, продумывать действия вплоть до завершения дела, человек полагается «на авось». «Потом, когда будет виден конец, тогда и буду думать, как его осуществить». «Всего не предусмотришь, не учтёшь!» – такие мнения мешают человеку предвидеть и подготовиться даже к очевидным будущим обстоятельствам. Финал может быть сорван.

И другие ошибки.

  1. Ошибочное представление о финале и положительное понимание термина
Ошибочное представлениеПоложительное понимание
«Финал – это безнадёжность, конец, после которого ничего хорошего не будет».Финал – это завершающий этап, время подведения итогов, получения результатов.
«Финал – это независящий от человека исход дел».Финал – это логическое завершение предыдущих действий. Какие действия, такой и финал.

 

5.1. Что даёт человеку умение результативно проводить финальный этап

  • Завершённость, доведение дел до конца.
  • Формирование таких качеств, как терпеливость, упорство, твёрдость.
  • Умение распределять силы до конца, предусматривать обстоятельства в финале и подготовиться к ним.
  • Целенаправленность.
  • Стабильность.
  • Гибкость, готовность к изменению хода событий даже в финале.
  • Удовлетворённость от полученного результата.

 

5.2. Что даёт окружающим людям умение человека осуществлять финальный этап

  • Уверенность, опору. Люди могут положиться на него, что он доведёт до конца, до результата.
  • Завершение общих дел в срок. Такой человек не станет откладывать «на потом» завершение дела и сможет убедить других, что доделать нужно вовремя.
  • Возможность довести до ума любое дело. Человек может дать людям идею, как улучшить результат в финале.