Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон дискуссии

В дискуссии нет проигравших…

Б. Тойшибеков

1. Формулировка закона

Закон дискуссии: обмен аргументами, мнениями дает вывод.

2. Положительное понимание, которое способствует дискуссии

«Дискуссия объединяет знания и опыт нескольких людей».

«Дискутируя с группой людей, можно прийти к выводам, решениям, недоступным одиночке».

«Дискуссия позволяет сохранить мирные отношения даже при прямо противоположных мнениях и взглядах».

«Учитель, применяющий дискуссию на своих уроках, запускает процесс мышления у своих учеников, делая урок интересным и эффективным».

«Дискуссия – это отличная возможность повысить точность своей мысли, научиться лаконичности в беседе», и др.

3. Механизм формирования умения вести дискуссию

Дискуссия – это обсуждение вопроса, проблемы, ситуации с целью найти оптимальное решение. В переводе с латинского – рассмотрение, исследование.

Дискуссия возникает тогда, когда обсуждается вопрос, на который нет единого, однозначного ответа, когда участников интересует мнение и опыт других людей, когда есть возможность услышать иную точку зрения. Например, это может происходить в семье, в рабочем коллективе или даже в транспорте, когда возникает общая тема, и люди делятся своими мнениями. Тема дискуссии может быть любой.

Одно из назначений дискуссии – возможность задуматься над проблемой, ситуацией, пересмотреть свои убеждения, позиции, точки зрения на более правильные. Во время дискуссии ее участники нередко сами приходят к тому или иному верному выводу.

Люди учились проводить дискуссии с древнейших времен. «Древнегреческий философ Сократ (около 470 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) разработал свой метод ведения дискуссии и делил ее на три этапа:

1. Согласие.

2. Сомнение.

3. Аргументация.

Задачей первого этапа является поиск того, с чем человек может согласиться. В потоке чужих слов он находит то, что соответствует и его мнению тоже. Тем самым он начинает общение с позитивной ноты и располагает собеседника к себе.

Целью второго этапа является поиск слабых мест в аргументах собеседника. Не обязательно опровергать все умозаключения оппонента, можно подвергнуть сомнению лишь один их элемент. Именно на этом этапе человек начинает обосновывать свою позицию, аргументируя доводы» (источник: https://4brain.ru/blog/).

Если дискуссия – это выяснение и сопоставление разных мнений, убеждений, то она имеет свои признаки, свои правила:

1) В процесс обсуждения включены два и более человек.

Если дискуссия происходит не спонтанно, то желательно определить тему, вопрос, круг и количество лиц, которые будут участвовать в дискуссии.

2) Обсуждая вопрос, каждая сторона не просто обменивается мнениями, а обосновывает свою точку зрения: приводит аргументы, доводы, факты.

Аргумент – это основной инструмент дискуссии. Им может быть только такое утверждение, которое подтверждает высказанное мнение. И, конечно же, утверждение должно быть обоснованным. Человек не просто должен сослаться на чье-то авторитетное для него мнение, но и сам понимать, почему именно так, а не иначе необходимо делать.

Например, аргумент такого типа, как «строить нужно так, потому что это сказал мой дядя Вася, а он прораб всю жизнь», конечно объясняет, почему так считает человек, но для других людей такой аргумент доказательством не является. Поэтому и приводить такой аргумент смысла нет, пока сам человек, а не «дядя Вася», не разберется детально в этом вопросе.

В зависимости от обсуждаемой темы аргументами могут быть:

— исторические факты, например, как напоминание о том, что подобное уже было и к чему оно привело;

— значимые вопросы, обсуждаемые в обществе, как показатель их актуальности или сигнал того, что такие вопросы нельзя снимать со счетов;

— профессиональное мнение известных ученых, писателей, специалистов в какой-либо области, то есть то мнение, которое основано на многолетнем опыте, всестороннем исследовании, грамотное, весомое;

— высказывания мыслителей, философов;

— экспертные заключения;

— юридические законы и официальные документы;

— примеры из личной жизни и жизни окружающих, которые отражают бесспорность факта;

— и другие.

Приводимые доводы должны быть правдивыми, доступными, простыми, понятными, соответствующими здравому смыслу.

Например, в дискуссии о праве наследования аргументом будет закон, регулирующий право вступления в наследство, завещание. А в дискуссии между коллегами о личной выгоде помогут жизненные примеры о корысти и бескорыстии.

Во время дискуссии важно не отклоняться от темы. Чтобы быть убедительным, и аргумент дошел до слушателя, оппонент должен четко, ясно формулировать и выражать свои мысли, правильно употреблять понятия.

Во время дискуссии выслушиваются мнения и точки зрения всех ее участников, ведь как гласит латинская пословица: «Сколько людей, столько и мнений». Разностороннее рассмотрение темы позволяет увидеть ее шире.

В процессе рассуждений рассматриваются самые весомые аргументы, сопоставляются самые убедительные факты, обобщается все то важное, что помогает принять общее решение, сделать правильный вывод. «И хорошие доводы должны уступать лучшим» (У. Шекспир). В результате глубины понимания вопроса точка зрения участников может измениться.

3) Общение участников происходит как взаимодействие партнеров, а не как противников в споре.

Для дискуссии не принципиально, кто из участников окажется прав, важно, чтобы она сама (дискуссия) достигла результата: широты и глубины рассмотрения вопроса, которые помогут сделать вывод.

4) Каждому участнику, желающему высказаться, необходимо предоставить такую возможность.

Доброжелательное и уважительное отношение располагает собеседников друг к другу, помогает услышать разные точки зрения.

Так же, как и везде, во время дискуссии необходимо соблюдать правила этичного поведения. Стараться быть объективным, справедливым, без обид. «Каковы люди – такова и дискуссия» (Ф. Энгельс). Не должно быть унижения, взаимных издевок, насмешек, оскорблений.

Не давать никаких личностных оценок оппонентам, их аргументам, их сторонникам. Любое мнение, соображение необходимо выслушать до конца, проявлять терпимость к иной точке зрения. Нет необходимости прерывать собеседника или создавать ему помехи в виде реплик, неуместных комментариев. «Кто станет говорить речи, другому – не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам» (Петр I).

Благодаря соблюдению правил проведения дискуссии она становится площадкой для конструктивного общения, обмена мнениями и аргументами, в результате которого обязательно будет сделан вывод.

Что мешает проведению дискуссии?

Многословие, болтливость. «Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон).

Неуступчивость. Настаивая на своем, человек не слышит другое мнение, и обмениваться аргументами и доводами становится невозможным. «Он все на свой ноготь гнет» (пословица).

Авторитарность. Стремление подчинить участников обсуждения своей точке зрения, «перетягивание одеяла на себя» рождают недовольство собеседников, и дискуссии не получится.

Навязывание. Когда повторяют одни и те же доводы с целью заставить принять их, победить соперника, это не способствует обмену мнениями.

Нечеткость, неясность. Неумение формулировать ясно и четко свои мысли, туманность в донесении своей точки зрения приводят к недопониманию, неверному выводу.

Возможны другие причины.

4. Ошибочное представление о дискуссии и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Дискуссия – это борьба противоположных мнений, сторон, взглядов».

«Дискуссия — это бесконтактный бой» (Мусин Алмат).

Дискуссия – это обмен мнениями с целью прийти к единомыслию. Это процесс, который соединяет стороны с противоположными мнениями. Это одна из форм общения на интересующую тему, дополнение идей и мыслей оппонента, выстраивание диалога.
«Дискуссия – это спор».

Примечание. Спор – доказывание своей правоты, смещение акцента в пользу разногласий, несовпадений, нестыковок. Это отстаивание своих личных позиций, взглядов, мнения. «В споре часто побеждает дерзость и красноречие, а не истина» (Менандр).

Дискуссия – это конструктивное общение, ставящее своей целью нахождения истины. Главное не одержать верх, а найти верное решение.

«Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством» (Р. Куиллен).

«Дискуссия плодотворна, если происходит обмен мыслями, а не утверждение принципов» (В. Красовский).

«Дискуссия – это просто болтовня».Дискуссия – обмен мнениями, аргументами, опытом и знаниями, сопоставление различных точек зрения в ходе обсуждения. Итогом дискуссии является конструктивный вывод.

5.1. Что дает человеку дискуссия

  • Возможность общаться, умение слушать и слышать собеседника, уважать его мнение и корректно высказывать свое.
  • Возможность обоснованно, аргументированно донести свою позицию.
  • Умение выстраивать диалог.
  • Умение работать в команде, группе, коллективе.
  • Возможность принимать совместные решения.
  • Озарения, рождение новых идей.
  • Умение говорить лаконично.
  • Развитие культуры речи.
  • Более углубленное познание в обсуждаемом вопросе. Нахождение оптимального варианта, верного решения.
  • Умение сопоставлять, обобщать, устанавливать логические связи, делать выводы.
  • Обмен положительным опытом.
  • Возможность скорректировать свои неправильные взгляды.
  • Дискуссия помогает шире взглянуть на проблему и ее решение.

5.2. Что дает окружающим людям общение с человеком, умеющим дискутировать

  • Возможность совместно найти ответы на любые вопросы без спора. Возможность совместно принимать решения.
  • Комфортное общение.
  • Возможность быть выслушанным до конца.
  • Свободное выражение своих мыслей.
  • Обмен знаниями, понятиями.
  • Разговор по существу.
  • Возможность услышать не голословные заявления, а аргументы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс