Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон дискуссии

В дискуссии нет проигравших…

Б. Тойшибеков

1. Формулировка закона

Закон дискуссии: обмен аргументами, мнениями дает вывод.

2. Положительное понимание, которое способствует дискуссии

«Дискуссия объединяет знания и опыт нескольких людей».

«Дискутируя с группой людей, можно прийти к выводам, решениям, недоступным одиночке».

«Дискуссия позволяет сохранить мирные отношения даже при прямо противоположных мнениях и взглядах».

«Учитель, применяющий дискуссию на своих уроках, запускает процесс мышления у своих учеников, делая урок интересным и эффективным».

«Дискуссия – это отличная возможность повысить точность своей мысли, научиться лаконичности в беседе», и др.

3. Механизм формирования умения вести дискуссию

Дискуссия – это обсуждение вопроса, проблемы, ситуации с целью найти оптимальное решение. В переводе с латинского – рассмотрение, исследование.

Дискуссия возникает тогда, когда обсуждается вопрос, на который нет единого, однозначного ответа, когда участников интересует мнение и опыт других людей, когда есть возможность услышать иную точку зрения. Например, это может происходить в семье, в рабочем коллективе или даже в транспорте, когда возникает общая тема, и люди делятся своими мнениями. Тема дискуссии может быть любой.

Одно из назначений дискуссии – возможность задуматься над проблемой, ситуацией, пересмотреть свои убеждения, позиции, точки зрения на более правильные. Во время дискуссии ее участники нередко сами приходят к тому или иному верному выводу.

Люди учились проводить дискуссии с древнейших времен. «Древнегреческий философ Сократ (около 470 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) разработал свой метод ведения дискуссии и делил ее на три этапа:

1. Согласие.

2. Сомнение.

3. Аргументация.

Задачей первого этапа является поиск того, с чем человек может согласиться. В потоке чужих слов он находит то, что соответствует и его мнению тоже. Тем самым он начинает общение с позитивной ноты и располагает собеседника к себе.

Целью второго этапа является поиск слабых мест в аргументах собеседника. Не обязательно опровергать все умозаключения оппонента, можно подвергнуть сомнению лишь один их элемент. Именно на этом этапе человек начинает обосновывать свою позицию, аргументируя доводы» (источник: https://4brain.ru/blog/).

Если дискуссия – это выяснение и сопоставление разных мнений, убеждений, то она имеет свои признаки, свои правила:

1) В процесс обсуждения включены два и более человек.

Если дискуссия происходит не спонтанно, то желательно определить тему, вопрос, круг и количество лиц, которые будут участвовать в дискуссии.

2) Обсуждая вопрос, каждая сторона не просто обменивается мнениями, а обосновывает свою точку зрения: приводит аргументы, доводы, факты.

Аргумент – это основной инструмент дискуссии. Им может быть только такое утверждение, которое подтверждает высказанное мнение. И, конечно же, утверждение должно быть обоснованным. Человек не просто должен сослаться на чье-то авторитетное для него мнение, но и сам понимать, почему именно так, а не иначе необходимо делать.

Например, аргумент такого типа, как «строить нужно так, потому что это сказал мой дядя Вася, а он прораб всю жизнь», конечно объясняет, почему так считает человек, но для других людей такой аргумент доказательством не является. Поэтому и приводить такой аргумент смысла нет, пока сам человек, а не «дядя Вася», не разберется детально в этом вопросе.

В зависимости от обсуждаемой темы аргументами могут быть:

— исторические факты, например, как напоминание о том, что подобное уже было и к чему оно привело;

— значимые вопросы, обсуждаемые в обществе, как показатель их актуальности или сигнал того, что такие вопросы нельзя снимать со счетов;

— профессиональное мнение известных ученых, писателей, специалистов в какой-либо области, то есть то мнение, которое основано на многолетнем опыте, всестороннем исследовании, грамотное, весомое;

— высказывания мыслителей, философов;

— экспертные заключения;

— юридические законы и официальные документы;

— примеры из личной жизни и жизни окружающих, которые отражают бесспорность факта;

— и другие.

Приводимые доводы должны быть правдивыми, доступными, простыми, понятными, соответствующими здравому смыслу.

Например, в дискуссии о праве наследования аргументом будет закон, регулирующий право вступления в наследство, завещание. А в дискуссии между коллегами о личной выгоде помогут жизненные примеры о корысти и бескорыстии.

Во время дискуссии важно не отклоняться от темы. Чтобы быть убедительным, и аргумент дошел до слушателя, оппонент должен четко, ясно формулировать и выражать свои мысли, правильно употреблять понятия.

Во время дискуссии выслушиваются мнения и точки зрения всех ее участников, ведь как гласит латинская пословица: «Сколько людей, столько и мнений». Разностороннее рассмотрение темы позволяет увидеть ее шире.

В процессе рассуждений рассматриваются самые весомые аргументы, сопоставляются самые убедительные факты, обобщается все то важное, что помогает принять общее решение, сделать правильный вывод. «И хорошие доводы должны уступать лучшим» (У. Шекспир). В результате глубины понимания вопроса точка зрения участников может измениться.

3) Общение участников происходит как взаимодействие партнеров, а не как противников в споре.

Для дискуссии не принципиально, кто из участников окажется прав, важно, чтобы она сама (дискуссия) достигла результата: широты и глубины рассмотрения вопроса, которые помогут сделать вывод.

4) Каждому участнику, желающему высказаться, необходимо предоставить такую возможность.

Доброжелательное и уважительное отношение располагает собеседников друг к другу, помогает услышать разные точки зрения.

Так же, как и везде, во время дискуссии необходимо соблюдать правила этичного поведения. Стараться быть объективным, справедливым, без обид. «Каковы люди – такова и дискуссия» (Ф. Энгельс). Не должно быть унижения, взаимных издевок, насмешек, оскорблений.

Не давать никаких личностных оценок оппонентам, их аргументам, их сторонникам. Любое мнение, соображение необходимо выслушать до конца, проявлять терпимость к иной точке зрения. Нет необходимости прерывать собеседника или создавать ему помехи в виде реплик, неуместных комментариев. «Кто станет говорить речи, другому – не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам» (Петр I).

Благодаря соблюдению правил проведения дискуссии она становится площадкой для конструктивного общения, обмена мнениями и аргументами, в результате которого обязательно будет сделан вывод.

Что мешает проведению дискуссии?

Многословие, болтливость. «Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно» (Цицерон).

Неуступчивость. Настаивая на своем, человек не слышит другое мнение, и обмениваться аргументами и доводами становится невозможным. «Он все на свой ноготь гнет» (пословица).

Авторитарность. Стремление подчинить участников обсуждения своей точке зрения, «перетягивание одеяла на себя» рождают недовольство собеседников, и дискуссии не получится.

Навязывание. Когда повторяют одни и те же доводы с целью заставить принять их, победить соперника, это не способствует обмену мнениями.

Нечеткость, неясность. Неумение формулировать ясно и четко свои мысли, туманность в донесении своей точки зрения приводят к недопониманию, неверному выводу.

Возможны другие причины.

4. Ошибочное представление о дискуссии и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Дискуссия – это борьба противоположных мнений, сторон, взглядов».

«Дискуссия — это бесконтактный бой» (Мусин Алмат).

Дискуссия – это обмен мнениями с целью прийти к единомыслию. Это процесс, который соединяет стороны с противоположными мнениями. Это одна из форм общения на интересующую тему, дополнение идей и мыслей оппонента, выстраивание диалога.

«Дискуссия – это спор».

Примечание.Спор – доказывание своей правоты, смещение акцента в пользу разногласий, несовпадений, нестыковок. Это отстаивание своих личных позиций, взглядов, мнения. «В споре часто побеждает дерзость и красноречие, а не истина» (Менандр).

Дискуссия – это конструктивное общение, ставящее своей целью нахождения истины. Главное – не одержать верх, а найти верное решение.

«Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством» (Р. Куиллен).

«Дискуссия плодотворна, если происходит обмен мыслями, а не утверждение принципов» (В. Красовский).

«Дискуссия – это просто болтовня».

Дискуссия – обмен мнениями, аргументами, опытом и знаниями, сопоставление различных точек зрения в ходе обсуждения. Итогом дискуссии является конструктивный вывод.

5.1. Что дает человеку дискуссия

Возможность общаться, умение слушать и слышать собеседника, уважать его мнение и корректно высказывать свое.

Возможность обоснованно, аргументированно донести свою позицию.

Умение выстраивать диалог.

Умение работать в команде, группе, коллективе.

Возможность принимать совместные решения.

Озарения, рождение новых идей.

Умение говорить лаконично.

Развитие культуры речи.

Более углубленное познание в обсуждаемом вопросе. Нахождение оптимального варианта, верного решения.

Умение сопоставлять, обобщать, устанавливать логические связи, делать выводы.

Обмен положительным опытом.

Возможность скорректировать свои неправильные взгляды.

Дискуссия помогает шире взглянуть на проблему и ее решение.

5.2. Что дает окружающим людям общение с человеком, умеющим дискутировать

Возможность совместно найти ответы на любые вопросы без спора. Возможность совместно принимать решения.

Комфортное общение.

Возможность быть выслушанным до конца.

Свободное выражение своих мыслей.

Обмен знаниями, понятиями.

Разговор по существу.

Возможность услышать не голословные заявления, а аргументы.