Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3

Закон диапазона

Мы не знаем, каковы пределы человеческих возможностей.

Никакие тесты, секундомеры и финишные ленточки

не могут измерить потенциал человека.

В погоне за мечтой люди заходят намного дальше того,

что казалось их пределом.

Потенциал, заключённый в каждом из нас,

безграничен и ещё не задействован.

Когда вы думаете о пределе, вы сами его создаёте.

Роберт Кригель

1. Формулировка закона

Закон диапазона: нахождение в установленных границах интервала даёт предел.

 

2. Положительное понимание, которое помогает придерживаться диапазона

«Диапазон знаний, умений, навыков определяет уровень, квалификацию, категорию».

«Диапазон определяет свойства, характеристики».

«Чем шире диапазон, тем больше возможностей, больше выбор, выше уровень развития».

«Соблюдение диапазона помогает соответствовать требуемым характеристикам».

«Придерживаясь диапазона проявлений положительного качества, избежишь крайностей, ошибок», и др.

 

3. Механизм формирования диапазона

Диапазон — интервал значений какой-либо величины; пределы распространения чего-либо; объем, размер. В диапазоне всегда есть нижний и верхний пределы интервала, между которыми изменяется величина (характеристика).

Термин применяется в музыке, как объем звучания певческого голоса или музыкального инструмента, определяемый интервалом между доступными им самым низким и самым высоким звуками. Диапазон человеческого голоса равняется в среднем двум октавам.

В технике, в физике — в зависимости от диапазона длин волн (или частот) электромагнитного излучения оно делится на разные спектры с разными свойствами и характеристиками (радиоволны, микроволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излучение), требующими для их регистрации устройств разной конструкции (телескопов для волн из космоса).

В переносном значении диапазон применяется в отношении качеств человека, знаний, возможностей, способностей, действий, восприятия, поиска, движений, выбора, мнений и др.

Находиться в диапазоне — значит находиться в установленных границах интервала, в результате чего даётся предел возможного изменения качества.

Как формируется диапазон?

Можно рассмотреть на примере приобретения уровня мастерства в каком-либо деле (спорте, профессии и др.).

Для каждого уровня (они условные, их может быть и больше): новичок, любитель, профессионал — будет свой диапазон знаний и умений, в пределах которого необходимо находиться, чтобы ему соответствовать. У каждого диапазона свои требования, права и обязанности, свои пределы.

Для новичка необходим начальный уровень знаний в диапазоне от минимального до знания основ. То же относится и к диапазону навыков – приобретаются начальные, основные, самые простые умения. Всегда есть нижний предел (необходимый минимум), дальше идёт возрастание до верхнего предела (возможный максимум). Между ними находится интервал, объём, сумма знаний и умений, изменяющийся по нарастающей.

У любителя диапазон становится шире, глубже, идёт дальнейшее накопление знаний по области деятельности, навыки становятся более сложными, появляется опыт, знание проблем, сложностей и умение их преодолевать (но любитель не всегда справляется с трудностями), появляется стабильность, уже есть чем поделиться с другими. Также в этом диапазоне есть нижний предел, ниже которого не следует опускаться, чтобы не «уйти» в другой диапазон. К нижнему пределу относится стойкое овладение знаниями и приёмами чуть повыше «новичка». Есть верхний предел, приближающий человека к следующему уровню, но не позволяющий туда перейти (потому что знаний и опыта всё равно недостаточно), то есть человек пока остаётся любителем.

На профессиональном уровне в диапазоне знаний и умений появляется следующее: знание тонких моментов, нюансов; оттачивание навыков, которые становятся разнообразными, сложными, стойкими; стабильность выполнения, постоянство; опыта становится намного больше, приёмы – виртуознее; осуществляется быстрое решение сложных задач; появляется больше творческого подхода, рост, признание, авторитетность, идёт обучение других, руководство. Значительно возрастает уровень обязанностей, ответственности, расширяются права. Также есть границы интервала (пределы) и возможность их расширять.

Для каждого диапазона свой набор качеств и характеристик, возможностей, прав и обязанностей, возможных ошибок, на которых можно споткнуться и упасть.

Для того, чтобы находиться в установленных границах интервала, нужно их знать, стремиться овладеть необходимым для данного диапазона набором знаний и навыков, уметь выбирать и применять из всего диапазона нужные в данной жизненной ситуации. Таким образом, шагами формирования диапазона будут: изучение, овладение, реализация, поддержание, контроль.

Нужно знать нижний и верхний пределы диапазона. В одних сферах нежелателен, опасен выход за оба предела (например, соответствие определенному диапазону индекса массы тела, который является нормальным для человека, оберегает от ожирения и дефицита массы – соответственно и от болезней). В данном случае верхний и нижний пределы указывают на границы, за которыми начинаются крайности.

В сфере развития умений, расширения знаний и опыта важно не уйти за нижний предел диапазона – на растерять имеющееся, наработанное трудом. Важно соответствовать нужному диапазону на данном этапе своего развития.

В каком диапазоне находиться (какому уровню соответствовать) – выбирает сам человек. Этот выбор зависит от понимания своих возможностей (что они безграничны), от желания и стремления расширить диапазон знаний и умений, от тех шагов, которые предпринимает для этого человек.

Выход за верхний предел диапазона знаний и умений, соответствующий, например, новичку, говорит о том, что человек растет, расширяет свой диапазон.

«В какие узкие пределы втиснута жизнь множества людей!» (Плиний Младший). Можно навсегда остаться на уровне новичка, а можно перейти в любители, а потом и в профессионалы. Но и профессиональный уровень не означает остановку в развитии, можно продолжать расширять его пределы.

Примером служит жизнь Михаила Васильевича Ломоносова, который не захотел оставаться в своей социальной среде и заниматься тем, чем всю жизнь занимались его предки, а стремился к знаниям, изучению наук, поменял и расширил свой жизненный диапазон настолько, что стал первым крупным русским учёным-естествоиспытателем, профессором.

Даже в тех областях, где установлены физические пределы диапазона восприятия, ограниченные возможностями органов чувств, человек находит способы их преодоления, способы заглянуть за грань — в микромир или макромир, чтобы изучить Вселенную. «Мир для нас проявляется в очень узком диапазоне от 300 до 780 нанометров, и то, что находится за его пределами, мы можем увидеть только с помощью приборов» (М. В. Кутушов).

Тем более, если это касается развития нравственных качеств, совершенствования личности. Возможности расширения диапазона или перехода на другой есть всегда. «Наш разум не имеет пределов, за исключением тех, которые мы сами ему ставим» (Наполеон Хилл).

Положительные качества имеют свой диапазон проявлений, для которых установлены нижний и верхний пределы. Если уйти за эти пределы, то совершишь ошибку, причинишь вред себе и другим. Например: ошибка лень — качество работоспособность – ошибка азартность.

Работоспособность — это способность выполнять определённое количество работы за определённый отрезок времени.

Диапазон проявлений может быть широким, отличаться у разных людей в зависимости от степени раскрытия качества. Диапазон располагается в интервале от минимально необходимого (что нужно сделать за отрезок времени) до максимально возможного (перевыполнить план).

Уходом за нижний предел будет нежелание вообще работать – лень, в результате чего накапливаются невыполненные дела, проблемы. Выходом за верхний предел будет неумение вовремя остановиться, чрезмерная увлечённость, эмоциональное отношение – азартность, ущерб другим делам, физическое и эмоциональное истощение.

Важно себя контролировать на выход за пределы диапазона, анализировать состояние, применять коррекцию при отклонениях от установленного интервала. Это позволяет оставаться в пределах положительного качества, следовать диапазону. Но возможно расширение диапазона проявлений для конкретного человека, которое будет проявляться в повышении его работоспособности (возможности сделать больше работы за то же самое время).

 

Что мешает находиться в диапазоне?

Вседозволенность. Желание выйти за границы интервала, перескочить с одного на другое, нарушить предел мешает чёткому следованию диапазону, приводит к отклонениям от нужных характеристик и нарушению требований, установленных норм, в том числе и нравственных. Например, чтобы не потерять качество управления в чрезвычайной ситуации, соблюдается диапазон контроля (ограничение допустимого количества человек или структурных единиц, которые могут эффективно управляться одним руководителем).

Расплывчатость, нечёткость, неопределённость.  Человек не «видит» границ, в пределах которых ему следует находиться в данный момент времени, не знает, чего хочет, поэтому «выходит» за пределы диапазона.

Импульсивность. Внезапная эмоциональная реакция быстро выводит за пределы диапазона.

Самодостаточность, ограниченность. Приводит к сужению диапазона проявлений умений, качеств, утрате имеющихся наработок, выходу за нижний предел.

Могут мешать другие негативные факторы.

 

 
4. Ошибочное представление о диапазоне и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Диапазон умений – это ограничение возможностей» («Выше головы не прыгнешь»).

Диапазон устанавливает границы интервала, в пределах которых поддерживаются определённые свойства или характеристики. Со временем ничего не мешает расширить свой диапазон.

«Придерживаться диапазона – значит быть посередине».

Придерживаться диапазона –значит находиться в границах интервала. Диапазон даёт разные варианты для выбора, располагающиеся от нижнего до верхнего пределов.

«Диапазон – это разброс крайностей, противоположностей».

 

Примечание. Наличие крайностей и противоположностей говорит о выходе из диапазона.

Диапазон – интервал проявления чего-либо.

В пределах диапазона происходят изменения, но в одном «ключе», в сторону уменьшения или увеличения показателя (характеристики).

«Диапазон – всегда жесткий интервал, который не нужно расширять, так как это будет мешать выбору, чёткости, определённости» («Чем уже диапазон, тем лучше»).

Диапазон – интервал проявления чего-либо, который может меняться. Широта диапазона предоставляет больше возможностей для подбора необходимого в данный момент варианта (способа).

 

5.1. Что дает человеку нахождение в нужном диапазоне

  • Знание пределов, за которые не следует выходить.

  • Набор знаний, возможностей, навыков, характерных для данного диапазона.

  • Удерживание результата на определённом уровне.

  • Стабильность.

 

5.2. Что дает окружающим людям нахождение человека в пределах диапазона

  • Применение умений, навыков для пользы других людей.

  • Определение по диапазону уровня человека.

  • Безопасность через ограничение человека от совершения ошибки, причинения вреда (не выходит за пределы «золотой середины»).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс