Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Закон частичности

1. Формулировка закона

Закон частичности: наличие неполной составляющей даёт фрагмент.

2. Положительное понимание, которое помогает применять частичность

«Из отдельных частей складывается целое».

«Нахождение отдельной части редкой вещи уже представляет ценность».

«Частица прошлого несёт память».

«Нахождение частей скелета динозавра позволяет составить мнение о жившем миллионы лет назад виде».

«Частичное прочтение произведения помогает получить представление о нём».

«Частичная занятость дает гибкий график, позволяя сочетать работу с учебой».

«Частичное выполнение задачи создаёт основу для продолжения и завершения».

«Частичное изучение ведёт к постепенному освоению».

«Частичное выполнение плана вселяет уверенность в достижимость его полного выполнения», и др.

3. Механизм применения частичности

Частичность проявляется в том случае, когда есть в наличии неполная составляющая чего-то целого, которая представляет собой фрагмент.

Для определения и идентификации фрагментов необходимо знать и представлять, из каких частей состоит целое (объект, субъект, понятие). Так, знания ученых о строении и составе человеческого скелета помогает им определять принадлежность обнаруженного при проведении раскопок древних захоронений.

Ученые археологи проводят раскопки, чтобы найти хотя бы фрагменты, следы материальной культуры прошлых цивилизаций. Большая удача и редкость, если предметы находят целыми, но чаще это только фрагменты, например, керамики, предметов искусства. По этим фрагментам (их форме, размерам, составу, наличию росписи, следов воздействия) делаются выводы об уровне развития различных сфер жизнедеятельности (сельское хозяйство, животноводство, техника, архитектура, ремёсла, искусства, социальный строй), достижениях, причинах гибели древних цивилизаций.

Когда происходит техногенная катастрофа, авария, крушение самолёта, приводящая к разрушению объекта, то потом эксперты находят его части (фрагменты), тщательно их изучают, исследуют в лабораториях. Анализируя полученные результаты, делают выводы о причинах произошедшего, отбрасывают или подтверждают различные версии, принимают меры по недопущению подобного в будущем.

По этим примерам видно, что для того, чтобы найти часть целого, нужно задаться целью. Для этого определяется зона поисков (место катастрофы, ареал разброса обломков, предполагаемое место обитания древних людей). Место может определяться по историческим документам, литературным источникам (Г. Шлиман нашёл Трою, используя «Илиаду» Гомера). Используются спутниковые фотографии местности. Для искомых предметов (их частей) устанавливаются их признаки (как выглядят, что из себя представляют), определяются способы, как можно их извлечь из грунта без повреждений и сохранить в будущем (фрагменты костей покрываются лаком). В дальнейшем обеспечивается сохранность найденного, проводится изучение и делаются выводы.

Художники-реставраторы по сохранившимся частям произведений искусства (картина, лепнина, скульптура), их изображениям, фотографиям могут воссоздать их целиком, чтобы и будущие поколения людей могли их наблюдать в музеях. Благодаря частичности сохраняется культурное достояние.

Человек лишь частично воспринимает раздражители органами чувств в определённом диапазоне (световые, звуковые волны, запахи). Это является защитой от перегрузки мозга большим объёмом информации при отсутствии готовности её воспринять.

В процессе пищеварения в желудочно-кишечном тракте крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на части (более мелкие составляющие, фрагменты), благодаря чему пища всасывается и усваивается в пищеварительном тракте.

Если перед человеком стоит какая-то глобальная сложная задача (например, построить дом, пройти многолетнее обучение и стать специалистом), то её можно разбить на части и выполнять поэтапно, по плану. Это позволяет радоваться промежуточным достижениям и успехам, не опускать руки, если что-то не получается сделать сейчас (можно этого достичь позже).

Так, получая высшее техническое образование, человек сначала может пройти часть обучения и стать бакалавром (оно неполное, но уже позволяет получить специальность и работать по ней). Позже он может закончить магистратуру (следующую часть) и получить полное высшее образование и более высокую специальность. Если разбить дело на мелкие части, то его выполнение не покажется таким сложным.

Экзамены на водительские права тоже сдают по частям: сначала теорию, потом практику (сначала в автошколе, потом в ГИБДД). Сдав только какую-то часть экзаменов вначале, человек не теряет возможности и надежды подучиться и пересдать другие, более сложные части экзамена.

Таким образом, частичность проводит в жизнь принцип от «простого к сложному». Так, большой, сложный пазл можно постепенно собрать по отдельным фрагментам. Ремонт в большой квартире можно делать частично, заменять только те элементы, которые подверглись наибольшему износу (отремонтировать потолки и стены, а полы оставить, потому что они ещё в хорошем состоянии). Здесь частичность позволяет сэкономить средства и время, более эффективно их использовать. Так и больные зубы человек лечит не все сразу, а частично (сначала наиболее поражённые, позже остальные), потому что лечение может оказаться дорогостоящим.

Частичность – как промежуточный этап, состояние, выполнение на пути к целому. Хорошо иметь какую-то часть положительного (знания, умения, навыка), чем не иметь её вовсе. Хорошо хотя бы частично восстановить здоровье, работоспособность, чем оставаться с полностью утраченным.

Таким образом, если есть неполная составляющая, то это уже даёт фрагмент (часть целого).

Что мешает применять частичность?

Идеализация, максимализм. Человек представляет достижение цели только полным («должно быть всё и сразу») и не допускает частичного её осуществления.

Обидчивость. Болезненная реакция, чувство ущемлённости после получения фрагмента (вместо целого) ведёт к отказу от части. Мечтал на праздник съесть целый торт, а неожиданно зашли гости, пришлось угощать, а сам из-за обиды и кусочка не съел.

Лень. Люди не желают прилагать усилия по поиску отдельных частей, фрагментов. «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

Отчаяние. Это чувство, лишающее надежды после достижения частичного результата. Например, здоровье восстановилось частично после утраты (травмы), а человек не радуется и этому, из-за отчаяния опускает руки и не хочет двигаться дальше к следующему этапу.

Небрежность. Отношение к неполным составляющим, как к чему-то неважному, неценному, мешает их сохранению и ведёт к утрате.

Могут быть и другие ошибки.

4. Ошибочное представление о частичности и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Частичное выполнение – это задерживание всего процесса».

«В результате частичного выполнения плана тормозится весь процесс».

Частичное выполнение – это этап (фрагмент), который дает возможность от него оттолкнуться и двигаться к выполнению следующей части плана.
«В частичности нет смысла».

«От неполной составляющей нет никакой пользы».

Частичность говорит о том, что на данный момент нет полноты, а есть часть, фрагмент, этап, начало, которые нужно грамотно использовать.

Например, по фрагментам можно воссоздать целый объект или картину произошедшего события.

«Частичное представление – это всегда искаженное видение».

«За частичностью теряется объективность, происходит подмена хорошего на плохое».

Частичность – это наличие неполной составляющей.

Находя отдельные фрагменты (кусочки истины), можно больше приблизиться к объективности, чем когда вообще нет даже частей.

5.1. Что дает человеку частичность

  • Получение фрагмента, представляющего ценность (часть знания, умения, достижения, выполнения дела, реализации плана).

  • Возможность поэтапного выполнения чего-либо (по частям), постепенного освоения сложного дела (фрагментами).

  • Возможность отдать части чего-то хорошего (одежду, детские игрушки) разным людям.

  • Щедрость, желание поделиться, отдать часть.

  • Умеренность, умение довольствоваться малым, тем, что уже есть.

  • Возможность реставрации ценностей.

  • Возможность понять целое по частям. «Если что-то не складывается – разложи» (AleksTulbu).

5.2. Что дает окружающим людям использование человеком частичности

  • Пример поэтапного выполнения дела.

  • Сохранение культурных, исторических, археологических ценностей.

  • Помощь в воссоздании общей картины, обнаружение утерянного, ответы на вопросы. По наличию фрагментов (улик) следователи раскрывают преступления, происходит идентификация людей.