Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Умная плесень и общительные деревья

Генри Бестон, натуралист, написал еще в 1928 году:

«Человек потерял контакт с природой планеты, построил свою жизнь на хитроумии и изобретательности и потому рассматривает животных сквозь лупу человеческих знаний, а она увеличивает перышко или шерстинку, но образ в целом лишь искажает. Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления, — ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они — существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял, и живут, прислушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные — не меньшие братья наши и не бедные родственники; они — иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».

Кто же они, эти старшие жители планеты, которые уже давно научились многому и в развитии идут как рядом с нами, так и впереди нас? Познакомимся с ними заново.

Растения. Мы считаем, что деревья не двигаются и не разговаривают. Исследователи из университета Британской Колумбии выявили, что деревья общаются между собой через подземную сеть волокон. Более сильные деревья отправляют питательные вещества мелким саженцам своего вида. Это как посылка с вареньем от бабушки из деревни.

Растения предупреждают своих об опасности (помидоры в эксперименте рассказали через корни соседям, что заболели фитофторозом). Некоторые деревья, когда на них нападает жук, выбрасывают в воздух вещество, которое привлекает природного поедателя этого жука. Так они жалуются и просят помощи, так же, как обиженный хулиганом первоклассник зовет старших друзей.

Растения знают друг о друге, они друг другу небезразличны, у них есть коллектив, они общаются, дружат, заботятся.

Плесень. В 2000 году один японский ученый исследовал плесень. Поместил ее перед входом в разветвленный лабиринт, ну а у выхода – сахар. Плесень стала расти, заполняя то один выход, то другой, и до сахара всё ж таки добралась. Но ее ждал второй этап задания: кусочек этой же плесени снова поместили перед почищенным лабиринтом. Сахар лежал там же, плесень без труда его нашла, прорастая уже только по правильным ходам. Сладкоежка оказалась хорошей ученицей с отличной памятью.

Итак, плесень исследует, делает выбор, запоминает, применяет знание.

Черви. Дарвин очень любил дождевых червей. Они жили у него дома в горшочках с землёй. Он ставил с ними интересные и совсем не обидные опыты. Он узнал, что они умелые строители. Давал червям маленькие бумажные треугольнички разной формы, а они выбирали более подходящие и разворачивали их нужным концом так, чтобы получше закрыть свои норки на ночь. Не имея глаз, они, однако, имели все нужные сведения, чтобы составить представление о предмете и сделать выбор.

Очевидно, что черви умеют компоновать, апробировать, контролировать ситуацию, находить лучший вариант, ремонтировать, сопоставлять, измерять. Они проявляют многие качества разумного поведения.

Осьминожки. Даже косной официальной наукой признаны разумными. Соображают быстрее человека, имея мозг из нейронов и аксонов, распределённый по всем щупальцам, а не только в голове. В море хорошо помнят дорогу домой. Домики строят себе из найденных раковин и даже носят их с собой, как туристы палатку. В неволе убегают и разгуливают по кабинету, трогая и изучая всё подряд. Открывают завинчивающиеся банки с вкусняшками. Общаются с людьми, играют. В американском океанариуме осьминожка Трумен любил обливать из своей плавательной трубки именно одну работницу. Когда она вернулась из длительного отпуска, он её тут же узнал и облил.

Яркие индивидуальности живого мира, одним словом.

Дельфины. Видят глазами на близком расстоянии, а с помощью слуха – далёкие объекты: эхо-сигналы ультразвука обрабатываются мозгом и складываются в визуальную картинку. С помощью ультразвука животное не просто слышит, а видит за тысячи км. Акустическое зондирование идёт со скоростью 500 сигналов в секунду (у приборов человека — 100). В повседневном общении используют около 1000 своих слов (люди – около 800). Дают друг другу имена и пользуются ими. Домашние дельфины, оставшись одни, общались и смеялись, потом тренер прослушал запись и удивился, услышав слова, похожие на его команды. Видимо, они обсуждали его между собой.

Этот интересный коллектив достиг своего уровня развития, не изобретая технику и не перекладывая на приборы работу своего тела. Напротив, они раскрыли возможность развить эти приборы в самом себе.

Ну а что же младшее население планеты, люди? Любопытные существа, сотнями лет не развивающие у себя какие-либо новые способности. Ведут себя, как безответственные малыши. Всё подряд пробуют на вкус, не любят убирать за собой. Могут напортить и не сознаться. Считают, что на земле живут для того, чтобы развлекать себя и быть счастливыми. Любят, чтобы не делать самому (а создать робота). Учатся у старших существ уму-разуму, да только по-своему: повторяют в науке и технике полезные фичи из мира природы (рука-манипулятор, гибкий робот-осьминог, нейронная сеть). Постоянно норовят отобрать что-то у старших жителей планеты (мыло из кита, лекарство из мечехвоста, шуба из бобра). Обижают старших, обычно из любопытства или корысти (проводят опыты над семенами, сажают тихоходок на обшивку космического корабля, устраивают испытания). В общем воспитывать их еще и воспитывать. Возможно, люди соберут полный набор искусственных технических способностей и понемногу покинут эту планету, так как человеку по его природе нравится осваивать новые миры, он изо всех сил туда стремится. Ведь человек без исследований уже и не совсем человек. Он питается не только пряниками, но и знаниями. Стремление исследовать, понимать, двигаться вперед – одна из ярких черт этой формы жизни. Да и земля без людей отдохнет, старшие приберутся за младшими. Как бабушка и дедушка наводят порядок после внуков-разбойников, которые приезжали на выходной.

В последние годы в мире людей разрушается стереотип о превосходстве человека над природой. Появляется информация о той или иной продвинутости представителей живого мира. Человечество идёт к пониманию, что флора и фауна имеет более высокое развитие, чем мы. Больше наблюдается стремлений понять и сохранить природу.

При этом среди всех новейших открытий и нобелевских премий ничтожно малые крохи делаются в направлении изменения порочной природы самого человека. Мало такого, что помогло бы нам меньше вредить и побольше различать. А ведь именно это стало бы очень полезным направлением в нашем развитии. Это нужно разрабатывать и осваивать на практике, работая над своими ошибками каждый день. Человек, хотя и ограничен своей формой жизни, имеет возможность различать и делать выбор. Обладая интеллектом, волей и, учась различать добро и зло в поступках, человек мог бы начать вести себя более совершенно. И вывести образ жизни своего вида на более высокий моральный уровень. Кто знает, что бы из этого вышло? Но хуже уж точно не станет.

(Использованные источники: https://www.ted.com/talks/suzanne_simard_how_trees_talk_to_each_other?language=ru; https://russian7.ru/post/6-faktov-o-pleseni/; https://allforchildren.ru/starikovich/worm3.php; https://www.panarmenian.net/rus/details/218664/; https://www.nobelprize.org/prizes/)

Устюжанина Анна