Если написанное карандашом
стирают ластиком,
то информацию в мозгах стирают отказом.
С.Я. Устюжанин.
Человеческая память — интересная загадка. Если лишиться памяти, то человек для себя как бы перестает существовать хотя физически жив.
Многие жалуются на свою плохую память. Беспокоит частая забывчивость, что вдруг не могут вспомнить чьё -то имя или фамилию, знакомые слова и др.
Могут помнить до мельчайших подробностей детские события, но забыть, что происходило несколько дней назад или даже вчера. А если ещё нарушается связь с реальностью, то ухудшается качество жизни как самого человека, так и окружающих.
Вот и пришло время задуматься, как можно помочь памяти, чтобы её нарушение не стало проблемой.
Человек получает из окружающего мира сведения и затем хранит их в памяти. Если они встают на нужное место, то потом припомнить их будет просто. Но если эти сведения помещаются не на свое место, то вспомнить их будет труднее. Значит, надо осознанно помещать их в нужное место! Как?
Память – это способность обрабатывать информацию: воспринимать, распознавать, обрабатывать, запоминать, сохранять, восстанавливать и воспроизводить.
Важны ещё качества памяти: быстрота запоминания, длительность сохранения материала, объем сохраненного, точность воспроизведенной информации.
Все эти процессы зависят от внешних и внутренних факторов.
Например, с возрастом ухудшается процесс запоминания, да и воспроизведение тоже дается с трудом. Также влияют болезни, стресс, другие факторы, а ещё пренебрежение к информации: «Мне это неинтересно, вообще не нужно». Так, отказываясь от сведений, их не помещают в нужное место памяти, а «стирают». Эта программа способствует нарушению функций памяти: восприятия и распознавания.
Ученые старательно изучают процессы памяти. Но для человека наиболее актуальны не сами процессы, а что поможет память улучшить или восстановить.
Разберём, что конкретно предстоит исправлять.
План приведения памяти к норме.
Можно выделить наиболее актуальные направления в восстановлении.
- Умение запоминать, сохранять, восстанавливать и воспроизводить информацию. Можно проанализировать эти функции по отдельности.
- Рассмотреть качество: быстрота запоминания.
- Рассмотреть качество: длительность и объём сохранения материала.
Видение смысла жизни, целей помогают лучше закреплять в памяти то, что может пригодиться в будущем.
- Способность концентрировать внимание. Сосредоточенность, акцент, например, на что-то необычное поможет запоминанию материала и в дальнейшем воспроизведению.
- Рассмотреть качество: точность воспроизведенной информации.
Проговаривание и вслух, и про себя помогает контролю за точным порядком слов, увеличивает рабочий объем памяти.
Работа над собой по такому плану, надеюсь, поможет восстановить память. Начинаю… Присоединяйтесь.
( Используемый источник: https://newneuro.ru/kognitivnye-funkczii/)
Кирина Н. В.