«Только гнев и страх заставляют применять насилие», — сказал Фрэнсис Бэкон.
Действительно, всю жизнь заставляем: родители заставляют ребенка делать уроки, муж жену заставляет поехать на огород, начальник мужа заставляет делать ненужную работу. Почему люди проявляют насилие по отношению к другим? Потому что те не хотят, т.е. у них нет желания делать то, что от них требуют.
Какой же выход? Мотивация играет большую роль в продвижении дел. В случае с начальником — муж, скорее всего, будет выполнять работу, даже если он считает её ненужной, так как мобилизующий посыл заработная плата. Если глубже копнуть, им движет страх, не сделал — уволят, либо лишат премии, а у начальника тоже страх, не выполнят — накажет вышестоящий начальник. И у того, и у другого доброжелательности нет, а гнев нарастает.
В другом примере с женой и мужем, у нее нет желания работать на огороде, потому что есть другие, как она считает, важные дела, но все равно работает.
Мотив — чтобы не ругаться, раз надо, значит, надо, никуда не денешься. В этом случае у супругов недопонимание, которое может перерасти в конфликт.
И остался последний момент с ребёнком, где заставляют сделать уроки, и он выполняет, так как думает: «Сделаю, лишь бы отстали».
Во всех трёх вариантах насилие одних выражается отрицательным мотивом других, но дела — то выполняются.
Опять говорит Фрэнсис Бэкон: «Всякая насильственная мера чревата новым злом». Потому что у каждого в этой цепочке неспокойно на душе. У тех, кого заставляют, растет неприязнь, непонимание, зачем им надо то, что им насаждают, а к тем, кто заставляет – злоба, и они не понимают, почему те очевидного не видят. Причем такой расклад дел во многих случаях приобрел повсеместный характер. Насилие применяют в порядке вещей. Считается нормой. Что же делать? Может, есть альтернатива насильственному методу? Да, есть, и рассмотрим положительный выход, как для одной стороны, так и для другой.
Мы уже затронули одну сторону мотивации того, кто подвластен насилию – это страх, а именно страх наказания. Он (страх) так сковывает человека, что тот не можем думать, и просто, как пешка, выполняет, но копит внутри негатив.
Получается мотивация отрицательная, а «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим». (Василий Великий)
Был такой случай. Женщина не любила мыть пол, но это ей приходилось делать, иначе зарастут в грязи, заметьте, в детстве её заставляли мыть, стыдили, она, конечно, выполняла, но желания делать не было.
Однажды она услышала у свекрови, как та любит мыть пол. Свекровь поведала, что от этого в квартире становится свежо, уютно и приятно. Сноха это взяла себе на заметку. В дальнейшем у неё ушла неприязнь, и от мытья полов появилось удовлетворение, а с этим и желание дальше делать. Недавно уже взрослая дочь сказала маме: «Я не любила мыть пол, потому что у нас была противная тряпка, приобретя хорошую тряпку, мне понравилось наводить чистоту».
Вот и ответ на вопрос. Когда мы заставляем, подумать бы и предусмотреть, как и с чем будут работать люди, какие у них пожелания, что они думают на этот счёт. И услышав их ответы, можно прийти к пониманию и согласию обеих сторон, тогда и насилие заменится на просьбу, которая будет выполняться с огромным желанием.
Понимание, для чего выполняешь, и желание воплотить в жизнь могут привести к большим делам, а осуществление принесёт радость и удовлетворение достигнутым.
Ермакова Ульяна