Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Осторожно! Цветы жизни

Отношение к детям — безошибочная мера

духовного достоинства человека.

Янка Брыль

 

Если спросить любых (адекватных) родителей, любят ли они своих детей, в ответ вы получите недоуменное: «Конечно, любим!!!»

Давайте посмотрим, как это работает на практике.

Случай №1.

Дети делают открытку мамам на 8 Марта и отвечают на вопросы праздничной викторины о своём самом любимом человеке на Земле.

На вопрос «Самая популярная фраза вашей мамы?» несколько (несколько!) человек отвечают «Если будешь себя плохо вести, сдам тебя в детдом».

Одна девочка рассказала, что сначала она этого боялась, а потом посмотрела в Tik-Toke видео об одном детском доме. «Так, там лучше, чем у меня дома. Я теперь хочу в детдом».

Самое главное, чтобы сами дети потом не грозились отдать этих родителей в дом престарелых.

Часто, если дети делают то, что не устраивает родителей, они категорично заявляют: «Мне такая дочь (сын) не нужна», таким образом, отрекаясь от них.

Родители уверены, что угрозами можно добиться от ребёнка послушания и разумного поведения. Всё это от неуверенности, беспомощности и незнания, как можно уберечь ребёнка от беды. Гораздо лучше будет, если родители через доверительную беседу помогут ребёнку понять, что они от него хотят.

Случай №2

Иногда дети слышат фразы, которые программируют их поступки в дальнейшем.

«Почему ты такая неряха (толстая)? Да тебя ж никто замуж не возьмёт!»

«Да на тебя ни одна девочка не посмотрит».

«Да кому ты, кроме нас, нужен?»

И выходит замуж потом эта девочка за первого встречного, который на неё внимание обратил, потому что думает, что никому не нужна.

Родители наоборот могут помочь детям обрести уверенность в себе, поддерживая и оберегая.

«То, как мы разговариваем с нашими детьми, становится их внутренним голосом». (Пегги О’Мара)

Случай №3

Дима П., учится слабо. Когда семья собирается куда-то поехать, его никогда не берут: «Да ты же троечник, ты не заслужил. Вот бери пример с сестры, умница».

Рита У., отличница, получила две тройки по физкультуре, мама называла её троечницей до тех пор, пока девочка не исправила оценки.

Мамы и папы пытаются тем самым смотивировать ребёнка на исправление себя, но унижением, оскорблением, грубостью, постоянной критикой можно добиться совершенно противоположного результата.

У ребёнка развивается комплекс неполноценности. Все дети одарённые, только способности у всех разные и в разное время проявляются.

«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство». (Н.Г.Чернышевский https://ru.wikiquote.org/)

Случай №4

«Ты это сделаешь, потому что я так сказал (сказала)!» — и всё! Никаких аргументов, объяснений, доводов. Ты должен слепо выполнять всё, что я скажу, только потому, что я — твой родитель.

Нужно не самоутверждаться за счёт необоснованной строгости, а говорить и договариваться со своим чадом.

«Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытности и лживости». В.Г. Белинский

Случай №5

Часто можно видеть такую картину: мамы беседуют, а на просьбу ребёнка обратить на него внимание отталкивают его и говорят: «Что ты ко мне всё время пристаёшь? Ты не видишь, я с тётей разговариваю!» Складывается впечатление, что для многих родителей дети нежеланно рожденные, мешаются под ногами, сковывают их свободу и не дают развиваться.

«Отстань! Мне сейчас не до тебя, ты видишь, я занята (занят)!»

Внимание очень важно для ребёнка. Иногда, когда внимания не хватает, ребёнок заболевает специально, помня, что только так он может обратить на себя внимание и получить так нужной ему любви.

Случай №6

Катя Р. учится в 3 классе. Она самая маленькая, и на уроке физкультуры  всегда стоит самой   последней в шеренге.

Дети подшучивают: «Катя, ты что не растёшь-то?»

«Просто, я очень люблю свою маму».

Недоумённое молчание. Просто однажды её мама полушутя – полувсерьёз вздохнула: «Как же ты быстро растёшь! Так ведь никакой одежды на тебя не напасёшься, сейчас всё дорого».

Или, реагируя на страхи ребёнка, стыдим: «Ну, что ты, как маленький!» А он и есть маленький, он боится тени от лампы ночью на стене, неизвестных звуков. После этих фраз, он уже подумает, стоит ли делиться своими тревогами и сомнениями со своими близкими людьми.

Проявляя беспечность в том, что произносим при ребёнке, мы не представляем, как он это воспринимает, поэтому так нужно быть осторожным и внимательным к нежной и неокрепшей психике своего дитя.

«Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток». (Доктор Х. Гинотт)

В 60-х годах психологом Мэри Эйнсворт был проведёт эксперимент «Странная ситуация». В комнату с мамой и малышом заходил незнакомый человек, и мама уходила.

Те дети, у которых родители постоянно были внимательны к ним и заботливы, сильно не беспокоились, были расстроены уходом и радовались приходу матери. То есть мама для них – это надёжная и безопасная база.

Те дети, родители которых то любят их, то не любят, вели себя противоречиво: то бежали к матери, желая её обнять, то отталкивали и плакали. Дети этого типа менее остальных стремились исследовать окружающий мир и чаще, чем все остальные, плакали.

Те дети, которые уже столкнулись с отвержением, никак не реагировали на уход и приход матери, но стресс они испытывали больше, чем остальные: сердцебиение было учащенным, а уровень кортизола – повышенным. То есть мама не помогала или была недоступна, когда малыш испытывал эмоциональные потрясения.

Устойчивая связь детей с теми, кто о них заботится, имеет огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни, и служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.

Это позволяет ему почувствовать себя в безопасности и даёт надежную опору для последующего познания мира. Такие дети способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше, стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.

(https://pikabu.ru/story/pro_teoriyu_privyazannosti)

Детство – это такой период, который запоминается и вспоминается потом всю оставшуюся жизнь, когда закладывается потенциал, который человек в дальнейшем будет использовать, формируется личность.

Если нежный росток не оберегать и грубо с ним обращаться, то не надо удивляться, что растение вырастет кривым.

М. Горький назвал детей живыми цветами земли, так что на родителях лежит большая ответственность за то, какими эти цветы вырастут.

Кузнецова Елена