«Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку».
Элберт Хаббард
«Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает».
Теодор Рузвельт
Решила внучка бабушке помочь грядку прополоть да и вырвала вместе с сорняками выращенную бабушкой рассаду цветов. Полез малыш в раковину с грязной посудой, чтобы ее помыть, разбил стакан да еще и ручку порезал стеклом. Вызвалась сотрудница отключить автомат на подачу электроэнергии в помещении, чтобы розетку заменить да отключила не тот – в итоге выключилось несколько компьютеров, удалились несохраненные результаты работы сотрудников.
Захотел парень своей девушке в квартире помочь кран починить, а вместо этого совсем его сорвал – пришлось аварийную службу вызывать. Вот тут мы и слышим: «Не умеешь – не берись», «Не знаешь – не лезь», «Не можешь – не делай» и т.п. Может это и правильно? Ведь действительно, если человек чего-то еще не умеет, но берется делать, то очень вероятно, что в процессе он может ошибиться и нанести ущерб. Но мы знаем, что когда человек приходит в этот мир, он практически ничего не умеет делать. И если родители воспитывают ребенка, часто осуждая его за совершенные ошибки, ребенок начинает бояться делать что-то новое для себя.
Ведь он знает, что еще не умеет этого, что может ошибиться, выглядеть смешно, что его могут за это отругать. Формируется стойкая неуверенность в себе. В то время, как другие дети активно познают мир, пробуют новое, приобретают знания и навыки, такой ребенок с трудом учится лишь тому, что является самым необходимым для существования в этом мире. Он очень зависит от мнений других людей, а впоследствии может полностью потерять самостоятельность, ведь он сам почти ничего не умеет. Даже думать, делать выводы, принимать решения становится страшно, ведь когда думаешь — тоже возможно допускать ошибки.
Даже взрослому человеку с подобным подходом в общении можно сильно навредить. Если, например, в семье один супруг будет постоянно упрекать другого в том, что он сделал не очень хорошо, потому что не умеет, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь если благодарят и поддерживают, хочется в следующий раз постараться сделать лучше, а если упрекают в несовершенстве, такое желание пропадает. Более того, есть люди, которые довольно быстро оборачивают подобную ситуацию «в свою пользу» — «не нравится – делай сам(а), а я больше палец о палец не ударю». И не ударяет — человек отстраняется от выполнения дел, ответственности, принятия решений. А поскольку жизнь перестает быть наполненной полезными делами и развитием, она заполняется соблазнами: алкоголем, другими зависимостями или просто прозябанием на диване.
В любом случае люди, которые живут под лозунгом «не умеешь — не берись», обречены лишь на существование и деградацию.
То есть, чтобы жить, все время необходимо учиться новому, а значит, ошибки неизбежны. Даже профессионалы в своем деле не застрахованы от ошибок, только эти ошибки, скорее всего, будут менее значительными, и их будет гораздо меньше. А что же с ущербом? – выход есть. Если это ребенок или ваш ученик, пробующий новое дело, расскажите ему, объясните, как нужно делать и почему, а еще лучше – сделайте это вместе с ним. И тогда вместо слез и разочарований будет радость и помощь. Если же вы пробуете что-то новое самостоятельно – тоже не нужно бояться. Просто нужно подготовиться, сначала собрать всю нужную информацию и изучить теорию. И, конечно же, нужно объективно оценить риски. Если есть понимание, что возможная ошибка грозит серьезным вредом, то не стоит торопиться. Возможно, нужно начать с чего-то более простого или обратиться за помощью. Главное – не останавливаться и не бояться ошибаться. Тогда за долгую жизнь можно многому научиться, можно испытывать удовлетворение и радость от новых побед, открытий и достижений, от благодарности и признания окружающих, и тогда старость не придет к вам без опыта и мудрости.
Ким Людмила