Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Не могу или не хочу

Как часто мы говорим людям или себе на появившуюся новую возможность: «Не могу это сделать»? Далее приводим аргументы, почему «не могу». Ответив,  мы закрываем вопрос, не разобравшись в настоящих причинах своего отказа. А на самом ли деле «не могу»?

Опыт такого поведения можно условно назвать «Как не делать того, чего не хочешь, самым безболезненным для себя и других способом». Он формируется с детства, когда родители пытались добиться от нас нужных им действий, а мы либо не хотели этого, либо это было для нас сложно, и мы болезненно воспринимали свои неудачи. Подсмотрев эту «конструкцию» у взрослых или других детей, мы начинали придумывать формальную причину для отказа. Понимая, что обманываем, мы получали подтверждение, что это обман во благо. Ведь все так делают, даже папа и мама.

Если в детстве нам сложно было рассмотреть этот вопрос по существу, в силу малого опыта и привычки копирования поведения взрослых, то сейчас мы можем разобраться в этом и честно себе ответить «А это правда, что не могу?»  или все-таки «Не хочу».

Здесь может пригодиться простая методика пяти «Почему» Сакити Тайода. Задаем себе первый — «Почему не могу?». Даем на него честный ответ. Например, «хочется и  человека не обидеть, и не делать то, что для меня некомфортно, страшно, неудобно, не хочется и др. варианты». Далее второй – «Почему честный ответ должен обидеть человека?» или «Почему мне не хочется?» («А чего мне хочется?») и далее. Каждый следующий вопрос и ответ будут приводить нас к более глубокому пониманию проблемы и постепенно выведут нас на корневые причины, мотивы, заблуждения.

Разобравшись в этих вопросах, мы увидим, как сами себя ограничиваем, отказываемся от возможностей, которые нам щедро дает жизнь.

Но вот незадача. Вроде разобрались, а вопросов меньше не стало, наоборот, появились новые: «Что мной движет?». Настоящие желания, прихоти, привычки или внушенные обществом устремления, которые часто сопровождаются словами «надо», «это правильно»? Эти вопросы будут возникать на протяжении всей жизни, и мы будем пытаться ответить на них, накапливая «по зернышку» опыт различения положительного и отрицательного.

Новиков Александр