Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Насилие

Часто убеждение бывает действеннее, чем сила.
Если сила соединится со справедливостью,

то, что может быть сильнее этого союза?
Эсхил

Сила всегда привлекает людей

с низкими моральными качествами.

Э. Эйнштейн

Сила слаба тем, что верит только в силу.

П. Валери

Что же касается «барьеров», то они для меня

заключались в одном: никогда не изменять

своей позиции под давлением силы, а не аргументов.

Михаил Ходорковский

Услышала как-то фразу: «Часто убеждение бывает действеннее, чем сила».

Она вызвала во мне воспоминания детства. Папа пытается научить меня дисциплине. В детстве я много опаздывала, на уроки приходила по звонку или после звонка. Вставать удавалось с трудом. Трудно было себя организовать вовремя сесть за уроки или ложиться спать. Родителей это, конечно, сильно возмущало. В старших классах с папой переживали войны не на жизнь, а на смерть. Он считал, что нужно ложиться спать, а меня тяготили не сделанные до конца уроки. Сколько крови мы пролили, сколько нервов испортили друг другу. Папа, несмотря на то, что он был признанным учителем, не мог найти ко мне подход. Меня бесило его любимое слово «дрессировка». Как будто люди – это животные. Особенно по отношению ко мне.

Я ненавижу насилие. Почему я должна делать так, как хочет кто-то? Да, подогревая сковороду, и петуха можно научить танцевать. Но всякое насилие есть акция с разовым результатом. Можно заставить раз, два. Но чтобы человек что-то делал по собственной воле, он должен понимать, зачем и почему это нужно. Ему нужен мотив, как двигатель. Можно, конечно, сломать человека. Подавить его волю. Заставить. Приучить…. Как рабов. Один сдастся и станет молчаливым исполнителем, другой будет бороться, сопротивляться. Воздействовать на психику куда эффективнее. Понимание рождает желание, желание – действие. И тогда результат уже будет не разовым достижением, а постоянным, осмысленным, эффективным.

Пока у человека недостаточно аргументов, мотивации, разве можно от него ждать самостоятельных действий?

Только став взрослой, я поняла, как много мы упустили с отцом во время наших битв. Он потерял много здоровья, как и мама, которая не вмешивалась, но тоже была рядом с нами. Я потеряла доверие к отцу, все силы уходили на сопротивление. «Сопли», слезы. Отчаяние. С обеих сторон отчаяние. Были упущены годы… Конечно, хорошо, когда человек пунктуален, дисциплинирован, организован. Но эти добродетели ниоткуда не возникают. Они воспитываются годами, особенно, если человек не имел к ним склонности. Конечно, впоследствии я пожинала плоды своей неорганизованности. И в учебе, и на работе. А самым ужасным было то, что я обнаружила свои черты в своем ребенке. Хорошо, что он не во всем оказался похож на меня. Он умеет быть, когда нужно, и собранным, и организованным. Но, как и я, он не приемлет насилия. И находит для нас, родителей, аргументы, чтобы мы это насилие не применяли. Мудрый ребенок.

Вторым ярким примером для меня стала конюшня. Вспоминаю свои первые годы: нас учили, что лошади нужно, прежде всего, показать, что ты сильнее. Заставить. Жутко было видеть борьбу человека с живым существом, порванный трензелем рот, выкаченные глаза, истерики, синяки. Один конь в прокате, устав от тупых наездников, просто не двигался с места, упорствуя в борьбе. Можно было его бить, тащить, а он стоял на месте весь час прокатного времени. Глупо, смешно со стороны и абсолютно неэффективно. Но встречались разные люди, веяния. И вот уже другой коллектив и иной подход. Лошадь нужно «просить», «предлагать», «объяснять». И я вижу работу в руках, когда лошадь старается угодить человеку, стараясь делать то, что тот просит. Не за еду, а просто потому, что она поняла, что от нее требуется. Работа, как игра, как желание контакта, ответ на просьбу. Работа на кордео, веревке, свободно болтающейся кольцом на шее, когда нет уздечки с трензелем, давящим на рот. Говорят, что сознание лошади подобно сознанию трехлетнего ребенка. Разве хочется мучать ребенка? Да, лошадь большая, может ненароком повредить или сделать больно. Но животные тоже обладают сознанием, вниманием и желанием общаться. И ценят, когда в них видят личность.

Так что для меня интересным в жизни стало именно то, как найти подход к человеку. Пусть не сразу, не со всеми и не во всем. Но так здорово, когда удается найти нужные аргументы! Москва не сразу строилась.

Рудина Ирина