Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Маленькие Эйнштейны или профориентация с пелёнок

 

«Ранний успех – ужасный учитель».

Крис Хэдфилд, астронавт.

 

В наше время родители очень беспокоятся за будущее своих детей и с рождения делают всё возможное, чтобы обеспечить ребенку идеальные условия развития: «Мы должны сделать ребенка счастливым», «Родители должны дать ребенку всё и даже больше», «А если всего не дали, то плохие это родители». Ведь зачастую дети для родителей – это не отдельные личности, а всего лишь продолжение их собственной жизни и желаний. В «идеальных» условиях выращиваются Митрофанушки, которые ни учиться совершенно не желают, ни думать, а уж трудности преодолевать – так это вообще не про них.

Теперь еще появилось такое новое модное проявление «заботы» о ребенке, как попытки ввести его в профессию уже с начальной школы. А то и с садика. Всё это подпитывается рекламой: «Мы раскроем в вашем ребенке математический талант», «У нас учат на инженеров с пеленок», «Наша онлайн школа «Маленькие Эйнштейны» сделает из вашего ребенка гения!», «У нас становятся вундеркиндами». А также сарафанное радио: «Ооо, все элитные детки уже  давно в физико-техническом лицее – и нам туда же надо». Дети, которые с садика выступают на конференциях, получают дипломы и грамоты, считаются успешными. Их родители спокойны. И наоборот, страдают от чувства неполноценности родители тех, кто в детстве не имеет ни ярких успехов, ни склонности к профессии. Для кого сделать домашнюю – подвиг, а о том, чтобы в классе выступить, и речи нет. Кто вечно бежит сзади всех на физкультуре, ни отжаться, ни подтянуться. Кто заканчивает четверть на твёрдую тройку по русскому и математике. Кто не может выучить стихотворение с 55го раза. Но жизнь показывает: при правильной помощи со стороны родителей такие дети трудятся гораздо больше «благополучных» и в результате осваивают важнейшие жизненные умения. Они умеют спокойно переписывать работу с двойкой. Выслушивают очередную критику без истерик. Исправляют свои вечные и бесконечные ошибки. Поражение в соревнованиях воспринимают, как факт. Чего, как позже выясняется, совершенно не умеют те, к кому большой успех пришел еще в детском саду – на радость родителям и на беду им самим.

Но не все это понимают. «Чем раньше определится с направлением в жизни, с профессией, тем дальше пойдёт, больших высот достигнет», — думают заботливые родители. Так кажется легче – знать всё заранее и не мучиться поиском, выбором, отслеживанием ситуации или изменившимся различением добра и зла. Увидев, что ребенок пишет рассказы, клеют на него ярлык «гуманитария» и ждут не дождутся, когда он дорастет до пятого класса, чтобы затолкать в гуманитарный лицей. Ребенка, который ловит и рассматривает жуков-пауков, называют биологом, а того, кто интересуется анатомией, уверенно считают будущим врачом. Рисует – значит художник. Поёт – значит артист.

Пример из жизни студентов. Малика с детства обожала зверушек и насекомых. Собирала всех, выращивала и кормила. Весь поселок знал это, её называли «наш биолог». Она действительно хотела  на биологический готовиться, да вовремя помог школьный учитель, который объяснил, что учиться на биологии – это значит, придётся ловить, сушить и препарировать. Школьница изменила свой выбор и учится на инженера.

Вред стереотипов в том, что родители, а вслед за ними и ребенок, другого пути в жизни уже не видят. Это не только ограничение выбора дел в жизни, похожее на узкий коридор, по которому нужно спешно лететь, даже не глядя по сторонам. Но это еще и реальная вероятность недоразвить недостающие качества личности, которые привели бы человека на нужную дорогу. Это если только родители вовремя догадаются оторвать «компьютерного ребенка» от монитора и заинтересовать ручным трудом, круглосуточному «писателю» помочь не портить зрение, а поисследовать природу и огород, активного «разбойника» переключить на умственную работу и т.д.

Более здоровым путем пойдет тот, кто развивается во всем да понемногу. Обязательно ли с пятого класса знать свою будущую профессию и учиться в специализированной школе? Вред ранней специализации состоит в том, что при перевесе одних интересов другие умения пренебрегаются, не осваиваются. «Вы же психологи, зачем вам химия с математикой?» — удивлялась учительница в лицее. Козьма Прутков же говорил: «Узкий специалист подобен флюсу».

Посмотрим примеры из жизни известных людей. Родились ли они теми, в качестве кого мы их знаем? Вячеслав Тихонов, до того, как стать актёром, в 13 лет выучился на токаря и несколько лет работал по специальности на заводе. Иван Кулибин, еще не прославившись как изобретатель, много лет работал в часовой мастерской. А.П. Чехов, известный всем, как классик мировой литературы, в основной своей деятельности был врачом. Великий врач Сергей Петрович Боткин собирался стать математиком, но как раз вышел царский указ, который разрешал поступление гимназистам только на медицинский факультет! И пришлось ему идти на врача… а потом понравилось. Лев Толстой вообще учился на юридическом факультете.

Как видим, и великие люди не шли по жизни прямым путем, как по тоннелю, проложенному раз и навсегда. Хочется предостеречь от такой ошибки родителей. От иллюзии, что прямой путь, придуманный ими – самый лучший и правильный. Лучше помочь детям освоить разные сферы жизни, учась через них не столько знаниям, сколько жизненным умениям и навыкам понимания, человечности, щедрости, взаимопомощи, сообразительности, заботы о мире, в котором столько интересного. Нет смысла превращать семью в образовательный полигон, где ребенка готовят к жизни, которая будет когда-то потом. Здесь и сейчас маленький человек учится прощать близкого и сам просить прощения, сказать доброе слово, накормить бабушку, обнять кошку, встать и пойти за покупками, убрать за собой и у рыбок. Подобные вещи развивают преодоление лени, отказ от эгоизма, победу над высокомерием, злостью, обидчивостью. Таким образом идёт нравственное развитие, которое первоочередное. С силой положительного опыта, накопленного за годы детства добрыми делами, человек получит больше шансов на развитие в нужной профессии. А то и в нескольких.

  1. PS. Статья не предназначена для родителей реальных эйнштейнов, которые действительно с пеленок сами без нас знают, кем им быть, и идут к своей цели.

Устюжанина Анна