«Разумная достаточность — это
удел мудрых».
С. Я. Устюжанин
В состоянии неопределенности человек не знает, чего хочет. Он хочет вроде бы и то, и это, пятое и десятое. И непонятно, какого рожна ему еще надо. Удовлетворяя одни потребности, возникают другие, и так без конца и края.
Но не все потребности, которые стремится удовлетворить человек, являются для него жизненно необходимыми.
Многие потребности преувеличены, надуманны, а зачастую искусственно созданы и поддерживаются в коммерческих интересах. Так, например, табачным бизнесменам материально выгодно, когда их потребитель имеет зависимость глотать дым. И чем больше таких курильщиков, тем успешнее табачный бизнес. Таковы законы роста экономики в потребительском обществе.
Человек-потребитель ставит свои потребности во главу угла. А пропаганда навязчивой рекламы порой взращивает надуманные потребности в комфорте, в различного рода развлечений, в роскоши. Делается это для того, чтобы потребитель все больше и больше удовлетворял свои желания, порой переходящие в непотребство.
Другая крайность — аскетизм. Это когда человек намеренно ограничивает себя в базовых потребностях: в питье, еде, одежде, в чистом воздухе, в жилище, в общении. И при этом не получает удовлетворения от жизни, страдает, пребывает в озабоченности.
Как определять разумную достаточность, чтобы не впадать в крайности?
Для определения разумной достаточности нужно иметь четкие убеждения и цели, без которых вообще трудно сделать выбор, отсеять ненужное, отклонить второстепенное и сосредоточиться на необходимом и действительно жизненно важном.
Также для определения разумной достаточности в чем-либо необходимо опираться на основополагающие нравственные ценности: совесть, разумность, волю. Опираясь на такие фундаментальные ценности, человеку легче будет восполнить и недостаток в жизненно необходимом. Такое поведение приносит удовлетворение, покой, радость, гармонию с самим собой и окружающими.
Разумная достаточность — это удел мудрых. А мудрость приходит с приобретением нравственного опыта.
Крючков Сергей