Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5
  • Расширенное толкование нравственных законов 6
  • Афоризмы
  • Расширенное толкование нравственных законов 7
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов

Горький пряник

Похвалы, подобно золоту и алмазу – имеют ценность лишь тогда, когда они редки

Бенджамин (Бен) Джонсон

 

Как-то мне попались рассуждения одной мамы про похвалу детей. Она писала о том, что похвала, в частности, употребление слова «молодец», стало неотъемлемой частью воспитания. За любое положительное действие ребёнок получает похвалу: убрал игрушки – молодец, помог помыть посуду – молодец, почитал книгу – молодец и т д.

Ребенок уже с пеленок привыкает получать похвалу и, вырастая, уже не может без этого обойтись. Похвала, вознаграждение становятся для него мотивацией к действию, как морковка для движения ослика.

В конце своих рассуждений автор предложила хотя бы ненадолго отказаться от употребления слова «молодец». И, как ни странно, даже общаясь только с взрослыми, мне это оказалось нелегко. Я и не задумывалась, как часто употребляю это слово, как часто хвалю.

Получается, что с самого детства нас захваливают, приучают, что за любым положительным действием следует похвала, одобрение. Для многих это становится мотивацией к действию. В противном случае, если похвалы нет, то и нет смысла что-то делать.

Вот, к примеру, школа. Очень часто дети учатся хорошо, не потому, что им интересны предметы, и они осознают необходимость получения знаний, а потому, что хорошая оценка – это как похвала, и медаль – как результат, и итог — «я всё правильно сделал, я молодец».

И дальше по жизни люди ждут признания, одобрения, похвалы и награды и в быту (вынес мусор – молодец, сварила суп – молодец и т. д.), и на работе, даже в рамках выполнения своих должностных обязанностей (выполнил план – молодец, не опоздал на работу – молодец и т. д.).

Таким образом, по жизни нас ведет ложная мотивация. И не получая должного признания наших действий, мы обижаемся, что нас не похвалили. Перестаем добросовестно трудиться, жить, выстраивать отношения.

Но как же быть? Не хвалить совсем? Ведь ребенка нужно мотивировать, показать одобрение его действий.

Альтернативным вариантом может быть благодарность или пояснение ребёнку положительного итога его действий. Например, помыл посуду – «Спасибо, что помог, у меня освободилось больше времени для тебя»; убрал игрушки – «Смотри, как удобно: игрушки не потеряются, и ты без труда найдешь нужную»; помог по хозяйству – «Смотри, какие навыки ты уже приобрел, они тебе пригодятся в будущем»; почитал книгу – «Ты развиваешь самостоятельность, эти знания помогут тебе в учёбе», и т. д.

Примеров может быть множество. Так ребёнок привыкает к тому, что положительные действия нужно делать не ради похвалы, а для собственного развития, для помощи другим людям, для более интересной и насыщенной жизни.

И тогда похвала будет не обыденностью, не обязанностью, не будет во вред, а действительно станет ценным подарком!

Хабарова Ксения