Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Это нормально

Что такое норма? Кто ее устанавливает? Как понять, соответствует поступок человека норме или нет?

Например, ребенок не хочет взаимодействовать, общаться с другими детьми да и со взрослыми не горит желанием. Норма ли это? Сейчас таких детей называют интровертами, и такое поведение считают нормальным.

Часто оказывается, что человек, для которого применить насилие по отношению к другим – норма, сам в свое время стал жертвой насилия. И, как по замкнутому кругу, передает свой отрицательный опыт насилия другим, с кем взаимодействует. Не умеет по-другому. Потому что по отношению к себе видел то же самое. А как вырваться из этого порочного круга, не знает. Потому что именно так получается у него добиваться результата: прикрикнул на детей – успокоились, пнул кота – не лезет, «куда не надо».

А, бывает, у человека настолько развит положительный навык, что он нейтрализует отрицательный опыт окружающих. Например, находясь рядом с человеком, у которого большая сила миролюбия, другие люди не могут ругаться в его присутствии, понимая, что это ненормально.

Если мать ругает своего ребенка, она точно причиняет ему зло, и его надо от такой матери изолировать? А именно так предлагает поступить так называемая ювенальная педагогика. Ну, заберем мы ребенка. Будет ли ему польза? Часто окружающие, которые наблюдают неправильное, с их точки зрения, поведение матери, не видят контекста, так сказать, всей картины происходящего. Если бы были внимательнее, могли по-другому посмотреть на подобную ситуацию. Мать, ругающая своего ребенка, может предотвращать таким способом совершение им недопустимого, а может, и противозаконного или опасного поступка, а не потакает его слабостям. Просто пока остановить зло по-другому не может. Для неё (как и для её ребенка) такое поведение – норма. И гораздо хуже бы было, если бы она ничего не предприняла, проявив равнодушие или попустительство.

Вот и получается, что мы не всегда правы, оценивая чужое поведение, как положительное, соответствующее норме, так и отрицательное. Есть нюансы, которые на первый взгляд могут быть не видны. И если кто-то оказался в отрицательной, на наш взгляд, ситуации, как знать, может, пройдя её, он получит тот опыт, который в конечном итоге сделает его лучше.

Титова Ирина