Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Друг – это наше второе «Я»?

Друг – это наше второе «я».

Зенон из Китиона

От дружбы больше пользы или вреда? Что лучше иметь, просто приятельские, доброжелательные отношения со многими или дружить только с одним? Дружить или не дружить? Заданные вопросы и полученные на них ответы в результате исследования, рассуждения на эту тему привели к определенному пониманию. У кого — то оно может вызвать скептицизм и несогласие, у кого — то — наоборот. Однако право любого человека — иметь свою точку зрения.

Исследование началось с ознакомлением высказываний писателей, философов. В. Г. Белинский говорил: «Друг мне тот, кому все могу говорить», «Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы». Жан де Лабрюйер подтверждает: «Доверие — первое условие дружбы». Персидский поэт Аттар предлагает: «Скрывать не надо своего недуга от двух людей: от лекаря и друга». Однако, если без анализа и рассуждения относится к этим советам (что нередко происходит), то человек может начать вести себя излишне откровенно, слишком открыто, «обнажаться». Ведь «доверяя» что — либо своему товарищу, другу, все же необходимо думать о том, что можно говорить, а что нет. Говорить всё — по меньшей мере, безрассудно и глупо. И, если вы хотите сохранить дружбу, то желательно не подстрекаться на излишнюю откровенность самому и не подстрекать к этому другого. Проявление же чрезмерного любопытства к вам или другому относительно вопросов личной жизни, узнаванию мельчайших подробностей, секретов друг друга ни к чему хорошему в конечном итоге не приведет, они более важны для личного анализа, нежели общего. Ваша же безграничная убежденность в обратном (чрезмерная «открытость», «искренность») может в любой момент «выстрелить», ударить вас бичом предательства и разочарования. Знаменита фраза «И ты, Брут?». Отчаянные предсмертные слова Цезаря, слепо доверявшего ближайшему соратнику, превратилась в афоризм, который выражает разочарование перед внезапным предательством друга. В дружбе главное – не создавать, не совершать того, о чем бы вы потом горько пожалели.

Другие философы, такие как Поль Анри Гольбах считает: «Друг, бесполезный для своего друга, становится для него чужим человеком». А Эразм Роттердамский в унисон утверждает: «Друг должен принимать на себя часть огорчений друга». Если же у вас в отношениях «завелся» принцип «ты мне – я тебе», то считай, что все пропало. Вы будете пользоваться, извлекать выгоду, и с вами будут обходиться точно также. Начало же дружбы, как и ее продолжение, это бескорыстие.

В басне Леонардо да Винчи «Настоящий друг» рассказывается, как орленок, высунув голову из гнезда, увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, — ответила орлица сыну.

– Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, — наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Пьер Буаста пытается нас убедить: «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину», Демокрит безапелляционно заявляет: «Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга». А Шота Руставели считает: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». Одинокие люди ограничивают свой круг общения. Они думают: «А зачем тратить лишнюю энергию?» и напоминают генератор с небольшой мощностью.

Исследование дружбы животных также приводит к определённому пониманию. «…Многим известно, что волки охотятся на лосей стаями, а дельфины промышляют рыбу стадами. Подобная взаимопомощь естественна для животных одного вида. Но иногда для охоты объединяются «чужаки». Такое происходит, например, в степях Средней Азии, где обитают лисица корсак и небольшой зверек перевязка (семейство куньих), похожий на хорька. Оба этих зверя любят мышь песчанку, однако поймать ее довольно сложно. Лисица и перевязка кооперируются. Перевязка выгоняет песчанку на поверхность, а лиса дежурит снаружи, у выхода из норы, не давая зверьку уйти. В результате добыча достается тому, кто первый до нее доберется. Иногда это бывает лиса, иногда – перевязка. Случается, что они так и бегают от норы к норе, пока не насытятся обе. А через несколько дней ждут друг друга в своем охотничьем районе и начинают новую облаву.

Среди морских жителей встречаются настоящие неразлучники, не способные существовать друг без друга. Классический пример такой пары – рак-отшельник и актиния адамсия. Рак поселяется в раковине моллюска, затем находит актинию нужного размера, отделяет ее от субстрата, аккуратно переносит в клешне на свой домик и усаживает ее там. Мелкие куски добычи, выскользнувшие изо рта у рака, будут попадать в ее рот. Кроме того, «оседлав» рака-отшельника, она получит возможность передвигаться, а, значит, быстрее обновлять воду в своем чреве, что для нее жизненно важно. Рак же отныне будет защищен от хищников, желающих им поживиться. Ведь актиния – серьёзный хищник, поскольку её яд очень близок по силе к яду кураре, а он настолько силен, что капли хватает убить леопарда.

Так и живут – дружат они вместе до самой смерти. Вот вам и рак – отшельник!

Конечно, более всего занимательна дружба между теми животными, которые в дикой среде непримиримые враги. Это тигр и поросята, выдра и барсук, кенгуру и вомбата и др. Что это? Если люди порой между собой вообще не могут договориться, а тут ДРУЖБА. На самом деле нет ничего удивительного, потому что они испытывают точно такие же эмоции, как и все живое.

Корифей этики Аристотель в своей «Никомаховой этике» выделяет три типа дружбы: первый – «Если кто — то любит извлекать пользу, он не любит другого человека, а просто получает от него пользу», второй – «Если кто – то любит проводить время с другим человеком ради удовольствия, то он не любит этого человека просто так, а общается с ним, лишь ради возможности хорошо провести время. Такие люди думают только о своих интересах и на самом деле не заботятся о друзьях…» и третий – «Если друзья любят друг друга за то, что они есть, а не ради удовольствия или пользы, которую можно получить, то только такая дружба полезна. Она стабильна и возможна только между хорошими и уважающими друг друга людьми».

Однако истинная дружба, в его понимании, может быть только при одном условии, если человек, люди хорошие. А если нет? То, по всей видимости, дружба вряд ли будет. Но ведь всегда можно измениться.

Что же получается? Дружба может быть различна, подвержена изменению, ей всегда можно научиться (как прыгать с парашютом). И еще придется постоянно трудиться, если вы хотите иметь действительно хорошую дружбу.

Но ближе всего стали диогеновские строчки «Я – гражданин мира». В них заложены и глубина, и смысл, и понимание. Свобода от зависимостей, условностей, истинное понимание дружбы, служение не человеку, потому что он слаб, а только Разуму! До (самого) конца, до донца!

(Используемые источники: https://vseonauke.com/1223040063592990881/aktiniya-i-rak-otshelnik—udivitelnyj-soyuz-takih-nepohozhih-zhivotnyh/; https://uznayvse.ru/interesting-facts/samye-izvestnye-predatelstva-v-istorii.html )

Скурлатова Елена