«То, что для меня, само собой разумеется, должно быть очевидно и для других, обсуждать это незачем», — с такими представлениями человек ленится взаимодействовать, договариваться с людьми. Из-за отсутствия взаимопонимания окружающие ведут себя не по его нраву. И человеку кажется естественным, что его бесит, когда люди поступают не так, как «должны», и что хочется поддеть тех, кто раздражает, навредить им.
«Можно устроить пакость «шутки ради» — окружающие повеселятся, значит, будут на моей стороне», — думая так, человек не упустит случая позабавиться за счёт тех, кто ему неприятен.
Получая удовольствие от злых проделок, теряет радость взаимной поддержки, добрых дел. На тех, кто одобрительно посмеивается над его шалостями, в трудную минуту рассчитывать не приходится. И человек в одиночку вязнет в собственной желчи.
Примеры:
А) Полагая, что главное на лекции — это присутствие, вникать же в суть совсем необязательно, если неохота, студент безучастно относился к происходящему у доски. Один из профессоров (старой закалки) не давал парню спокойно «считать ворон» — вопросами, шутками, комментариями включал его в работу. Студент же, с позиции «когда тебя ни на минуту не оставляют в покое это вызывает лишь неприязнь», испытывала антипатию к этому преподавателю. И когда наступило первое апреля, посчитал, что уже если разыгрывать того, кто тебя постоянно злит, то жестко. На перемене парень подменил воду на водку в графине на кафедре. Профессор хотел залпом выпить стакан, но поперхнулся, закашлялся, подавился, выбежал из аудитории. Этой проделки преподаватель не простил (он быстро вычислил, кто это сделал). И студент, как ни старался, не смог сдать ему экзамен.
Б) В организации двум сотрудницам выделили отдельный кабинет. Старшая, полагая, что обсуждать правила соседства — только время тратить («люди сами все должны понимать»), не потрудилась даже договориться, что надо закрывать кабинет на ключ. А когда младшая, отлучившись на минутку, оставила дверь открытой, её напарнице это не понравилось. «Беспечность молодых раздражает!» — разозлилась она. Решила по-своему проучить стажерку («Розыгрыш не грех, а урок на будущее»). Сказала, что у неё в сумке, были деньги, а теперь их нет. Сотрудница разволновалась, начала извиняться, разговор услышали другие.
И когда старшая призналась, что просто решила слегка проучить младшую, чтобы запомнилось лучше, никто её не поддержал, наоборот, сказали, что ей должно быть стыдно.
В) — Если муж вечерами бездельничает, то это его проблема, он должен меняться, а не жена.
Жене лень было подумать, почему муж теряет интерес к их совместным планам, предпочитая телевизор или компьютер, лень было поискать причины и в себе тоже.
— Раздражает невозмутимость ленивого мужа: кажется, только пожар заставит его оторваться от дивана!
Злилась на то, что никакие жалобы, упреки и угрозы с ее стороны не действовали.
— Пока жизнь не сыграла злую шутку с деградантом, надо опередить и сыграть ее самой.
Спрятала машину у подруги, а мужу сказала, что угнали.
Муж побежал в полицию, подал заявление об угоне, сильно расстроился. А когда жена сказала, что это был розыгрыш, вроде «волшебного пенделя», муж рассвирепел, отругал ее и уехал к матери.