Когда человек трудится только для того, чтобы потом побездельничать, ему надоедает, становится неинтересно преодолевать шаг за шагом на пути к своей цели. Тогда ему думается, что выбранное направление не во благо, а на зло, если отнимает много времени и сил. Он начинает злиться, что пошел не туда, выбрал не то, работает не с теми. Но и другое направление оказывается не легче. Куда ни кинь, всюду клин! Человеку кажется, что он совсем запутался, любая определенность раздражает, так как требует усилий, поэтому лучше без четкого плана — меньше нервов тратится. И человек остается в неопределенности.
Но такое состояние истощает еще больше, так как не приносит плодов, восполняющих силы.
Примеры:
А) ─ Тратить уйму времени и сил на подготовку в вуз неохота, пусть родители меня «поступят».
Из-за того, что было лень готовиться, пошел в тот вуз, на который у родителей хватило денег. Оказалось, что для учебы нужна не только денежная плата, но и знания.
─ Те, кто программы составляют, те, кто экзамены принимают ─ сами не живут и другим не дают, как назло.
Сложность, материала казалась ему неподъемной и надуманной (как будто специально, чтобы молодости лишить), вызывала негодование, злобу от бессилия преодолеть. Это привело к тому, что все, связанное с темой образования, стало вызывать отвращение.
─ Когда об учебе даже думать противно, определиться с выбором на будущее невозможно.
Оставалось только плыть по течению: куда позовут и что предложат «полуспециалисту» с неоконченным высшим.
Разочарование, апатия, депрессия.
Б) ─ Когда устал, неохота ничего решать.
И.о. заведующей в конце рабочего дня думала только о том, чтобы посмотреть сериал за чашечкой чая. И уже собралась уходить, но зашли сотрудники со срочным вопросом, ей лень было заниматься очередной проблемой.
─ Как не злиться, когда подчиненные ничего не могут решить самостоятельно и нет конца их вопросам!
Рассвирепев, она поняла, в таком состоянии все равно не может не во что вникать, и подумала:
─ Пусть разберутся сами хоть как-нибудь!
Так и ответила.
«Как-нибудь» и сделали, а расхлебывать пришлось ей. И на должность ее не утвердили.
В) ─ Начальнице некогда разбирать взаимоотношения в коллективе ─ пусть сами разбираются.
Лень было выслушать все стороны конфликта и поискать выход.
Когда на планерке она рассказала, что организации предложили представлять регион в серьезном конкурсе (кроме профессионализма требовалась сплоченность), люди начали высказываться и противостояние обострилось.
─ Возмущают подчиненные, одержимые тупым эгоизмом!
Она сама не заметила, как общая озлобленность охватила и ее тоже.
─ В состоянии кипения невозможно ни разобрать, что происходит, ни определиться с дальнейшими действиями.
Когда ей позвонили узнать о решении коллектива, она не смогла ответить ничего определенного. Участие в конкурсе со всеми вытекающими бонусами тут же передали другой организации.
Г) ─ Если не было проблем в прежнем коллективе, то и в новом все сложится само собой, заботиться не о чем.
Женщина нашла работу по специальности, но ленилась выстраивать отношения с коллегами: действовала, как легче и удобнее, мнением других себя не обременяла, чем вызвала неприязнь к себе.
─ На негативное отношение невозможно не злиться.
Женщину стали раздражать окружающие, она с отвращением шла на работу, которую так долго искала.
─ Когда ситуация озлобляет и ни один из вариантов выхода не устраивает, остается только «зависнуть» в неопределенности.
Бросить эту работу – другой по специальности нет, продолжать работать – невыносима такая атмосфера. Это состояние довело её до нервозности, головной боли, повышения давления, пришлось уйти на больничный.